Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Речь - это сложный процесс, она состоит из множества процессов, среди которых есть монологическая речь. Особенности формирования связной речи у детей, как монологической, так и диалогической, описаны в работах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Н.И. Горелова.
Монологическая речь развивается постепенно к дошкольному возрасту. Об этом говорили Н.Д. Арутюнова, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, В.В. Одинцов, Г.Я. Солганик. анализ онтогенеза связной речи и условий, обеспечивающих ее развитие в раннем и дошкольном возрасте, показывает, что, как и любая способность, она формируется фрагментарно, приобретая сложную структуру. Чтобы добиться связности речи, необходимо уметь не только выделять содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать необходимые для этого языковые средства: интонацию, логическое ударение. Дети должны уметь выбирать наиболее подходящие слова для выражения этой мысли, уметь строить сложные предложения, использовать различные языковые средства для соединения предложений и перехода от одного предложения к другому.
Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многомерных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возраста, проведенных Левиной Р.Е. и коллективом исследователей Научно-исследовательского института дефектологии, ныне Научно-исследовательский институт коррекционной Педагогика (Никашина Н.А., Каше Г.А., Спирова Л.Ф., Жаренкова Г.М., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. и др.). С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:
Уровень 1 - "безмолвные дети"; нет общей речи.
Уровень 2 – начальные элементы просторечия, характеризующиеся скудным словарным запасом, явлениями аграмматизма.
Уровень 3 – появление развернутой фразовой речи с недоразвитостью ее звуковой и смысловой сторон.
Уровень 4 – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематических и лексико-грамматических аспектов речи.
Для развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (далее - III уровень) важными обстоятельствами являются: сниженный уровень языковых обобщений, трудности в мыслительной деятельности. Кроме того, у детей старшего дошкольного возраста с III уровнем нарушается формирование всех или некоторых элементов речевой системы, связанных со звуковой и смысловой стороной. В то же время одним из важных показателей готовности детей к школе является уровень сформированности монологической речи.
Объект исследования: состояние процесса развития монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности процесса развития монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: изучить особенности процесса развития монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Изучить литературу по развитию монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
2. Подобрать методику констатирующего эксперимента по развитию монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития
Гипотеза: У детей с общим недоразвитием речи третьего уровня имеются нарушения связной монологической речи (логической последовательности, полноты передачи содержания текста, смысловые несоответствия и т.д.)
В исследовании были использованы следующие методы: анализ специальной психолого-педагогической литературы; психолого-педагогический эксперимент; наблюдения за детьми; качественный и количественный анализ результатов психолого- педагогического эксперимента.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, всего 34 страницы текста. Список литературы состоит из 51 источника.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Понятие «монологическая речь»
Речь — это разновидность общения с использованием языка, характеризующаяся выбором определенных лексических или грамматических средств в зависимости от условий и целей общения [1, С. 18].
Речь является объектом изучения многих наук и, с точки зрения каждой, предстает в виде сложного и Связного физиологического механизма; набор акустических преобразований; процесс принятия, хранения, передачи и производства информации. Он занимает видное место в системе высших психических функций и представляет собой исторически сложившуюся форму общения, опосредованную языком [19, С. 215].
Речевое общение осуществляется в разных формах и типах и протекает в разных условиях. Он может преследовать разные конкретные цели. Высказывания говорящего могут быть адресованы собеседнику, находящемуся в непосредственной близости и участвующему в разговоре, или людям, которые воспринимают обращенную к ним речь посредством чтения или технических средств коммуникации [43, с. 77].
Связная монологическая речь, представляющая собой многомерную проблему, является предметом изучения различных наук - психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной техники.
Применительно к различным типам развернутых высказываний связный дискурс определяется как совокупность тематически объединенных фрагментов дискурса, которые тесно связаны между собой и составляют единое семантическое и структурное целое [33, С. 20].
По мнению А. В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составляющие языковые компоненты которой (важные и служебные слова, словосочетания) организованы по законам логики и грамматической структуры этого языка. В соответствии с этим каждое отдельное самостоятельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи. Понятие "связная речь" относится как к диалогической, так и к монологической формам речи [17, С. 179].
