Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Дошкольный возраст является самой продолжительной и сложной фазой раннего онтогенеза с точки зрения психического развития. Он также сложен как предмет психологических исследований. Как показывает анализ научной литературы, многообразие событий в психической жизни детей в этом возрасте представляет различный интерес для ученых, и в этом контексте дошкольный возраст изучается очень непоследовательно.
Именно в этот период формируются основные характеристики личности, психическая устойчивость, позитивная мораль, позитивные моральные установки, жизнеспособность и целеустремленность. Уже в раннем детстве основные черты личности формируются в системе представлений о себе. Самовосприятие включает в себя осознание собственных физических, интеллектуальных, моральных и других качеств, самооценку и субъективное отношение к внешним факторам и другим людям.
Изучение психодиагностики личности детей дошкольного возраста является важной и актуальной темой в области психологии развития. Обоснованием актуальности данной темы исследования служат следующие цитаты:
"Раннее детство - критический период для развития личности, и понимание психологических особенностей маленьких детей необходимо для содействия здоровому развитию." (Боулби, 1988)
"Психодиагностика детей дошкольного возраста имеет решающее значение для выявления ранних признаков психологических проблем и начала соответствующих вмешательств, которые могут предотвратить долгосрочные негативные последствия." (Achenbach & Rescorla, 2000)
"Изучение личности у маленьких детей важно не только для понимания индивидуальных различий, но и для разработки эффективных вмешательств, которые могут способствовать позитивному социальному и эмоциональному развитию." (Shiner & Caspi, 2003)
"Оценка личности детей дошкольного возраста - сложная, но важная задача для психологов, поскольку она может дать представление о внутреннем опыте ребенка и облегчить общение с родителями и воспитателями по поводу потребностей ребенка." (Шнайдер, 2016)
"Использование опросных методов в психодиагностике детей дошкольного возраста является эффективным способом сбора информации о поведении, эмоциях и социальных взаимодействиях ребенка, а также об отношениях ребенка с воспитателями и сверстниками." (Макдауэлл, 2018)
Эти цитаты демонстрируют важность изучения психодиагностики личности дошкольников и актуальность опросных методов при сборе данных о поведении, эмоциях и социальных взаимодействиях ребенка. Благодаря этому исследованию мы можем получить представление о развитии личности маленьких детей, выявить ранние признаки психологических проблем и способствовать здоровому социальному и эмоциональному развитию.
Существует также ряд выдающихся российских авторов, внесших вклад в изучение психодиагностики личности детей дошкольного возраста, в том числе:
Лев Семёнович Выготский: советский психолог, разработавший культурно-историческую теорию, которая подчеркивает роль социальных и культурных факторов в формировании когнитивного и эмоционального развития.
Александр Романович Лурия: советский психолог, который провел обширные исследования по развитию языка, восприятия и других когнитивных процессов у детей.
Татьяна Васильевна Ахутина: российский психолог, специализирующийся на диагностике и лечении когнитивных и языковых расстройств у детей, в том числе с неврологическими заболеваниями.
Елена Евгеньевна Кравцова: клинический психолог, много писала о психодиагностике детей младшего возраста, в том числе об использовании проективных методик и других инструментов оценки.
Ирина Владимировна Дубровина: российский психолог, проводившая исследования по развитию социального познания у детей дошкольного возраста, включая понимание ими эмоций и социальных норм.
Одним из наиболее важных и актуальных вопросов в психологии является проблема развития самосознания и самооценки личности. В рамках изучения самооценки главная роль отводится самооценке - она характеризуется как ядро этого процесса, как показатель индивидуального уровня его развития, как объединяющее начало, участвующее в процессе самооценки.
Психологическая диагностика - это оценка индивидуально-психологических особенностей личности и психической деятельности человека. Многие советские ученые считают, что формирование личности начинается в дошкольном возрасте и что возраст от шести до семи лет является решающим для формирования личности. Дошкольный возраст - это период совершенствования, развития новых форм личности. В общей концепции личность понимается не как особая субстанция, а как продукт развития человеческого опыта или как результат усвоения ("социализации", "интернализации") человеком общественных форм сознания и поведения. Таким образом, к концу дошкольного возраста при правильном воспитании ребенок уже способен оценивать себя по отношению к окружающему миру, в соответствии с правилами и нормами общества, возникает способность взаимодействовать с другими людьми, что приводит к появлению правильной самооценки и осознанию своего места в окружающей среде.
Диагностика развития детей дошкольного возраста, включенных в систему дошкольного образования, должна помочь педагогам и родителям установить правильное педагогическое общение с ребенком. Важно отметить, что общение оказывает непосредственное влияние на формирование будущей личности ребенка.
Диагностика может проходить в различных формах: в групповой и индивидуальной работе, в письменных или устных заданиях, в беседах или тестах, в форме игр. Особенность дошкольного возраста в том, что все психические процессы очень подвижны и податливы, и развитие потенциала ребенка во многом зависит от условий, которые педагоги и родители создают для этого развития.
