Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Все больше внимания на российских предприятиях уделяется организации системы внутреннего контроля. Возрастает роль контроля как одной из важнейших функций управленческой деятельности экономического субъекта.
Любой экономический субъект, подлежащий обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
Система внутреннего контроля любого хозяйствующего субъекта рассматривается с точки зрения нескольких компонентов.
Для того, чтобы оценить эффективность всей системы внутреннего контроля, сначала необходимо оценить эффективность входящих в нее элементов. Одним из этих элементов являются контрольные процедуры.
Цель курсовой работы заключается в изучении оценки контрольных процедур бизнес-процессов предприятия.
Цель обуславливает решение следующих задач:
раскрытие сущности, основных характеристик контрольных процедур, а также нормативно-правовой базы, регулирующей систему внутреннего контроля;
изучение процесса оценки эффективности контрольных процедур бизнес-процессов предприятия;
рассмотрение системы внутреннего контроля на примере АО «Невские берега»;
рекомендации по разработке контрольных процедур в рассматриваемом предприятии.
Информационную и методическую базу исследования составили научные труды отечественных авторов: А.А. Вереникина, А.Ю. Меринова, Т.А. Мирошниченко, О.А. Овчинниковой, В.П. Суйц, Ю.С. Суленовой, а также нормативно-правовые документы, регулирующие систему внутреннего контроля, и финансовая отчетность рассматриваемого предприятия.
Предметом исследования являются контрольные процедуры в системе внутреннего контроля бизнес-процессов предприятия.
Объектом исследования является АО «Невские берега», специализируется на производстве хлеба и мучных кондитерских изделий, а также пирожных и тортов.
Применяемые методы – теоретический, аналитический и сравнительный анализ, обобщение, табличный и графический подходы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КОНТРОЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР
1.1 Контрольные процедуры: сущность, основные характеристики, нормативно-правовая база
Система внутреннего контроля (СВК) любого хозяйствующего субъекта рассматривается в разрезе пяти элементов:
контрольная среда;
система управления рисками;
контрольные процедуры;
информационная система;
мониторинг средств контроля [518].
Взаимодействие указанных компонентов в СВК можно представить в виде схемы (рисунок 1):
Рисунок 1 – Схема взаимодействия компонентов СВК
Для того чтобы оценить эффективность всей СВК, необходимо оценить все ее перечисленные компоненты. Рассмотрим оценку эффективности такого компонента, как контрольные процедуры.
Контрольные процедуры (КП) – это политики и процедуры, разработанные и установленные для гарантии того, что цели руководства будут достигнуты.
Примером КП могут быть действия по авторизации и визированию чего-либо, разделение полномочий, проверка.
При анализе и оценке КП должны учитываться следующие критерии (рисунок 2):
Рисунок 2 – Критерии анализа и оценки КП [1]
Оценка эффективности СВК осуществляется через оценку эффективности отдельных КП бизнес-процесса. При этом алгоритм действий можно представить в следующем виде (рисунок 3):
Рисунок 3 – Алгоритм оценки отдельных КП бизнес-процесса
Рассмотрим данный алгоритм на примере закупки предприятием материально-технических ресурсов (МТР). Предположим, что известен типовой набор КП, и в данном процессе имеет следующий вид (рисунок 4):
Рисунок 4 – Типовой набор КП процесса закупки МТР
Типовой набор КП можно представить в виде показателя X_Н как нормативного значения контролируемого показателя. Фактический же набор КП процесса〖 X〗_Ф может иметь следующий вид (рисунок 5):
Рисунок 5 – Фактический набор КП процесса закупки МТР, где:
– типовые КП, существующие фактически;
– типовые КП, фактически не внедренные;
– КП, не предусмотренные типовым набором, но существующие фактически
Уже на данном этапе можно сделать вывод о неадекватности СВК процесса закупки МТР, а также необходимости отсутствующих КП и регулирующего воздействия со стороны менеджмента, поскольку X_Н≠X_Ф .
После будет рассмотрена оценка эффективности каждого отдельно выбранного КП процесса. Но при этом следует учесть, что каждая КП обладает определенными характеристиками (рисунок 6).
Рисунок 6 – Основные характеристики КП
К КП относят следующие процедуры (рисунок 7):
Рисунок 7 – Виды КП [1]
КП разрабатываются на основании проведенного анализа причин возникновения рисков, а также оценки их последствий.
Цель КП – предотвращение (минимизация) рисков ошибок (искажений) налогового учета и налоговой отчетности организации, рисков несвоевременного или неполного уплаты перечисления налогов, сборов и страховых взносов.
Необходимая информация, используемая при разработке КП, представлена на рисунке 8.