В то же время в психологической и психолингвистической литературе связная (или монологическая, или контекстуальная) речь рассматривается как сложный вид речевого общения, как особый вид вербальной мыслительной деятельности, имеющий более сложную структуру, чем фразовая или диалогическая речь. Именно это определяет тот факт, что даже хорошо сформированный навык владения фразой не в полной мере обеспечивает способность создавать связные сообщения [2, с. 175].
Воробьева рассматривает связную речь на современном этапе развития науки как своего рода мыслительную деятельность, результатом которой является текстовое сообщение.
Как продукт речевой деятельности текстовое сообщение выступает в единстве двух планов — внутреннего, субъективного и смыслового, и внешнего, формального и языкового.
Внутренний план, отражающий содержание, заданное интеллектом, представляет собой набор программ разных уровней: это одновременно программа всего текстового сообщения и программа каждой отдельной фразы [3, с. 56].
Нарушение целостности внутреннего плана приводит к нарушениям мышления и непониманию такого сообщения партнером по общению. Внешний план монологического высказывания представляет собой линейную последовательность предложений, организованных в соответствии с правилами группового языка. Этот план характеризуется признаком связности, который проявляется в зависимости коммуникативно слабых предложений от коммуникативно сильных [20, С. 179].
С. Л. Рубинштейн, развивая учение о монологической речи, прежде всего отмечает, что она построена на способности раскрывать мысль в Связном речевом построении.
Сложность монологической речи, отмеченная исследователями, автор объясняет необходимостью «передать в речевом выражении более или менее обширный набор речей, предназначенных для постороннего слушателя и понятных ему». Представление смысловых отношений в речевой конструкции автор называет речевым контекстом, а речь, обладающая таким качеством, - контекстуальной или Связной. С. Л. Рубинштейн четко выделяет в контекстной речи два взаимосвязанных плана: мыслительный и речевой, что позволяет подойти к анализу связной речи как особого вида мыслительной деятельности.
А. А. Леонтьев особо выделяет такие качества монологической речи, как относительное развертывание, произвольное большое развертывание и программирование. Обычно говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное выступление, но и весь монолог в целом [34, С. 378].
Являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. Он использует и обобщает компоненты языковой системы, такие как словарный запас, методы выражения грамматических отношений и синтаксические инструменты. В то же время он реализует план декларации в последовательной, последовательной и заранее спланированной форме. Реализация согласованного развернутого высказывания предполагает сохранение в памяти скомпилированной программы на весь период речевого общения, использование всех видов контроля процесса речевой деятельности (текущий, последующий, упреждающий) при поддержке слухового и зрительного восприятия (составление речевой программы). рассказ на наглядном материале). По сравнению с диалогической, монологическая речь более контекстуальна и представлена в более полной форме, с тщательным подбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных синтаксических конструкций, в том числе сложных. Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление-важнейшие качества монологической речи, вытекающие из ее контекстуального и непрерывного характера [51, с. 207].
Существует ряд разновидностей устной монологической речи, или «функционально-семантических» типов. В дошкольном возрасте основными типами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения [9, с. 310].
Сообщение о фактах реальности, состоящее из отношения одновременности, называется описанием. Это относительно развитая словесная характеристика объекта или явления, отображение их основных свойств или качеств, данных «в статическом состоянии».
Сообщение фактов, которые находятся в отношениях последовательности, названо в честь повествования. Повествование сообщает о событии, которое развивается во времени, содержит «динамику». Подробное монологическое изложение имеет, как правило, следующую композиционную структуру: вступление, основная часть, Заключение [26, С. 116].
Особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь всех фактов (явлений), называется рассуждением. Структура монолога-рассуждения включает: исходный тезис (информация, истинность или ложность которой должна быть доказана), аргументативную часть (аргументы в пользу или против первоначального тезиса) и выводы. Таким образом, рассуждение состоит из цепочки суждений, образующих умозаключения. Каждый из видов монологической речи имеет свои особенности построения в зависимости от характера коммуникативной функции.
В специализированной литературе выделяются следующие критерии связности устного сообщения: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями (членами) предложения и полнота выражения мысли говорящего [39, С. 187].
