Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена различными изменениями, происходящими в организациях социально-культурной сферы: организационными, материально-техническими и технологическими.
На сегодняшний день существует острая необходимость в актуализации важных идей дальнейшего развития учреждений культуры и досуга сельских поселений, серьезной корректировке основных стратегических направлений организации деятельности учреждений культуры и досуга, наборе новых кадров, внедрении новых методов и форм работы. Последствиями этих проблем являются депрессивные настроения в обществе, а также миграционный отток молодежи, особенно из небольших городов и сельских районов.
Современные тенденции развития приводят к развитию многофункциональных учреждений культуры. В таком случае современная социокультурная ситуация определяет универсальность учреждений культуры как признак того, что последние следуют предпочтениям своих посетителей. В результате возникает необходимость в модернизации деятельности, внедрении новых и инновационных технологий с целью привлечения молодежи и вместе с этим в этих учреждениях в первую очередь формируются духовные и культурные ценности населения.
Сельские учреждения культуры во многих случаях отстают в своем «развитии» от городских учреждений культуры. Однако, независимо от территориальной принадлежности, сельские учреждения культуры стремятся внедрить в свою деятельность инновационные технологии для привлечения внимания к детям и молодежи.
Данные социологических исследований показывают, что самореализация досуга молодежи часто осуществляется вне учреждений культуры и в основном обусловлена эстетическим и социализирующим влиянием телевидения, которое является наиболее влиятельным источником досуга [2], [7].
Рассматриваемый нами активный досуг как параметр рассматриваемого качества жизни начинается только при условии расширения спектра предпочтений в отношении досуга в связи с культурными, развлекательными, социальными или другими важными видами деятельности. Однако именно это придает наибольшую полноту общественной жизни молодежи. Таким образом, активный вид досуга, венчающий иерархическую лестницу типологии досуга, является наиболее богатым, разнообразным и социально привлекательным для наиболее развитых социальных слоев, включая образованную и социализированную молодежь.
Степень научной разработанности проблемы. Социально-философские проблемы социокультурной практики нашли свое отражение в исследованиях Арнольдова А. И., Камышева Д. Г, Дукова Е. В.
Развитию социальной сферы села и повышению уровня и качества жизни сельского населения посвящены исследования Баутин В. М., Богдановско В. А., Бондаренко Л. В. и ряда других исследователей.
Исследования вышеперечисленных авторов необходимы для разработки теории и методологии организации культурного досуга. Но есть ряд интересных вопросов и проблем, которые все еще остаются на стадии изучения, потому что большое внимание уделяется типичным проблемам, недостаточно внимания уделяется потенциальным возможностям профессиональных коллективов и возможностям организации досуга в сельской местности.
Воспитание и развитие подрастающего поколения должно осуществляться при участии всех социальных институтов, особенно через различные институты культуры. Это учреждения культуры, которые изучают интересы и потребности молодежи и предлагают соответствующие этим интересам формы социально-культурной деятельности, которые могут обогатить досуг молодежи и тем самым повысить ее общий культурный уровень.
Можно выделить следующие составляющие досуга молодежи: потребление культурных ценностей, хобби, творческая деятельность, самообразование, занятия физкультурой и оздоровлением, межличностное досуговое общение, игровые занятия, пассивный отдых, занятия, связанные с антикультурной деятельностью.
Необходимо сказать, что досуг, в первую очередь, предназначен для решения социальных проблем, внедрения новых форм деятельности и моделей образа жизни, а также для содействия развитию общей культуры молодежи и общества в целом.
Таким образом, традиционные и инновационные технологии, которыми пользуются современные учреждения социально-культурной деятельности, в своей деятельности способствуют их развитию в современных сельских учреждениях культуры.
Актуальность темы исследования обусловила выбор темы курсовой работы «Социально-культурная деятельность сельского Дома культуры по организации молодежи».
Цель исследования: определить особенности организации социально-культурной деятельности сельского Дома культуры по организации досуга молодежи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть определение понятия, содержание и основные направления досуга в учреждения культуры;
2. Определить специфику технологий организации социально-культурной деятельности в учреждениях культуры села;
3. Проанализировать работу муниципального бюджетного учреждения «Дом культуры «Ягуновский» Кемеровского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасс по организации досуга молодёжи;
4. Разработать методические рекомендации по совершенствованию социально-культурной деятельности сельского по организации досуга молодежи.
Объект исследования: процесс социально-культурной деятельности сельского Дома культуры по организации досуга молодежи.
Предмет исследования: организация досуга молодёжи в сельском Доме культуры.
База исследования: муниципальное бюджетное учреждение «Дом культуры «Ягуновский» Кемеровского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасс.
Методы исследования:
Теоретические методы исследования:
1. Анализ специальной литературы по технологиям организации культурно-досуговой деятельности
Эмпирические методы исследования:
1. Анализ документов, методических разработок, сценариев, календарно-тематических планов, отчетов муниципального бюджетного учреждения «Дом культуры «Ягуновский» Кемеровского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасс.
