Фрагмент для ознакомления
2
Введение
География, являясь одной из основополагающих школьных дисциплин, дает необходимые знания по природным, этническим, историко-культурным вопросам, которые необходимы для выявления и решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия человечества с окружающей средой. Благодаря географии, учащиеся знакомятся с нашей страной, ее территорией, природными богатствами, населением, а также с миром в целом.
Одним из условий решения задач, стоящих перед образовательными организациями, является формирование ключевых компетенции: метапредметных. межпредметных и предметных. т.е. должен быть реализован компетентностями подход в обучении и воспитании. Компетентностями подход - это сложная методическая задача формирования у обучаемых готовности к восприятию знаний, умений и навыков.
Школьный предмет география - единственная дисциплина, которая является частью «общественно-научных предметов» и содержание которого одновременно относится и к естественным и к общественно-гуманитарным знаниям.
Приоритетным направлением современного географического образования является практическая деятельность, что в полной мере соответствует реализации компетентностного подхода, поскольку практическая деятельность позволяет ученикам овладевать умениями и навыками, которые необходимы в повседневной жизни. Учебная деятельность согласно компетентностному подходу должна иметь личностно-ориентированный и исследовательский характер.
Большие возможности по реализации компетентностного подхода имеет внеурочная деятельность по географии. Согласно Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) внеурочная деятельность является одним из инструментов достижения личностных и предметных результатов обучения; внеурочная деятельность это еше и условия творческой самореализации обучающихся и их профессионального развития.
В процессе преподавания географии внеурочная деятельность играет значительную роль: учит школьников самостоятельной работе, вести наблюдения и вырабатывать практические навыки. Организация внеурочной деятельности школьников по географии определяется необходимостью при изучении физической географии наблюдать природные процессы воочию, а в курсе экономической и социальной географии изучение технологических процессов лучше всего организовывать непосредственно на производстве с применением краеведческих ресурсов.
Внеурочная деятельность может носить предварительный характер, обогащая материал урока, а может быть организована после изученной темы, в качестве закрепления и углубления полученных знании. Данная деятельность может быть достаточно сложной по сравнению с предварительными заданиями, поскольку рассчитывает на большую самостоятельность учеников. В зависимости от уровня подготовки и индивидуальных интересов ученики могут получать задания разной степени сложности.
Продолжительность выполнения внеурочной работы может быть различна в зависимости от тематики и содержания. Результаты внеурочной деятельности должны быть использованы на уроках.
При хорошей организации внеурочной деятельности можно максимально способствовать удовлетворению познавательного интереса школьников и реализовывать воспитательные задачи, стоящие перед каждой дисциплиной. Но, к сожалению, до сих пор обнаруживаются некоторые проблемы, связанные с организацией внеурочной деятельности школьников. В-первую очередь это отсутствие системы внеурочной деятельности; во-вторых, при организации образовательных и воспитательных мероприятий редко учитываются интересы учеников; в-третьих, внеурочные мероприятия чаще всего носят увеселительный характер.
Цель исследования: изучить методику преподавания курса география России.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Изучить историю географического образования;
2. Выявить проблемы географического образования в современной школе;
3. Проанализировать методы и приемы преподавания курса «География России»;
4. Рассмотреть формы проведения внеурочной деятельности школьников по географии;
5. Разработать программу внеурочной деятельности по географии.
Объект исследования: методика преподавания географии России в общеобразовательных учреждениях.
Предмет исследования: внеурочная деятельность в географическом образовании.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Преподавание географии в общеобразовательной школе
1.1. История географического образования
Авторитетное положение образования и школы, как институтов духовной сферы общества, обеспечивается за счет выполнения ряда ключевых функций, направленных на удовлетворение общественных запросов, ожиданий со стороны всех участников общественных отношений. Стоит отметить, что сам процесс образования строиться на передаче накопленных знаний от старших поколений к младшим, т.е. во время обучения учителям и другим педагогическим работникам выпадает ответственная миссия, а именно приобщение подрастающей личности к достижения человеческой цивилизации. Отсюда вытекает и интегративная функция образования, так как ребенок или ученик в результате освоения новых знаний приобщается не только к терминам, фундаментальным законам и правилам, а также к культурным ценностям, нравственным идеалам, принципам мировоззрения, формируя тем самым свою социальную общность .