Еще одна наиболее важная характеристика подробного заявления - это последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда негативно сказывается на связности текста. Наиболее распространенным типом последовательности изложения является последовательность сложных взаимосвязей — временных, пространственных, причинных, качественных. Основными нарушениями последовательности изложения являются: пропуск, перестановка элементов последовательности; смешение различных последовательных рядов (когда, например, ребенок, не закончив описания одного существенного свойства объекта, переходит к описанию следующего, затем возвращается к предыдущему и т. д.).
Таким образом, монологическая речь - это речь одного человека, выражающая в более или менее подробной форме его мысли, намерения, оценку событий и т.д. Монологическая речь относится в основном к контекстуальной речи, поэтому она характеризуется последовательностью и логикой, законченностью, содержательностью, завершенностью и ясностью мысли, что делает ее более независимой от ситуации.
1.2 Развитие монологической речи в онтогенезе
Монологическая речь изучалась многими лингвистами с точки зрения функциональной лингвистики текста (н. д. Арутюнова, В. В. Виноградов, г. о. Винокур, В. В. Одинцов, Г. Я. солганик и др.), психологами с точки зрения теории порождения речи (н. д. Арутюнова, В. В. Виноградов, г. о. Винокур, В. В. Одинцов, Г. Я. солганик и др.).Л. С. Выготский, Н.и. Жинкин, И. А. Винтер, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев и др.), методисты продуктивной вокальной деятельности (И. Л. Бим, В. А. Бухбиндер, Н. П. Каменская, В. Л. Скалкин, Е. Н. Соловова, Г. В. Рогова, С. Ф. Шатилов и др.).
Развитие связной речи происходит постепенно с развитием мышления и связано с формами общения с окружающими.
На первом году жизни в подготовительном периоде речевого развития в процессе непосредственного эмоционального общения со взрослыми закладываются основы будущей связной речи, несмотря на то, что в эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают очень разные чувства (удовольствие или недовольство), а не мысли.
Постепенно отношения между взрослым и ребенком обогащаются, круг предметов, с которыми он сталкивается, расширяется, а слова, выражающие только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями предметов и действий [49, С. 52].
На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей. Ребенок имитирует звуки и звуковые сочетания, которые произносит взрослый, сам привлекает внимание взрослого к себе, к какому-то предмету. Все это имеет исключительное значение для развития речевой коммуникации. В конце первого и начале второго года жизни появляются первые осознанные слова, которые в первую очередь выражают желания и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов и действий. Дети рано понимают значение глаголов во всем разнообразии их форм: есть, спать, давать, отпускать. По мере развития ребенка они переходят из пассивной лексики в активную, в его самостоятельную речь: дают пить, Оля упала и т.д. расширяется понимание, затем использование других частей речи-существительных, прилагательных: Хороший, плохой, горячий и, наконец, наречий: Хороший, плохой, горячий [12, с. 123].
Знакомство с наречиями происходит на самых ранних стадиях речевого развития. Однако в самостоятельной речи они проявляются намного позже, чем существительные и глаголы.
Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трех или четырех слов. К концу второго года жизни ребенка слова начинают формулировать грамматически. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Дискурс этого периода выполняет две основные функции: как средство установления контакта и как средство познания мира.
На третьем году жизни быстро развивается речевопонимание и активная речь, значительно увеличивается словарный запас, усложняется структура предложения. В младшем дошкольном возрасте речь ассоциируется с непосредственным опытом детей, что отражается в речевых формах. Дети используют простейшую форму речи-диалог, которая в первую очередь тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества в рамках совместной деятельности. Он состоит из прямого обращения к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи. В то же время элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже к 3 годам. уровень речевого развития зависит от уровня развития общения у детей. С 4 лет дети получают доступ к таким видам монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование [30, С. 33].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Арсеньева, М. В. Коррекция нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис.. – Санкт-Петербург, 2019. – 24 с.
2. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: учеб. пособие. – М.: Глобол, 2019. – 235 с.
3.Богомолова, Н. В. Приемы развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Концепт. – 2020. – № 52. – С. 51-57.
4.Богуславская, Е. А. Методы развития связной речи дошкольников // Проблемы современной науки и образования. – 2020. – № 9. – С. 34-41
5.Бородич, A. M. Методика развития речи детей : учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2018. – 256 с.
6.Бочкова Е.С. Методы и средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. – 205 с.
7.Вернидуб О.В. Этапы работы по развитию у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи (ОНР III уровня) связной монологической речи – М.: Наука, 2022. – 276 с.
