Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Речевая функция является основополагающим компонентом в становлении полноценной личности человека, от которой в дальнейшем зависит успешность общения. Осуществление нормальных социальных контактов также становится опорным звеном для расширения представлений об окружающей жизни, регулирует поведение человека, может помочь спланировать соответственное участие в различных формах коллективной деятельности.
Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся именно на детский возраст – дошкольный и школьный периоды. Анализ специальной литературы свидетельствует об устойчивой тенденции роста количества детей дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения. Усиление эффективности логопедической работы по устранению дефектов речи у дошкольников нарушениями звукопроизношения становится на сегодняшний день одной из актуальных проблем логопедии.
В специальной литературе, посвящённой вопросу выбранной нами патологии, указывается, что в синдроме имеющихся нарушений у детей одновременно с речевой симптоматикой наблюдается большое количество неречевых симптомов, а именно нарушение двигательных функций (Р.И. Мартынова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская). Расстройство моторики при нарушении звукопроизношения носит обширный характер.
Несмотря на то, что у дошкольников с лёгкой степенью выраженности патологии отсутствуют явные параличи и парезы, их двигательная сфера характеризуется общей неловкостью, недостаточной координированностью. Дети с данной патологией речи отстают от ровесников в ловкости и точности движений.
Поэтому перед логопедом стоит важная задача - устранить нарушения речи незамедлительно, чтобы ребёнок чувствовал себя полноценным членом общества, не испытывал дискомфорта при вхождении в коммуникацию и в дальнейшем, не испытывал трудности в обучении в школе.
В психолого-педагогической литературе показано, что эффективное развитие дошкольника происходит в условиях игры, так как игра на данном возрастном этапе является ведущим видом деятельности. Для детей игра – это приоритетный труд. Без игры нет и не может быть всестороннего развития ребёнка.
Современное развитие коррекционной педагогики, логопедии, неоднородность и многосторонность проявлений нарушений у детей с нарушением звукопроизношения определяют не только комплексный подход к построению коррекционной программы, но и внедрение инновационных мероприятий в работе с детьми данной речевой патологией.
Цель: Изучить коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста средствами звукопроизносительных игр и игровых приёмов.
Задачи:
1. Изучить развитие звукопроизношения у детей в онтогенезе;
2.Проанализировать проявления нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста;
3.Исследовать нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект: Дети старшего дошкольного возраста.
Предмет: Особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Глава 1
Проблема коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
1.1. Закономерности развитие звукопроизношения у детей в онтогенезе
Исследователи определили, что «речевая деятельность – это специфическая психологическая деятельность человека, направленная на использование усвоенного языка с целью коммуникации». Эта дефиниция означает, что речевая деятельность обеспечивает, с одной стороны, усвоение языка индивидуумом, а с другой – использование языка в актах коммуникации, позволяет многим ученым выделить соответственно лингвистический (языковой) и коммуникативный компоненты речевой деятельности (М. М. Ватютнев, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Е. Ф. Соботович, А. М. Шахнарович и др.). Оба компонента тесно взаимосвязаны и проходят в онтогенезе сложный путь становления и развития.
Известно, что такое развитие происходит в результате формирования у ребенка сложной системы речевых механизмов: функциональных (мышление, память, внимание и т.д.) и специфических речевых (аналитико-синтетическая деятельность слухового и рече-двигательного анализаторов, симультанный и сукцессионный анализ и синтез) (А. Валлон, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Е. Ф. Соботович, В. Тарасун и др.). Указанные механизмы обусловливают прежде всего усвоение семантики языковых знаков (лингвистический компонент речевой деятельности), а также процессы приема и передачи вербальной информации (коммуникативный компонент речевой деятельности) (А. А. Леонтьев, Е. Ф. Соботович, В. В. Тищенко, А. М. Шахнарович и др.). [4]
В первые месяцы жизни артикуляционный аппарат младенца еще не приспособлен к процессу звукообразования. Для этого должны быть сформированы ключевые предпосылки. Прежде всего происходит интенсивные тренировки органов артикуляции в процессе плача ребенка, приема пищи, эмоционального реагирования на контакт с окружающими. Исследования ученых (Е. Архиповой, А. Винарско и других) показали, что в процессе грудного вскармливания у детей формируются предпосылки к произношению гласных (-а-, -о-, -у-), губно-губных (-б-, -п-, -м-), губно-зубных (-в-, -ф-), переднеязычных (-и-, -т-, -пь-, -дь-) звуков. Этому способствует приобретение органами артикуляции определенного положения в процессе сосания, активные движения при этом кончика языка и губ.
В период формирования навыка пить жидкость из чашки происходит произвольная подготовка органов артикуляции к произношению гласных (-е-, -и-, -и-) и заднеязычных (-г-, -л-, -к-) звуков. Это связано с физиологическими движениями глотания, расслабления и активизации мышц корня языка и всего небно-глоточного комплекса. В этот период у детей формируется умение контролировать и согласовывать деятельность всех органов, составляющих данный комплекс.
Следующим важным моментом является обучение малыша есть с ложки – это сложная физиологическая деятельность возможна только при согласованности движений всех мышц языка. В результате формируется готовность артикуляционного аппарата к произношению сложных фонем (с-, -з-, -ц-, -ш, -ж-, -ч-, -й-, -л-, -р-). Все эти действия являются результатом подражания артикулированной речи, жевания, мимики взрослых.