Бесспорным будет тот факт, что образование выполняет и ряд других социально важных и значимых функций, но особый интерес представляет анализ влияния отдельных дисциплин школьной программы на формирование мировоззрения учащихся, их представления об окружающем мире и о взаимоотношении природы и человека.
Особое место в школьном обучении отводится такому предмету как география, ведь уникальность данной дисциплины и заключается в том, что она помогает ученику найти ответы на все вышеописанные вопросы. Именно на уроках географии ученик может познать целостную картину своей планеты, узнать характер большинства природных процессов, проследить важнейшие динамики, найти ответы на интересующие вопросы.
География – это учебный предмет мировоззренческого характера, формирующий у обучающихся комплексное, системное представление о своей стране и о Земле в целом. Это единственный учебный предмет, способный успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук, обеспечивая значительный вклад в повышение общекультурного уровня обучающихся. Наряду с многими школьными дисциплинами, география – это базовый учебный предмет для формирования у обучающихся традиционных российских духовных ценностей и самосознания .
Возвращаясь к вопросу о важности предмета, стоит отметить, что за географией как учебным предметом, признается важнейшая роль в формировании у школьников научного мировоззрения. Человек не может существовать, не познав среду обитания, ее сущность и проблемы. Именно поэтому исторически преподавание географии началось раньше преподавания других дисциплин и занимало ведущее положение на разных ступенях образования. У общественности не возникает нареканий по поводу того, что детей необходимо обучить элементарным навыкам и умениям, таким как чтение, чистописание, арифметический счет. Так почему же, школа не должна задаться целью научить их общению с природой. Кроме этого, как упоминалось выше, география помогает осознать роль человека в мире, его потенциальные возможности и слабости .
Приходится признать, что после смерти Н.Н. Баранского, отечественная педагогика не имеет примеры столь плодотворной интеграции географической науки, школьной и университетской географии. После Великой Отечественной войны географическое образование испытало новый подъем. В 50 - х годах прошлого столетия советское географическое образование было одним из лучших в мире. На географию выделялось до 16 часов, т.е. по 2,5 - 3 часа в неделю в каждом классе.
С распадом СССР и началом масштабных реформ в сфере образования, географическое образование стало терять свои позиции. «Удельный вес» географии снизился сначала до 11 часов, а затем до 9 часов. В 2004 году Министерство образования и науки РФ приняло новый Федеральный Базисный план, который ускорил «наступление» на предмет .
Учительская общественность того времени с большим трудом, но все - таки смогла частично отстоять дисциплину. Однако, в старших классах география изучается в случае, если класс универсальный. В 6 классе на изучение географии отводится 1 час в неделю, при этом стоит отметить, что содержание программы осталось прежним. В 6 классе закладываются базовые представления, на основе которых идет дальнейшие изучение дисциплины. Подводя итог вышеуказанным тенденциям, можно убедиться в том, что последние полвека географическое образовании в России, а особенно в последнее десятилетие катастрофически разрушается, школа выпускает географически неграмотное поколение молодежи.
1.2. Проблемы географического образования в современной школе
География является обязательным предметом на уровне основного общего образования. В России принята «Концепция развития географического образования в Российской Федерации», ежегодно проводится международная акция – Географический диктант. Площадка для проведения диктанта может быть открыта на базе любого образовательного учреждения. Линии учебников, включенные в Федеральный перечень учебников, оснащены УМК в составе: учебники, рабочие тетради, технологические карты уроков, ЭФУ, картографический тренажер, рабочая программа, методические пособия. Для учителей издаются научно-методические журналы «География в школе» и «География и экология в школе 21 века». Казалось бы, о каких проблемах географического образования может идти речь, если все так хорошо. Однако проблемы существуют.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Баранова, Д.Ю. Методическое пособие к урокам географии [Текст] : пособие для учителей / Д.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова. – М.: Просвещение, 2013. – 78 с.