Теоретическая значимость проблемы исследования заключается в том, что выявлена специфика технологии организации социально-культурной деятельности сельского Дома культуры по организации досуга молодежи.
Практическая значимость проблемы исследования заключается в разработке методических рекомендаций технологии организации социально-культурной деятельности сельского Дома культуры, которые могут быть использованы работника Дома культуры в практической деятельности.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности сельского Дома культуры по организации досуга молодёжи
1.1. Досуг молодёжи: определение понятия, содержание, основные направления
Проблема досуга молодёжи имеет долгую историю исследования, когда предлагались разные интерпретации этого явления как по содержанию, так и по формам организации в зависимости от досуговых предпочтений.
Исследователи А. Воловик и В. Воловик оценивают досуг как «время, в котором человек по своему выбору занимается различными видами деятельности» [3, с. 55]. Н. Цимбалюк утверждает, что досуг является «социокультурным резонатором изменений в общей социальной системе и во всех подсистемах общества и является точным отражением возможностей его развития, определения жизни. Он дополняет социальный образ общества, помогает понять степень и перспективу его духовности» [12, с. 41].
В толковом словаре определение досуговой деятельности строится как «способ быть человеком в свободное время, не противоречащий общепринятым социальным нормам, способствующий самопознанию, самоопределению, самореализации, самообразованию и всестороннему развитию личности» [14, с. 134].
В современной теории и практике термин «досуг» используется в трех значениях: досуг как синоним психологического состояния человека [14]. A. И. Лучанкин и А. A. Снюцким: «досуг - это время, выбранное им самим и в его собственных интересах, не имеющее прагматического значения, независимое от работы, учебы или профессиональной деятельности» [14, с. 41].
Досуг как вид деятельности, по мнению Б. Г. Ананьева. Он был одним из первых в педагогике, который так охарактеризовал досуг [16]. Итак, если досуг - это занятие, то есть это означает, что это не праздное времяпрепровождение.
Конкретная деятельность во временной сфере - это досуговая деятельность, истинной причиной которой является потребность индивида в этой деятельности как таковой, и которая является результатом ее осуществления.
Деятельность - это взаимодействие, включающее трансформацию внешней реальности с целью достижения определенного результата. Следует отметить, что культурно-досуговая деятельность основана на добровольном участии и соучастии, свободе выбора деятельности без принуждения и возможности такого выбора и освобождения от деятельности.
T.Г. Киселёва и Ю.Д. Красильников считают целесообразным интерпретировать его как часть общей социокультурной деятельности, проводимой в свободное время, отличающейся свободой выбора, активностью, инициативой различных групп и отдельных лиц и основанной на общих культурных, художественных, познавательных, политических, бытовых и других интересах учащихся [11].
В нашей работе мы определяем досуг как свободное время от работы (учебы) и других обязанностей, наполненное деятельностью и зависящее от мотивации и потребностей.
В настоящее время продолжается переоценка важности досуга как социокультурной категории в общественной жизни. Выполняя свою роль по расширению производственной сферы на протяжении многих лет, досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, в которой происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.
Особенности досуговой деятельности заключаются в разнообразии ее тематики, выборе целей и содержания.
Рассмотрим классификацию видов досуговой деятельности (Таблица №1).
Таблица 1 – Виды досуговой деятельности
Вид досуга Характеристика
Отдых Активный отдых – занятие физической культуры и др.
Пассивный отдых – расслабление, сон
Развлечение Посещение концертов, представлений путешествия, прогулки
Праздник Фестивали, слеты, театральные представления, конкурсы
Общение Круглые столы, диспуты, мозговые штурмы
Самообразование Участие в диспутах, дискуссиях, деловых играх
Творчество Хобби, занятие по интересам
Богатство социокультурной деятельности и средств ее проявления порождает различные виды досуга, которые можно классифицировать в соответствии со следующими ключевыми характеристиками:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бестужев-Лада, И. В. Молодость и зрелость : Раз мышления о некоторых социальных проблемах молодежи / И. В. Бестужев-Лада. – Москва : Политиздат, 2014. – Текст : непосредственный.
2. Вишнякова, А. А. Тенденции использования свободного времени российской молодежи / А.А. Вишнякова // Вестн. Бурят. гос. ун-та. 2014. - Вып. - 6 (1). - С. 80-83. – Текст : непосредственный.
3. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. – Москва : Флинта, 2018. - 362 с. – Текст : непосредственный.
4. Дианова, В. М. История культурологии: учебник для академического бакалавриата / В. М. Дианова, Ю. Н. Солонин. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 471 с. – Текст : непосредственный.
5. Головина, Г. В. Функции досуговой деятельности как наиболее значимые ее характеристики в аспекте соответствия потребностям членов общества / Г.В. Головина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2011. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-dosugovoy-deyatelnosti-kak-naibolee-znachimye-ee-harakteristiki-v-aspekte-sootvetstviya-potrebnostyam-chlenov-obschestva (дата обращения: 12.01.2023). – Текст : электронный.