Развитие фонологической составляющей речи ребенка в первые месяцы жизни происходит под влиянием эмоционального общения с близкими окружающими. Именно поэтому первые звуко-комплексы малыша подражают мелодичную и интонационную окраску речи взрослых. Это подтверждают данные исследований ученых А. Винарской, Д. Эльконина, Л. Журбы, Е. Мастюковой и другие. Изменение эмоциональной окраски речи происходит вследствие расширения круга людей, с которыми общается и которых исследует ребенок. Мощным стимулом для развития эмоциональности звуко-комплекса младенца служит необходимость в удовлетворении его потребностей. Поэтому в этот период (от рождения до 2-3 месяцев) различают крик, недовольство и гуление эмоционального комфорта.
С постепенным развитием познавательно-коммуникативной активности в системе фонации ребенка появляются новые, более сложные оттенки. Фаза детского гуления характеризуется преимущественно эмоциональной окраской, но с переходом к периоду лепета в нем появляется вокальное оформление. В период с 5-6 месяцев и примерно до 9-10 месяцев детский лепет и псевдо-слова звучат с восходящей или нисходящей силой в зависимости от типа высказываний взрослых, которых исследует малыш. После 12-14 месяцев в речи имеется интонационно и мелодично оформленная фраза, в состав которой входит несколько аморфных или полноценных слов. [1]
Таким образом, для формирования фонетической стороны детской речи характерно, что ребенок сначала овладевает воспроизведением общей звуко-слоговой структуры слова и только потом – точным произношением звуков, его составляющих. Появление звуков в речи ребенка имеет определенную онтогенетическую последовательность, обусловленную периодами развития культурно-двигательного и языково-слухового анализаторов. Различают фонемы раннего, среднего и позднего онтогенеза. Каждая группа фонем усваивается ребенком постепенно, в зависимости от особенностей сформированности периферийных органов артикуляции и созревания отделов подкорки и коры головного мозга.
В работах А. Гвоздева определены особенности овладения ребенком раннего возраста составной структурой слова:
первыми усваиваются слова, имеющие один слогв (дай, на) или два одинаково ударных слога, которые повторяются (бо-бо, ам-ам);
в процессе произношения двухсложных слов обычно остается только ударный слог;
в трехсложных и более словах сохраняются ударный и конечный слоги;
явные пропуски предударных и послеударных слогов;
при слиянии согласных звуков происходит пропуск одного или двух других согласных, в зависимости от артикуляционно-акустических характеристик звуков.
До истечения 3 года жизни ребенок с обычным речевым развитием полностью овладевает структурой четырехсложных слов.
Таким образом, наиболее интенсивно процесс усвоения слоговой структуры слова идет от 2-х до 2,5 лет. От 1 года до 3-х лет усваивается место ударения в слове. К году у ребенка возникает стремление подражать звукам, что он слышит, и вслед за взрослыми произносить их.
В дальнейшем повторения становятся похожи на образец, то есть передают контур услышанного слова. Повторение за взрослым звуков и слогов у многих детей уже к 1 году 6 месяцам становится веселой и приятной игрой.
Накопленные отечественной наукой данные свидетельствуют о том, что процесс усвоения слоговой структуры слова связан с общей ритмико- интонационной настроенностью языкового выражения (М. Х. Швачкин, М. Зееман и др). Г.В. Чиркина рассматривает «дифференцировки ритмических отношений как основу овладения слоговой структуры слова».
Необходимо отметить, что усвоение структуры слова тесно связано с возможностями детей объединять слова в предложения. Количество слогов в слове увеличивается, после того, как ребенок научится произносить фразу из данного количества складов. Причиной временных задержек в усвоении структуры слова А.Н. Гвоздев считает определенное количество слогов в слове, расположение ударений в слове, сложность звукового состава. При задержке речевого развития дети обычно говорят непонятно, искажают слова, часто до неузнаваемости, так что их понимают только близкие.
И такие дети имеют очень бедный запас слов. Они почти не повторяют за взрослым, очень трудно в них вызвать подражание. Дети трудно овладевают ритмико - мелодической стороной слова, обусловливает длительное отсутствие послогового выражения.
Следовательно, формирование звуко-слоговой структуры речевой деятельности детей дошкольного возраста в онтогенезе нормального развития происходит поэтапно, согласно основным закономерностям появления звуков в речи ребенка. Знание закономерностей обычного развития речи дошкольника дает возможность вовремя заметить отклонения в его формировании и как можно ранее предоставить ему профилактическую или коррекционную помощь.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белякова, Л. И. Логопедия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. — М.: ВЛАДОС, 2018. — 287 с.
2. Белякова, Л. И. Диагностика речевых нарушений [Текст] / Л. И. Белякова, О. Ю. Филатова // Журнал «Дефектология». — 2017. — №3. — С.53-107.
3. Волкова, Л. С. Нарушение голоса и произносительной стороны речи [Текст]: II часть Ринолалия. Дизартрия / Л. С. Волкова. — М.: Просвещение, 2018. — 364 с.
4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. — М.: Детство-Пресс, 2017. — 36 с.
5. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст]: метод, пособие / И. Ю. Кондратенко. — М.: Айрис- пресс, 2015. — 224 с.
6. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. – М.: Красанд, 2015. – 216с.
7. Логопедия [Текст]: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 2016. — 680 с.
8. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Лопатина. — СПб.: «Союз», 2015. — 369 с.
9. Татаринцева, Е. А. Современные игровые технологии в процессе развития речи дошкольников / Е. А. Татаринцева, В. Д. Власенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 335-337.
10. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 2016. — 223 с.