Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понимание места «советского» в мировом историческом процессе, восприятие и осмысление его наследия во всём многообразии и многоликости невозможно без истории советской повседневности и жизненных практик человека советской эпохи. Отметим, что время – это прямое «отражение» самой истории развития человечества, его социально-общественных, духовных и культурных парадигм той или иной эпохи. При этом смена культурных кодов, направлений в мировом искусстве, эпох и властителей, режимов и устоев всегда сопровождались изменениями пространства повседневности бытия. Главная причина данного сам процесс мирового развития, изменение внешнего облика людей конкретной эпохи, духовно-нравственных и морально-ценностных установок самого общества.
После Октябрьской революции 1917 года образование и досуг начинают развиваться. Внешкольное образование вообще включается в общую структуру народного просвещения. Тогда на первое место выходит лозунг «Все лучшее – детям!», начинают создаваться центры школьного воспитания. Уделяется внимание системе воспитания и обучения детей. Разворачивается активная культурно-просветительская работа.
В 1918 году появляются секции для детей при партиях, при комсомольских ячейках. Эти секции появляются в Туле, Москве, Петербурге, на Украине. Разворачивается деятельность детских клубов, станций, площадок, детских коммун, которые занимаются общественно-полезной деятельностью детей и их досугом. Эти объединения при помощи художественной работы нацеливались на общественное воспитание детей и подростков.
Постепенно развивается советская система организации досуга среди детей и молодежи.
Целью данной работы является рассмотрение темы организации досуговой деятельности детей в Советской России.
Задачи:
- описать детский досуг в первый постреволюционный период в СССР: 1917-1925 гг;
- рассмотреть разработку концепции внешкольного образования Н.К. Крупской, А.В. Луначарским и С.Т. Шацким, досуговую деятельность детей в 1925-1945 гг.;
- изучить досуговую деятельность для детей и молодежи после Великой отечественной войны, роль комсомола и пионерии в организации досуговой деятельности детей в 1950-1964 гг.;
- рассмотреть организацию досуговой деятельности детей в СССР: 1970-1990 гг.
Объект исследования – досуговая деятельность детей в советской России.
Предмет исследования – особенности организации детского досуга в советской России.
Глава 1 Досуговая деятельность детей в советской России: 1917-1945 гг.
1.1 Детский досуг в первый постреволюционный период в СССР: 1917-1925 гг
В истории советской повседневности первых пост революционных 1917 года лет отдельное место занимает вопрос досуга. Новая идеология, «новые ценности» нового общества – советского требовали и новых форм досуга взрослых и детей, а также строгого контроля их внедрения . Особое внимание привлекает детский досуг в Советской России .
В контексте данного отметим, что важная часть детского мира – это игрушки ребенка. Причина в том, что уменьшенные копии различных сфер мира «взрослого» (трудовой деятельности, природы и техники, семьи) помогают ребенку включиться в экономическую и политическую реальность. В послереволюционный период производство игрушек в Советской России было ограничено, так как перед страной стояли другие, более серьезные задачи. По мнению исследователя М.С. Костюхиной, политика государства была ориентирована на то, чтобы игрушками для ребенка были настоящие инструменты: рубанок, молоток, пила (для того, чтобы с детства ребенок приобретал навыки коллективного труда, для воспитания «нового социалистического отношения» к труду) .
Однако, не все было так мрачно, и игрушки у детей все-таки были. Благодаря усилиям художественной интеллигенции в 1919 году в Советской России был открыт Музей игрушки. Производство «настоящих» игрушек сохранилось в мастерских, существовавших еще в царский период. Таковых сохранилось немного: фабрика Журавлева, артель А. Дунаева под Москвой, ленинградский завод «Треугольник», Сергиевская кустпромартель. Возникли советские артели «Все для ребенка», «Мастичная кукла», «Единение», «Дитяшка» и др. Данные предприятия выпускали керамические, резиновые, деревянные игрушки, папье-маше и др. Запросы обеспеченных слоев общества могли удовлетворяться еще и за счет немецких и французских товаров.