Рисунок 8 – Документы (информация), используемые при разработке КП
Для оценки эффективности каждой КП, необходимо оценить ее характеристики с точки зрения:
достоверности, т.е. точного и полного отражения каждой операции в регистрах учета;
доказательности, т.е. сохранения результатов контроля для последующего их подтверждения;
повторяемости, т.е. обеспечения одинакового контроля независимыми исполнителями в разные периоды времени.
Сформировавшаяся на предприятии СВК не всегда обеспечивает надежность и эффективность. Уровень эффективности СВК для каждой организации различен.
В настоящее время остается ещё много вопросов, требующих исследования. Так, например, существует вопрос выбора бизнес-процессов и КП для оценки эффективности СВК предприятия, вопрос по определению признаков КП при оценке дизайна, имплементации и исполнения. Не совсем ясна ситуация, как от количественных оценок перейти к качественным, выражающимся в терминах эффективности и неэффективности, достаточности и избыточности контроля.
Оценка эффективности отдельной КП проводится путем оценки дизайна, имплементации и исполнения КП с точки зрения ее достоверности, доказательности и повторяемости.
Нормативно-правовая база, регулирующая СВК, в частности КП, представлена, главным образом, Приказом ФНС России от 25.05.2021 года № ЕД-7-23/518@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля, а также форм и форматов документов, представляемых организациями при раскрытии информации о системе внутреннего контроля».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Приказ ФНС России от 25.05.2021 года № ЕД-7-23/518@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля, а также форм и форматов документов, представляемых организациями при раскрытии информации о системе внутреннего контроля» / Нормативно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_385613/ (дата обращения 08.01.2023).
2. Батулина А.О., Кудрявцева И.Ю. Оценка эффективности системы внутреннего контроля коммерческой организации // Учет и контроль. 2020. № 8 (58). С. 7-14.
3. Внутренний аудит и контроль бизнес-процессов: учебное пособие / С.Ю. Ракутько, Е.Ю. Селезнева, О.Г. Житлухина, Е.В. Белик, Е.И. Бережнова, Е.В. Ломоносова, Н.В. Белик. – Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2021. – 1 CD-ROM; [157 с.]. – Загл. с титул. экр. – ISBN 978-5-7444-5065-6. – Текст. Изображения: электронные.
4. Димитриева А.В. Оценка системы внутреннего контроля предприятия // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 25. С. 1013-1017.
5. Ермолова М.С. Рекомендации по повышению эффективности внутреннего аудита // Вестник науки и образования, 2017. – № 5(29). Том 2. – С. 48–50.
6. Курбанова П.Н., Далгатова А.Н. Оценка рисков в системе внутреннего контроля организации // Экономика и предпринимательство. 2020. № 7 (120). С. 1240-1242.
7. Меринов А.Ю. Оценка эффективности системы внутреннего контроля // Актуальные вопросы современной науки. -2018. -№4.-С.55-62
8. Мирошниченко Т.А. Организация внутреннего контроля дебиторской задолженности в коммерческих предприятиях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2020;(2):24-31
9. Овчинникова О.А., Гребнева М.Е. Методика оценки системы внутреннего контроля организации // Аудитор. 2020. Т. 6. № 5. С. 3-7.
10. Пивень И.Г., Захарченко К.А. Вопросы организации и оценки эффективности системы внутреннего контроля финансовых результатов в корпорациях // Экономика и предпринимательство. 2021. № 1 (126). С. 1459-1463.
11. Резниченко, С.М. Современные системы внутреннего контроля: учеб. пособие / С.М. Резниченко, М.Ф. Сафонова, О.И. Швырева. – Краснодар: КубГАУ, 2016. – 439 с.
12. Сафохина Е. А. Эффективность внутреннего аудита как элемент обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Вестник экономической безопасности. 2022. – № 1. – С. 301–306.
13. Суйц В.П. Оценка дизайна и операционной эффективности контрольных процедур бизнес-процессов в компании / В.П. Суйц, А.А. Вереникин // Аудит и финансовый анализ – 2015. – № 6. с. 161–166.
14. Суленова, Ю.С. Оценка эффективности системы внутреннего контроля при применении методики тестирования контрольных процедур на предприятиях горно-металлургической отрасли / Ю. С. Суленова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 226-229.
15. Шевякова, С.Р. Внутренний аудит как инструмент улучшения функционирования предприятия / С. Р. Шевякова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 11 (145). – С. 295-297.
16. Шульга Н.Н., Жуковина О.А. Разработка предложений по приоритетным направлениям модификации внутреннего контроля коммерческих организаций // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2021. № 2 (87). С. 96-104.
17. Юрченко Н. Контрольные процедуры и подходы, которые помогут сформировать достоверную отчетность // МСФО на практике. – 2013. – № 2, февраль [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://msfo-practice.ru/304874 (дата обращения 10.01.2023).