Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Основным носителем образовательной стратегии является образование на протяжении всей жизни, инициируемое учащимися для обеспечения вариативности и персонализации обучения в соответствии с их потребностями и способностями. Это метод развития способностей, который тесно связан с позитивной природой обучения. Новая, более всеобъемлющая образовательная стратегия отражает девиз: «Самоконтроль своего обучения».
Позиционирование норм в методах деятельности и формирование широких форм деятельности ставят процедуры оценки в особое положение, что включает одновременно и цель, и средство обучения. Это, в свою очередь, требует формирования таких элементов, как рефлексия, самоанализ, самоконтроль, навыки самооценки и участие в процессе оценки процесса самооценки в содержании образовательного процесса.
Введение нового ФГОС ООО привело к изменениям в требованиях к ученикам по освоению результатов программ исторического образования. Следовательно, это означает изменение метода оценки образовательных достижений школьников. Одним из основных методов оценки в рамках личностно-ориентированной стратегии обучения становится формирующий метод оценки.
Формирующая оценка позволяет:
1.Учитель четко очерчивает образовательные результаты, которые должны быть сформированы и оценены в каждой конкретной ситуации, и организует свою работу на основе этого, то есть для повышения качества преподавания;
3.Учащиеся должны обеспечивать непрерывную обратную связь, знать, на каком уровне обучения они находятся, и определять, что им нужно делать для того, чтобы двигаться дальше и улучшать свои собственные достижения;
3.Родители должны решить проблему комфорта своих детей в классе (школе) и справедливости оценок, выставляемых им учителями.
Формирующее оценивание - это оценка процесса обучения. Преподавателям и ученикам необходимо диагностировать процесс обучения на начальной и промежуточной стадиях, а не только на заключительной стадии. Это позволяет вносить необходимые изменения в процессе обучения. Участвуя в оценке, учащиеся могут более глубоко изучить материалы и развить навыки самооценки.
Кроме того, по мере того, как дети видят интерес учителей, которые стремятся помочь им добиться успеха в обучении, их учебная мотивация растет. В конце концов, цель формирующей оценки состоит в том, чтобы улучшить качество преподавания, а не обеспечить основу для установления баллов.
Проблема исследования. Использование нового УМК по истории России в восьмом классе (под ред. А.В.Торкунова) позволяет планировать оценочные мероприятия для достижения максимальных ожидаемых результатов. По словам педагогического эксперта О.Н.Крыловой предложен алгоритм для учителей по организации формирующих оценочных действий.
Объект исследования: формирующее оценивание в обучении.
Предмет исследования: формирующее оценивание при изучении истории школе.
Цель исследования: проанализировать особенности формирующего оценивания при изучении истории школе на примере изучения эпохи дворцовых переворотов.
Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть основные термины и содержание формирующего оценивания;
2. Раскрыть принципы формирующего оценивания в обучении;
3. Изучить применение формирующего оценивания на уроках истории ;
4. Дать общую характеристику исследования;
5. Осуществить проведение исследования;
6. Провести анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано в учебных заведениях по предметам «Педагогика».
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база исследования.
Первая глава теоретического характера и в ней исследованы теоретические аспекты использования формирующего оценивания на школьных уроках истории.
Вторая глава носит аналитический характер и в ней проведена разработка урока с применением формирующего оценивания.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ НА ШКОЛЬНЫХ УРОКАХ ИСТОРИИ
1.1 Основные термины и содержание формирующего оценивания
Формирующее оценивание - это оценка процесса обучения. Преподавателям и ученикам необходимо диагностировать процесс обучения на начальной и промежуточной стадиях, а не только на заключительной стадии. Это позволяет вносить необходимые изменения в процессе обучения. Участвуя в оценке, учащиеся могут более глубоко изучить материалы и развить навыки самооценки [5, с. 162-187].
Учителя всегда, так или иначе, воспринимают проблемы учащихся, их комментарии, поведенческие реакции и выражения лица в процессе обучения и реагируют на них. Но суть в том, что в основном это делается автоматически. Этот «автоматический» сбор и обработка информации является бессознательным внутренним процессом.
Учитель в значительной степени полагается на свои взгляды, впечатления и опыт того, как его ученики учатся выносить важные суждения на этой основе, но почти никогда не выносит такую оценку за рамки процесса. Он не стремится подтвердить свое впечатление и не сравнивает его с тем, как сами ученики рассматривают свой учебный процесс. В процессе преподавания учителя накопили много информации о процессе преподавания, но большинство их выводов и предположений до сих пор не проверены.
Даже когда учителя используют довольно традиционные методы, с помощью вопросов, экзаменов и заданий, для сбора большого количества информации о том, как учатся дети, оказывается, что эта потенциально полезная информация поступает слишком поздно.
Следовательно, наиболее эффективным временем для оценки и установления обратной связи является период времени до начала тестирования и контрольной работы.
Кроме того, по мере того, как дети видят интерес учителей, которые стремятся помочь им добиться успеха в обучении, их учебная мотивация растет. В конце концов, цель формирующей оценки состоит в том, чтобы улучшить качество преподавания, а не обеспечить основу для установления баллов.
