Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 5
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего возраста с ОНР 5
1.2. Особенности развития словаря у детей младшего школьного возраста как проблема научных исследований 9
1.3. Использование программ дополнительного образования в процессе обогащения словаря детей младшего школьного возраста с ОНР 13
Выводы по 1 главе 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА У ДЕТЕЙ С ОНР 17
2.1 Цель, задачи и методика проведения констатирующего этапа эксперимента 17
2.2 Результаты исследования словаря детей младшего школьного возраста с ОНР 18
Выводы по 2 главе 23
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 24
3.1 Содержание, методы и приёмы по обогащению словаря детей младшего школьного возраста с ОНР в процессе реализации программ дополнительного образования 24
3.2 Результаты контрольного этапа эксперимента 27
Выводы по 3 главе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Речевое развитие по-прежнему наиболее актуально в школьном возрасте. Основной целью развития речи является формирование устной речи и навыков вербального общения с окружающими на основе овладения литературным языком. Недостаточно развитая речевая деятельность отрицательно сказывается на всех сферах личности ребенка: тормозится развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логико-смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, всеми формами общения и межличностного взаимодействие, развитие игровой деятельности, имеющей, первостепенное значение с точки зрения общего психического развития. Познавательное развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов. Поэтому расширение словарного запаса детей является одной из важнейших задач в обучении.
Уточнение и расширение словарного запаса играет важную роль в развитии логического мышления, а именно: чем богаче словарный запас ребенка, чем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь. Поэтому освоение словаря необходимо для формирования всесторонне развитой личности, а также для успешного усвоения школьного материала.
В настоящее время увеличивается количество детей с речевыми патологиями, что выражается в трудностях усвоения языковых единиц, скудости словарного запаса и, как следствие, отсутствии желания общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Дети с ОНР представляют собой особый контингент, они понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме. Однако использование слов в экспрессивной речи, пополнение словаря вызывает большие трудности. Дошкольники с ОНР не знают многих действий предметов, не знают оттенков цветов, плохо различают форму предметов. В детской лексике мало обобщающих понятий. Антонимы используются редко, синонимов практически нет.
В связи с этим требуется особый подход к развитию словарного запаса детей с ОНР. Так, такие авторы, как Г.С. Гуменная, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелев, Г.В. Чиркина, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова отмечают, что дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности с усвоением лексических закономерностей родного языка.
Несмотря на то, что в последние годы активно рассматривается словарный запас школьников с общим недоразвитием речи, особенности его формирования изучены недостаточно. Таким образом, все вышеизложенное определяет актуальность данного исследования.
Цель: Изучить особенности обогащения словаря детей младшего школьного возраста с ОНР в процессе реализации программ дополнительного образования.
Задачи:
1.Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей младшего возраста с ОНР;
2.Изучить особенности развития словаря у детей младшего школьного возраста как проблема научных исследований;
3.Проанализировать использование программ дополнительного образования в процессе обогащения словаря детей младшего школьного возраста с ОНР;
4. Экспериментально исследовать словарь детей младшего школьного возраста у детей с ОНР.
Объект: Словарь детей младшего школьного возраста с ОНР.
Предмет: Программы дополнительного образования как средство обогащения словаря детей младшего школьного возраста с ОНР.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего возраста с ОНР
Одним из наиболее частых нарушений речи у детей младшего школьного возраста является общее недоразвитие речи. Под общим недоразвитием речи понимают нарушение сформированности всех компонентов речевой системы, касающихся звуковой и смысловой сторон речи у детей с нормальным слухом и исходно сохранным интеллектом [2].
Возраст младшего школьного возраста определяется важным обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. Именно в этом возрасте формируется ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. В младшем школьном возрасте раскрывается значимость новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением ценимой взрослыми воспитательной работы. У многих детей с общим недоразвитием речи выявляется общая соматическая слабость, а также отмечается отставание в развитии двигательной сферы, особенно это проявляется при воспроизведении движений по словесным инструкциям.
Дети отстают в воспроизведении двигательной задачи по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность действий, пропускают ее части. Отмечается недостаточное развитие мелкой моторики, а именно недостаточная координация пальцев, общая замедленность движений, застревание в одном положении. У детей с недоразвитием речи обнаруживаются функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. –3-е изд., испр. и доп. –М.: Издательство Юрайт, 2019. –157 с.
2. Богатырева, А. В. Формирование словаря антонимов и синонимов у детей с ОНР / А. В. Богатырева, М. А. Косткина. –Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. –2019. –№ 3 (20). –С. 14-16.
3. Галасюк И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. –М.: Юрайт, 2019. –179 с.
4. Практическая коррекционная работа с детьми с ОНР: методическое пособие для педагогов и родителей/ О. С. Рудик. - Москва: ВЛАДОС, 2021. – 302 с.
5. Разинькова Н.С., Хмелевская И.Г., Миненкова Т.А., Матвиенко Е.В., Кривдина Н.Д., Сережкина А.В., Гпотова И.В. Современные аспекты диагностики расстройств речевого развития у детей. Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2019. N 4(72). С. 129-131.
6. Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. –2-е изд., испр. и доп. –М.: Юрайт, 2019. –191 с.
7. Соловьева Л. Г. Логопедия. –М.: Юрайт, 2020. –192 с.
8. Фазлыева, Э. А. Формирование словаря у детей младшего школьного возраста / Э. А. Фазлыева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 42 (228). – С. 80-81.
9. Филиппова, О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / О.В. Филиппова. - М.: Феникс, 2019. - 402 c.
10. Шашкина Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика: учеб. пособие для СПО / Г. Р. Шашкина. –2-е изд., испр. и доп. –М. : Юрайт, 2019. – 215 с.