Вместе с тем большей части населения Советской России всё это стало недоступно по причине высокой цены и малых объемов производства. Подчеркнём, что в среде рабочих и крестьян, конечно, нашелся выход – большинство детских игрушек были самодельными – из остатков ткани, пряжи, дерева и т.д. Это, по старой традиции, были лошади, кораблики, паровозики, куклы (но теперь в образе не буржуазных барышень, а рабочих, крестьян, пионеров, военных).
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Арасланова Л., В городском саду играет духовой оркестр : вспоминая пионерское лето // Библиотечное дело. — 2013. — № 9. — С. 16
2) Беляков Ю. Д., С пионерским звонким маршем. Место и роль "Орленка" в истории пионерской организации // Народное образование. — 2022. — № 2. — С. 145-150
3) Бурдакова А.А. История кружковой деятельности учащихся в советский период//10 КОРПУС. 2019. № 5. С. 70-77
4) Буреева Е. В., Источники финансирования школьных летних лагерей в 1960-1970-е гг. // Вестник Московского университета. Сер. 8, История. — 2021. — № 3. — С. 96-117.
5) Галенкина К., Отряды в дружине // Классный руководитель. — 2022. — № 2. — С. 7-11
6) Геренцева Ю.В. Досуг детей и молодежи в контексте развития повседневной жизни советского общества в послевоенное время//ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В СССР В 1945-1964 ГГ.: ОБЩЕСОЮЗНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ СРЕЗ. Сборник научных трудов Всероссийского научно-практического семинара. Ответственный редактор А.В. Липатов. 2019. С. 28-29
7) Ермолова О.А. Детский досуг в России в первый постреволюционный период (1917-1925 гг)//ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ ПО ПРОБЛЕМАМ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. Сборник материалов всероссийской научной конференции. 2018. С. 224-227
8) Жданкова Е., Кинотеатр для "нового человека": досуг и кино в СССР в 1920-е годы // Новое литературное обозрение. — 2022. — № 3 (175). — С. 122-136
9) Иванов И. П., Коммунарское движение // Социальная педагогика. — 2021. — № 4. — С. 61-75.
10) Костюхина М. Детский оракул. По страницам настольно-печатных игр. – М.: Литературное обозрение, 2013. – 242 с.
11) Лебина Н., Наукотехника досуга: СССР - оттепель (вещно-бытовые составляющие свободного времени 1950-1960-х годов) // Теория моды: одежда, тело, культура. — 2015. — Вып. 3: лето. — С. 228-248
12) Липатов А.В., Меркурьева В.С., Такташева Ф.А. Роль комсомола и пионерии в организации и проведении досуга детей и молодежи в 1945-1964 гг.: материалах Сталинградской (Волгоградской) области// ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В СССР В 1945-1964 ГГ.: ОБЩЕСОЮЗНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ СРЕЗ. Сборник научных трудов Всероссийского научно-практического семинара. Ответственный редактор А.В. Липатов. 2019. С. 49-58
13) Марченко М.А. На стыке культур. Игрушка СССР 1920 – 1930-х годов // Общество. Среда. Развитие. – 2017. – No 3. – С. 15-26
14) Меньшикова Т.В. Развитие идеи воспитания культуры досуга школьников в отечественной педагогике// СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ. Материалы научного форума преподавателей, студентов и аспирантов (г.Новосибирск, 19–29 апреля 2016 г.). С. 29-35
15) Россинский, Ю.Г. Система образования РСФСР в годы Великой Отечественной войны / Ю.Г. Россинский // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. No 2 (23). С. 24-39
16) Хамченко А. М. Советские молодежные организации 1950-1970 гг.// СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, МАГИСТРАНТОВ И АСПИРАНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА СФ МГПУ. Том Выпуск 3. Самара, 2019. С. 82-83
17) Черкасова М.А., Бекк Н.В. Советская индустрия игрушек в первые послереволюционные десятилетия // Октябрь1917 в истории архитектуры и изобразительного искусства Сибири: избранные тезисы Всероссийской научной конференции. – Новосибирск, 2017. – С. 182-184.
18) Шацкий, С. Т. Детский труд и новые пути // Избр. пед. соч.: В 2 т. / С.Т. Шацкий. 1990. Т. 1.