8.Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие - Воронеж : МОДЕК, 2019. – 233 с.
9.Выготский, Л. С. Мышление и речь. – СПб.: Питер, 2019. – 690 с.
10.Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи – СПб. : Детство-Пресс, 2020. – 472 с.
11.Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада – М.: Просвещение, 2018. – 175 с.
12.Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: В. Секачев, 2019. – 232 с.
13.Глухов, В. П. Онтогенез речевой деятельности : курс лекций : учеб. пособие. – М. : МПГУ, 2018. – 95 с.
14. Дубова Н.В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. – 2020. – №3. – С. 36–38.
15. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Литур, 2019. – 320 с.
16.Засорина, Л. Н. Речевое развитие детей 2-8 лет. – СПб.: Каро, 2018. – 144 с.
17.Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: МПСИ, 2021. – 432 с.
18.Зотова И.В. Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста // Проблемы науки. – 2019. – №14 (96) – С. 22-29
19.Карлова М.А. Особенности звукопроизношения у детей с ОНР: сборник статей. // Современные тенденции развития системы образования: сборник статей – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. – С. 214-217.
20.Карпова, С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. – М.: МГУ, 2019. – 329 с.
21.Коваленко О.М. Типология причинно-следственных связей для диагностики и коррекции связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - М.: Глобол, 2021. – 277 с.
22.Кокорева О.И. Развитие монологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях семьи // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – С. 139-142.
23.Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. – М.: Сфера, 2019. – 163 с.
24.Коноваленко, В. В. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: ГНОМ и Д, 2021. – 48 с.
25.Коростелева, А. И. О формировании монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. – Екатеринбург, 2019. – 217 с.
26. Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - СПб.: СОЮЗ, 2021. - 224с.
27.Лебедева, И. Н. Развитие связной речи дошкольников. – СПб.: ЦДК, 2019. – 175 с.
28. Левина Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей. - М.: Владос, 2018. – 179 с.
29.Ляшенко О.И. Формирование фразовой речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи – М.: Крокус, 2020. – 198 с.
30.Мазанова, Е. В. Обследование речи детей 4-7 лет с ОНР: метод. указания и картин. материал. – М.: ГНОМ, 2018. – 64 с.
31.Мамедова, С. М. Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Молодой ученый. - 2019. - № 15 (253). - С. 276-278.
32.Нищева, Н. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до7 лет. – СПб.: Детство-Пресс, 2019. – 80 с.
33.Парфенова, Е. В. Интегрированные занятия по развитию речи с дошкольниками. – М.: Сфера, 2019. – 64 с.
34.Привалова О.А. Проблема нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи: сборник трудов конференции. // Тенденции развития образования – Чебоксары: ИД «Среда», 2018. – С. 377-379.
35.Пятница, Т. В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах – Ростов-на-Дону : Феникс, 2019. – 141 с.
36.Пяшкур Ю. С. Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // Концепт. – 2019. – № 1. – С. 1–5.
37.Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи. – Екатеринбург: Калинина Г. П., 2018. – 140 с.
38.Скулкина Ю.С. Стимулирование речевого развития детей с общим недоразвитием речи третьего уровня: сборник трудов конференции. // Педагогика, психология, общество – М.: Наука, 2020. – 170 с.
39. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2019 - 296 с.
40.Тихеева, Е. И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2018. – 216 с.
41.Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты: учеб.-метод. пособие. – Екатеринбург, 2018. – 51 с.
42. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2019. – 287 с.
43. Ушакова, О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2019 – 179 с.
44.Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи: воспитание и обучение. – М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2019. – 80 с.
45. Филичева, Т. Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. - М.: Наука, 2020 -128 с.
46.Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2019. – 314 с.
47.Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи детей дошкольного возраста.- М. Аркти, 2020. – 379 с.
48.Хабарова, О. Г. Использование педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня. - М.: Буки-Веди, 2020. – 160 с.
49.Цыбаева У.В. Изучение особенностей лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи – М.: Среда, 2020. –106 с.
50.Якушева В.В., Васильева В.В. Особенности связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Мир педагогики и психологии. - 2020. - № 05 (46). – С. 33-39
51. Ярушкин А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника. - М.: Глобол, 2021. – 416 с.