Оценка - это механизм, который предоставляет преподавателю информацию, необходимую ему для улучшения своего обучения, поиска наиболее эффективных методов и мотивации студентов к более активному участию в его преподавании. Поэтому ответом на вопрос - почему люди оценивают - будет: «выяснить, были ли достигнуты поставленные цели обучения» [12, с. 142-164].
Диагностическая работа формирующего оценивания включает в себя следующее:
1. Задача должна иметь возможность сначала записать планы действия;
2. Задачи должны быть построены таким образом, чтобы можно было восстановить запись процесса принятия решений; для этого можно использовать графические и символические средства, разработанные в совместной коллективной деятельности;
3. Ученики должны оставить за собой право оставить под знаком вопроса. Некоторые задачи и их решения;
4. Исправления на работе не следует рассматривать как случайное выполнение заданий: исправления могут выявить трудности ребенка и определить ход решения; лучше всего иметь место для специально отмеченных черновиков ребенка, непосредственно в черновике с текстом работы;
5. Домашнее задание должно выполняться в обстановке, которая не вызывает беспокойства и напряжения у детей. Это должно быть достигнуто за счет небольшого количества заданий и создания устройства у ребенка, чтобы результаты работы можно было впоследствии качественно проанализировать и скорректировать, а не отмечать в какой-либо количественной форме (баллы, проценты). Ученики должны быть заинтересованы в этих формах работы, чтобы находить ошибки и исправлять свои знания.
По результатам диагностической работы определяется индивидуальный (групповой) вектор дальнейшей коррекционной работы. Если рекомендации конкретного ученика не соблюдаются, нет смысла проводить диагностическую работу. Количество заданий на работе должно быть достаточным, чтобы учащийся мог выбрать задания, необходимые ему для исправления и проверки своих знаний и умений, а также для повышения своей способности овладеть тем или иным учебным предметом.
В рамках самостоятельной работы организуется система консультаций в классе, где учащиеся проявляют инициативу (или инициативу родителей учащихся) задавать необходимые вопросы [3, с. 44-67].
Следовательно, формирующая оценка должна быть непрерывной, непрерывным процессом, который запускает механизм обратной связи и поддерживает его в рабочем состоянии, и ориентирован на различные образовательные достижения (предметы, специальности и отдельных лиц).
1.2 Принципы формирующего оценивания в обучении
Формирующая оценка формирует самостоятельность в определении образовательных задач, методов выбора решений и в целом организации обучения. Формирующая оценка предназначена для того, чтобы дать человеку возможность оценить свои образовательные достижения, выявить свои слабые стороны и, самое главное, определить, что он должен делать и как двигаться вперед, чтобы улучшить свои собственные результаты.
Основные принципы формирующей оценки:
Первый принцип: цели обучения должны быть открытыми и понятными детям. Ученики знают, что они делают и что они должны делать.
Второй принцип: критерии оценки обсуждаются с ребенком, что понятно ребенку, и даже могут быть представлены вместе с учеником.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
4. ФГОС. Основное общее образование. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020).
Библиографический список
5. Ануфриева Л. Принципы здорвьесберегающего обучения // Здоровье детей. - 2019. - № 2. - С. 8-16.
6. Бурлакова И. И. Качество образования и его оценка в системе высшего образования: теория и методология: монография / И. И. Бурлакова. - М. : Изд-во Рос НОУ, 2021. -112 с.
7. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М. : Академия, 2019. - 335 с.
8. Грини В., Келлаган Т. Оценка образовательных достижений на национальном уровне / В. Грини. - М.: Логос, 2021. – 152 с.
9. Даутова О. Б. Социокультурная обусловленность современной учебно-познавательной деятельности // Человек и образование. - 2019. - № 4. - С. 47-51.
10. Даутова О. Б. Формирующее оценивание // Человек и образование. - 2020. - № 4. - С. 32-45.
11. Землянская Е. Н. Формирующее оценивание (оценка для обучения) образовательных достижений обучающихся // Современная зарубежная психология: электронный журнал. - 2020. - Т. 5. - № 3. -С. 50-58.
12. Землянская Е. Н. Критериальное оценивание образовательных достижений студентов вуза // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2020. - Том 5. - Выпуск 2. - С. 142-147.
13. Короткова Н. В. Наглядность на уроках истории: Практическое пособие для учителей / Н.В. Короткова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. - 176 с.
14. Крылова О. Н. Развитие знаниевой традиции в современном содержании отечественного школьного образования / О.Н. Крылова. - СПб.: Лема, 2020. - 355 с.
15. Кучма В. Как сохранить здоровье детей в процессе обучения? // Здоровье детей. - 2020. - № 1. - С. 4-9.
16. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения: практическое руководство для учителей / М. А. Пинская. - Ярославль: Ин-т развития образования, 2019. - 35 с.
17. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе : учеб. пособие / М.А. Пинская. - М.: Логос, 2020. - 264 с.
18. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. - М.: изд-во АПК и ПРО, 2020. – 402 с.
19. Фишман И. С, Голуб Г. Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся : метод. Пособие / И.С. Фишман. - Самара : Учебная литература, 2019. - 244 с.
20. Black, P., & Wiliam, D. Seven Strategies of Assessment for Learning // Oxford. – 2020. – Р. 15-23.