Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Понятие и онтогенез эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика эмоционально-волевой сфера у детей с умственной отсталостью 6
1.2 Эмоционально-волевая сфера у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью 10
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого - педагогических условий развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью 14
2.1 Исследование уровня развития эмоциональной сферы у детей седьмого года жизни с умственной отсталостью 14
2.2 Программа формирования эмоционально-волевой готовности у дошкольников с легкой умственной отсталостью 24
Заключение 32
Список источников литературы 34
Приложение 37
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования.
Эмоционально-волевая сфера играет важную роль в процессе формирования личности ребенка. В специальной педагогике и психологии проблема развития эмоционально-волевой сферы является одной из основных, так как процесс формирования и воспитания не может осуществляться при недостаточно сформированной эмоционально-волевой сфере умственно отсталых детей.
Чаще всего исследователи акцентируют внимание на каком-либо компоненте эмоционально-волевой сферы. Так подробно рассматривали эмоции С.Я. Рубинштейн, Л.С. Выготский, И.М. Соловьев, Джеймс - Ланг,
В. Вундт и другие. Проблемами волевой сферы занимались Л.В. Заньков, В.И. Селиванов, Э.Сегин, У.Джеймс, В.И. Любовский, Г.Я. Трошин, Ю.П. Лаужикас.
Многие из них изучали особенности эмоционально-волевой сферы у детей с умственной отсталостью. Ученые описывают средства коррекции и воспитания эмоционально-волевой сферы, которые могут помочь в воспитании таких детей.
Развитие эмоционально – волевой сферы у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью достаточно полно разработан и раскрыт психологами. Это является основным показателем к тому, что работу по коррекции эмоционально – волевой сферы необходимо начинать именно в дошкольном возрасте, при наличии специальных условии воспитания и обучения. Именно нарушения эмоционально – волевой сферы, по их мнению, считается признаком умственной отсталости.
Тему исследования можно считать актуальной, так как она значима для педагогов коррекционных школ, так как эмоционально-волевая сфера признана центральным звеном в развитии личности ребенка с умственной отсталостью. Исходя из этого, недостаточная сформированность этой сферы может препятствовать развитию всей остальной познавательной деятельности ребенка.
Объект исследования: эмоционально – волевая сфера детей дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Предмет исследования: работа по преодолению нарушений эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Цель исследования –исследование эмоционально - волевой сферы детей дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Задачи:
1. Изучить особенности развития эмоционально-волевой сферы в онтогенезе.
2. Рассмотреть особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
3. Осуществить диагностику уровня развития эмоционально - волевой сферы детей дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
5. Разработать фрагмент программы коррекционных мероприятий, способствующих преодолению нарушений эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Методы:
- теоретические: анализ психолого – педагогической литературы;
- эмпирические: диагностика, количественный и качественный анализ результатов
Теоретическую основу исследования составили теории общей и специальной психологии, нейропсихологии: теория системно-динамической организации высших психических функций (А.Р. Лурия, П.К. Анохин, JI.C. Выготский,). теория функциональных систем П.К. Анохина. культурно-историческая теория единства законов развития нормального и аномального ребенка (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Т.М. Дульнев, Ж.И. Шиф, М.С. Певзнер,). теория трех функциональных блоков мозга (А.Р. Лурия). социально-биологической концепция в развитии психической деятельности детей (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Л.С. Цветкова, А.Р. Лурия) интеграция телесно - ориентированных методов психотерапии и кинезиотерапии (Р.Лабан, П.Жанэ, В. Райх, Р. Мэй). метод замещающего онтогенеза (A.B. Семенович, Б.А. Архипов). теория формирующего обучения (П.Я Гальперин, Л.С. Выготский, A.B. Цветков, Л.С. Цветкова, С.Н. Котягина,). теория поэтапного формирования умственных действий (С.Л. Кабыльницкая, П.Я. Гальперин).
Практическая значимость исследования – разработка программы развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью, которая может быть интересна, педагогам - психологам, учителям дефектолога.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аверин, В.А. Психология личности. - СПб: Питер, 2002. - 312 с.
2.Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
3.Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
4.Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
5.Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 1990. - 215 с.
6.Вейтен, У. Теории эмоций // Общая психология. - М., 2002. - 314 с.
7.Вагнер, В. А. Возникновение и развитие психических способностей. Выпуск 8. Психология питания и ее эволюция / В.А. Вагнер. - М.: Культурно-Просветительское Кооперативное Товарищество "Начатки знаний", 2000. - 72
8.Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. - М., 2002. - 315 с.
9.Выготский, Л.С. Проблемы эмоций [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 2014. – №3. – С.58–64.
10.Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.
11.Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О.В.. — СПб.: Питер, 2017. — 480 c
12.Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2019. - 175 c.
13. Контрольно-диагностические материалы к программам для детей с нарушением интеллекта. ФГОС. - М.: Каро, 2020. - 847 c.
14.Коняева, Н. П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития / Н.П. Коняева. - М.: Владос, 2017. - 912 c.
15.Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей. Учебное пособие / В.В. Лебединский. - М.: Издательство МГУ, 2002. - 168 c.
16.Мальцева Ирина Владимировна. Ко, ко, ко! Развитие эмоций. Для детей от 2 лет / Мальцева Ирина Владимировна. - М.: Карапуз, 2013. - 485 c.
17.Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. Методические рекомендации к нейропсихологической диагностике. — М., 1998.
18.Семенович А.В. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития. // «Таврический журнал психиатрии». Т. 3. 1999, № 3.
19.Стребелева, Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта: учебник для студентов педагогических специальностей / Е.А. Стребелева. - М.: Книга по Требованию, 2020. - 256 c.
20.Стеблева Е. А., Венгер А. Л., Екжанова Е. А. Специальная педагогика. М., 2001.
21.Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 2001) 73
22.Ульенкова, У.В. Формирование общей способности к учению шестилетних детей. - М., 1990.
23.Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / под редакцией Д.И. Фельдштейна. – Москва-Воронеж. Педагогика, издание 2-е стереотипное. – 1991. – 416 с.
24.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. Лебединского В.В и др.-М.: МГУ,1990.
25.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. — М.: Изд-во МГУ, 1990
26.Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 575 с.
27.Шиманская, В.А. География эмоций с Монсиками. Курс развития эмоционального интеллекта детей 7-10 лет / В.А. Шиманская. - М.: Просвещение, 2018. - 275 c.