Проблема исследования: проблемой исследования данной курсовой работы является психодиагностика личности детей дошкольного возраста с помощью опросных методов
Тема исследования: Психодиагностика личности ребёнка-дошкольника: опросные методы
Цель нашего исследования - изучить формирование личности у детей этого возраста и определить наиболее важные диагностические процедуры для этого возраста.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авчерникова С.К. Дошкольная педагогика / С.К. Авчерникова. – Волгоград: перемена, 2016. – 280 с.
2. Алексеева Е.В. Оценка самооценки детей старшего дошкольного возраста с помощью методики "Какой я?" / Е.В. Алексеева // Вестник психологии и педагогики. – 2018. – Т. 15, № 2. – С. 132-139.
3. Алексеева Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду / Е.Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 2. – С. 23-25.
4. Андреев В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Андреев. – Ярославль: Академия развития, 2017. – 258 с.
5. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. – Москва: Смысл, 2019. – 448 с.
6. Белопольская Н.Л. Гендерная и возрастная идентификация дошкольников: использование методики с иллюстрированными карточками / Н.Л. Белопольская // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2019. – Т. 21, № 4. – С. 283-291.
7. Васильева А.С. Особенности социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста: опросные методы исследования / А.С. Васильева // Вестник психологии и педагогики. – 2020. – Т. 17, № 1. – С. 76-82.
8. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Детская психология: сайт. – URL: http://childpsy.ru/lib/articles/id/10188.php
9. Волкова Н. В. Проблемы психологической готовности детей старшего школьного возраста к обучению в школе / Н. В. Волкова, Я. В. Харитонович // Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки : Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, Москва, 10–25 ноября 2016 года. – Москва: Издательство "Перо", 2016. – С. 176-179. – EDN ZCZJRB.
10. Волкова Т.Д. Психодиагностика личности детей дошкольного возраста: обзор опросных методов / Т.Д. Волкова // Дошкольная педагогика и психология. – 2022. – № 6. – С. 89-98.
11. Григорьева С.В. Использование опросных методов для изучения когнитивных и языковых навыков детей дошкольного возраста / С.В. Григорьева // Педагогическое образование в России. – 2021. – Т. 22, № 5. – С. 549-556.
12. Детская возрастная психология: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст. / Е.В. Бурмистрова, Д.А. Донцов, М.В. Донцов [и др.] // Вестник практической психологии образования. – 2015. – № 2. – С. 71-82.
13. Детская психиатрия, психотерапия и медицинская психология / ред. Э. Г. Эйдемиллер [и др.]. – СПб: Питер, 2022. – 720 с. – ISBN 978-5-4461-1466-5
14. Дубровская Е. А Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: Учебник и практикум для академического бакалавриата пособие / Е. А Дубровская, С. А Козлова. – Москва: Юрайт, 2019. – 180 с.
15. Зеленская О. В. Стиль педагогического общения и его проявления в процессе самореализации педагогов ДОУ : специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Зеленская, Ольга Владимировна. – Пермь, 2004. – 21 с.
16. Иванова Е.В. Опросные методы психодиагностики личности дошкольников: проблемы и перспективы / Е.В. Иванова // Вопросы психологии. – 2019. – № 4. – С. 76-84.
17. Козлова О.П. Оценка когнитивных и языковых навыков дошкольников с использованием опросных методов / О.П. Козлова // Психологический журнал. – 2021. – Т. 15, № 5. – С. 48-55.
18. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду / Н.И. Колчина // Дошкольная педагогика. – 2016. - №10.: сайт. – URL: https://doshped.ru/upload/iblock/481/481c089deef190b4f1649783782e2f28.pdf
19. Лебедева Н.С. Методы психодиагностики эмоционального и социального развития детей дошкольного возраста / Н.С. Лебедева // Актуальные проблемы психологии и педагогики. – 2020. – Т. 23, № 2. – С. 112-119.
20. Максимовская Н. В. Методики психодиагностики развития речи дошкольников / Н. В. Максимовская // ТЕОРИИ, ШКОЛЫ и КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАУКИ в СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Казань, 19 марта 2021 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2021. – С. 65-71. – EDN ZCWBTM.
21. Психология личности: сайт. – URL: https://personality-psychology.com/what-does-your-pet-say-about-your-personality/
22. Смирнова А.М. Применение опросных методов для диагностики самооценки у детей дошкольного возраста / А.М. Смирнова // Вестник психологии и педагогики. – 2018. – Т. 12, № 1. – С. 35-42.
23. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация // Детская психология: сайт. – URL: http://childpsy.ru/lib/articles/id/32545.php)
24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие / Г.А. Урунтаева. – Москва: Академия, 2001. – 336 с.
25. Фазлыева А. Ф. Место психодиагностики в ходе игровой деятельности дошкольников / А. Ф. Фазлыева // Пути повышения качества профессиональной подготовки социально-педагогических кадров : Материалы Всероссийской заочной электронной научно-практической конференции, Уфа, 13 декабря 2005 года / Научный редактор: Г. И. Гайсина. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2005. – С. 69-72. – EDN TPCMAV.
26. Федорова А.С. Использование опросных методов для изучения особенностей темперамента детей дошкольного возраста / А.С. Федорова // Научный вестник психологии и педагогики. – 2023. – Т. 17, № 3. – С. 27-34.