6. Загребин, В. В. Подходы к определению категории «молодежь» / В.В. Загребин // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. 2014. № 2. С. 26-30. URL: http://e-koncept.ru/2014/14030.htm (дата обращения: 10.02.2023). – Текст : электронный.
7. Зайнутдинова, А. Р. Современные тенденции формирования досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества / А.Р. Зайнутдинова // Вестн. Тамбов. гос. ун-та. 2010. - № 8. - С. 66-70. – Текст : непосредственный.
8. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : учебник / А. Д. Жарков. – Москва : Изд-во Московского гос. ун-та культуры и искусств, 2007. – 479 с. – Текст : непосредственный.
9. Иконникова, С. Н. История культурологии: учебник для академического бакалавриата / С. Н. Иконникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 416 с. – Текст : непосредственный.
10. Кавера, В. А. Специфика и перспективы развития современного молодежного досуга / В.А. Кавера // Вестник СПбГИК. - 2019. - №3 (40). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-i-perspektivy-razvitiya-sovremennogo-molodezhnogo (дата обращения 28.01.2023). – Текст : электронный.-dosuga (дата обращения: 12.02.2023).
11. Каган, М. С. Человек в теории культуры. Избранные труды : учебное пособие для вузов / М. С. Каган . – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 195 с. – Текст : непосредственный.
12. Касьянов, В. В. История культуры : учебник для СПО / В. В. Касьянов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 436 с. – Текст : непосредственный.
13. Киселева, Т. Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб.пособие / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. – Москва : Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 2018. - 136 с. – Текст : непосредственный.
14. Корниенко, Т.В. Культура досуга современной молодежи. Проблемы и перспективы развития / Т.В. Корниенко // Вестник КазГУКИ. - 2016. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-dosuga-sovremennoy-molodezhi-problemy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 12.02.2023). – Текст : электронный.
15. Кэндо, Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие / Т. Кэндо // Личность. Культура. Общество. 2019. - Т. II. Вып. 1(2). - С. 28. – Текст : непосредственный.
16. Мосалев, Б.Д. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б. Д. Мосалев. – Москва : МГКУ. 2015. – Текст : непосредственный.
17. Официальный сайт «Дом культуры «Ягуновский» URL: https://yagunovskoe-dk.ru/ (дата обращения 12.01.2023). – Текст : электронный.
18. Панфилова, Е. В. Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты исследования / Е. В. Панфилова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 278-283. – Текст : непосредственный.
19. Понукалина, О.В. Досуг в условиях трансформаций российского общества / О. В. Понукалина // Российское общество в условиях социального кризиса. Сб. науч. тр. Саратов : СГТУ, 2013. – Текст : непосредственный.
20. Семенов, В. Е. Ценностные ориентации современной молодёжи / В. Е. Семенов // Социологические исследования. – 2007. – № 4. – С. 37–43. – Текст : непосредственный.
21. Социально-культурная деятельность в условиях трансформации российского общества : монография / науч. ред. Г. А. Баландина. – Пермь : ПГИИК, 2011. – 296 с. – Текст : непосредственный.
22. Социально-культурная деятельность. Поиски, проблемы, перспективы. Сб. ст. – Москва : МГУКИ, 2011. – Текст : непосредственный.
23. Социально-культурное пространство региона: традиции, опыт, инновационные модели : материалы Всерос. науч. - практ. конференции, Пермь, 8-10 декабря 2008 г. / Перм. гос. ин-т искусства и культуры; ред. Е. М. Березина. - Пермь: ПГИИК, 2008. - 304 с. - – Текст : непосредственный.
24. Стеббинс, Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) / Р. А. Стеббинс // Социологический журнал. 2014. - № 7. - С. 64. – Текст : непосредственный.
25. Суровенкова, М. А. Досуговая деятельность современной студенческой молодежи / М.А. Суровенкова // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2013. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dosugovaya-deyatelnost-sovremennoy-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 12.02.2023). – Текст : электронный.
26. Суртаев, В. Я. Основные направления самореализации молодёжи в условиях досуговой деятельности / В. Я. Суртаев. - СПб, 2012. - 182 с. – Текст : непосредственный.
27. Трегубов, Б.А. Свободное время молодежи : сущность, типология, управление. Санкт-Петербург, 2017. – Текст : непосредственный.
28. Швачко, Е. В. Культурно-досуговая деятельность как средство преодоления социальной апатии студенческой молодежи: монография / Е. В. Швачко. – Челябинск : Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2012. -190 с. – Текст : непосредственный.
29. Шеховцова, Е. Ю. Культурно-досуговая деятельность учащейся молодежи: уровни, стадии, модели / Е.Ю. Шеховцова // Вестник ТГУ. - 2007. - №9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-dosugovaya-deyatelnost-uchascheysya-molodezhi-urovni-stadii-modeli (дата обращения: 12.02.2023).. – Текст : электронный.
30. Ярошевич, Т. М. Досуг: теоретические аспекты, структура, содержание / Т.М. Ярошевич // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dosug-teoreticheskie-aspekty-struktura-soderzhanie (дата обращения: 12.01.2023). – Текст : электронный.