2. Богучарсков В.Т. История географии, учебник для вузов. – М., Академический проспект, 2016.
3. Богучарсков В.Т. Очерки по истории экологического и географического учения: Географический аспект / В.Т, Богучарсков. – Ростов - на - Дону, Изд - во Рост. ун - та, 2019.
4. Буркин, Е. И. Цели географического образования в современной школе / Е. И. Буркин // Школьная педагогика. – 2018. – № 3(13). – С. 1-4.
5. Гасанова, Н. К. Место географического образования в системе среднего образования разных стран / Н. К. Гасанова // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации : сборник статей XVI Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 ноября 2021 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 27-31.
6. Гербер, Р. Глобализация образования и преподавание географии: в будущее вместе // География в школе. – 2002. – № 2. – С. 25.
7. Дмитрук Н.Г. Методика преподавания географии в школе / Н.Г. Дмитрук. – М., Просвещение, 2017. – 214 с.
8. Ергина Ю.В. Подготовка педагогических кадров в дореволюционной и советской России / Ю.В. Ергина // Педагогический журнал Башкортостана. - №1. – 2016.
9. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: учебно-методическое пособие / М.Г. Ермолаева. СПб.: КАРО, 2011. 160 с.
10. Иванищева Н.А. Миссия образования в формировании научной картины мира // География: развитие науки и образования: в 2 т. кол. монография по матер. ежегодной междунар. науч.-практ. конф. LXXIII Герценовские чтения (СанктПетербург, 22-25 апр. 2020 г.) / отв. ред. С.И. Богданов, Д.А. Субетто, А.Н. Паранина. СПб.: Астерион, Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. Т. 1. С. 49-54.
11. Концепция развития географического образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250
12. Максимов Г.Н. Методология и дидактика географии / Г.Н. Максимов. – М.: Просвещение, 1996.
13. Методика обучения географии в школе: Метод. пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии / Под ред. Л.М. Панчешниковой. М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997.
14. Низовцев В.И. Историческое развитие географического образования в России / В.И. Низовцев. – СПб.: Изд - во СПбГУ, 2015.
15. Низовцев В.И. История географии в Росии / В.И. Низовцев. – М.: Наука, 2017.
16. Петрова, Н. Н. География в школе: проблемы и перспективы / Н. Н. Петрова // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2019. – № 3. – С. 30-37.
17. Пиловец Г.И. История и методология географической науки / Г.И. Пиловец. – Волгоград: Изд - во ВГУ им. П.М. Машерова, 2011.
18. Понурова Г.А. Проблемный подход в преподавании географии в средней школе / Г.А. Понурова. – М.: Просвещение, 1996.
19. Рахматуллин, М.Т. Современное естественнонаучное образование и перспектива его развития / М.Т. Рахматуллин //Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. – С. 10.
20. Реализация концепции географического образования в новой линии «Классическая география». [Электронный ресурс]. – URL: https://rosuchebnik.ru/material/realizatsiya-kontseptsii-geograficheskogo-obrazovaniyav-nbsp-novoy-li/
21. Репринцева Ю.С. Концепция ценностного самоопределения обучающихся в процессе изучения школьной географии: монография / Ю.С. Репринцева. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2019. 337 с.
22. Суворова Л.Б. Готовимся к исследованию по географии: учебно - метод. пособие/ Л.Б. Суворова, И.В. Шимлина.- Павлодар: ПГПУ, 2020. 77 с.
23. Сухоруков В.Д. Методика обучения географии: учебник и практикум для вузов / В.Д. Сухоруков, В.Г. Суслов. М.: Изд-во Юрайт, 2020. 365 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://urait.ru/bcode/447484
24. Таможняя Е.А. Методика обучения географии: учебник и практикум для вузов / Е.А. Таможняя, М.С. Смирнова, И.В. Душина; под общ. ред. Е.А. Таможней. — М.: Изд-во Юрайт, 2020. 321 с. [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/450633
25. Телепенко, Ю. А. Проблемы географического образования в современной школе / Ю. А. Телепенко // Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития : Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 12–13 декабря 2020 года. – Москва: Издательство "Перо", 2021. – С. 29-33.