Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня все большее внимание государства акцентировано к процессу обучения одаренных детей. Этому существует подтверждение: усложнение содержания ЕГЭ и олимпиад. Учитывая данный факт, исследование одаренности школьников становится все более актуальной темой.
Современная наука определяет понятие «одаренность» как качество психики, развивающееся на протяжении всей жизни, которое определяет вероятность того, что человек достигнет более высоких (необычных, экстраординарных) результатов в одной или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [3].
Работа с одаренными детьми - один из приоритетов в деятельности любого учителя. Эта работа ответственная и сложная. В настоящее время реализация ФГОС второго поколения открывает возможности для развития одаренности и творческого потенциала личности учащегося. Практически любой предмет школьной программы можно использовать в качестве платформы для выявления и поддержки творческих учеников, а также для развития и укрепления их творческого потенциала. Кроме того, изменив тактику преподавания учебных дисциплин, вы можете значительно улучшить общие показатели успеваемости, не выходя за рамки учебной программы.
Степень разработанности проблемы. Главными и первостепенными положениями в теории одаренности детей заключается в том, что одаренность проявляется и развивается в творческом обучении (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, Н.С. Лейтес) и что одаренность является сложным многоуровневым психологическим образованием, включающим в себя многие аспекты личности (С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев).
Проблемы одаренности детей и различные варианты ее решения представлены в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, П. И. Россолимо, А. А. Смирнова, М. В. Соколова, М. Ю. Сыркина, Г. И. Челпанова, A. M. Штерна, В. М. Экземплярского и др. К сожалению, в середине 30-х годов ХХ века большинство исследований по данной теме были приостановлены, и лишь в конце 1990-х, благодаря значительным изменениям во всех сферах жизнедеятельности современного общества, проблемы развития человеческого потенциала и одаренности детей вновь привлекли внимание.
Одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки – только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических особенностей, которые в значительной мере зависят от окружающей среды и характера деятельности [5].
Несмотря на многочисленные исследования в области изучения одаренности школьников, остается нерешенным вопрос о социализации одаренных школьников в среде сверстников и учителей. Проводимые на протяжении ряда лет исследования подтверждают наличие у многих одаренных школьников сложностей во взаимоотношениях со сверстниками, педагогами и родителями: неумение выстроить коммуникацию, недопонимание, нетерпимость по отношению друг к другу и т.д. Все это подчас становится причиной дезадаптации одаренных детей и, как следствие, может привести к виктимизации одаренного ребенка, а затем и одаренного взрослого.
Актуальность исследования прослеживается с нескольких сторон:
- социальной – усиленным вниманием государства к выявлению одаренных школьников;
- педагогической – поиск инновационных методов, приемов и средств работы с одаренными школьниками;
- психологической – работа по социализации и нормировании взаимоотношений одаренных школьников со сверстниками и педагогами.
Цель курсовой работы – изучение особенностей взаимоотношений одаренных подростков с педагогами и сверстниками отличительных черт отношений одаренных детей с преподавателями и сверстниками.
Объект исследования – взаимоотношения одаренных подростков с педагогами и сверстниками.
Предмет исследования – особенности взаимоотношений одаренных подростков с педагогами и сверстниками.
Гипотеза исследования: мы предполагает, что в коллективе одаренный ребенок с гармоничным типом развития
пользуются высокой популярностью в коллективе сверстников, особенно в тех школах и детских садах, где обучение является ценностью, такие дети становятся лидерами, «звездами» класса.
могут быть объектом конфликта: так как ученик может оспаривать чужие точки зрения (в том числе и весьма авторитетные), отстаивать свое мнение, обосновывать собственную точку зрения и т.п.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «одаренность» в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить особенности одаренных школьников;
3. Описать трудности взаимоотношений одаренных школьников с педагогами и сверстниками;
4. Изучить особенности взаимоотношений одаренных подростков со сверстниками и педагогами.
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психологической, педагогической литературы по теме исследования.
- эмпирические – беседа, наблюдение, тестирование.
Теоретическое значение этой работы заключается в том, что в работе были рассмотрены психолого-педагогические особенности одаренных школьников.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе было проведено практическое исследование уровня взаимоотношения одаренных школьников со сверстниками и педагогами, которое могут быть полезно классным руководителям и социальным педагогами в работе с одаренными обучающимися.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
1 ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
1.1 Общее понятие одаренности
Существование понятия «одаренность» в научной практике существует уже более столетия. Однако до сих пор данное понятие по получило единого толкования.
Прежде всего, необходимо рассмотреть сущность понятия «одаренность».
В Российской педагогической энциклопедии под определением одаренность подразумевается «системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».
Одаренность - это систематическое, развивающееся на протяжение всей жизни человека духовное качество, которое определяет вероятность того, что человек достигнет более высоких и выдающихся результатов не только в одном, но и в широком спектре видов деятельности по сравнению с другими людьми [2].
Невзирая на многозначность этого термина, в последние годы он все очень обширно распространился в психологии.
Осознание термина «одаренность» претерпело веские конфигурации на протяжение ХХ столетия. Поначалу это понятие относилось только ко взрослым, заслуги которых числились выдающимися. Потом его стали применять к детям, имея в виду их умственное развитие, необыкновенные успехи в учении. К одаренным относили детей, имеющих высочайшие характеристики по степени IQ. Но жизнь вносила поправки в прогнозы, сочиняемые на базе тестов: высочайшие характеристики интеллектуального развития не гарантируют успешное обучение, выдающиеся творческие заслуги. В именно это время детки с более умеренными показателями IQ попали в число детей, считающихся одаренными, меняющих жизнь общества. Сходственные случаи принуждали снова обращаться к содержанию термина «одаренность» и, в частности, какие способности детей включены в данное понятие [5].
С течением времени и накоплением опыта определение «одаренности» становится более широким. Стоит отметить, что «одаренность» стали определяться, как способность к выдающимся достижениям в любой социально означаемой сфере людской деятельности.
Одаренный ребенок - это ребенок с очевидными, очевидными умственными или творческими достижениями по сравнению с другими детьми. Не исключено, что у одаренного ребенка есть внутренние предпосылки для такого прогресса в определенном виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов утверждают, что взаимодействие наследственности (естественных достижений) и социокультурной среды является важным элементом уровня, качественной специфики и характера развития одаренности. Деятельность ребенка (игра, образование, работа) также является важным фактором при определении одаренности. Кроме того, деятельность ребенка и психологические механизмы развития личности, лежащие в основе формирования и реализации личности, также имеют особое значение [4].
Одаренность в детстве можно рассматривать как потенциал для умственного развития в соответствии с более поздними этапами жизненного пути человека. Однако следует учитывать специфику одаренности в детстве по сравнению с одаренностью взрослого:
1. Одаренность человека в детстве часто служит проявлением возрастных моделей развития. В детстве появляются все новые предпосылки для развития способностей. Например, дети дошкольного возраста в основном имеют предрасположенность к изучению иност
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, Н.В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение / Н.В. Алексеева. – Волгоград : Учитель, 2011. – 182 с.
2. Афанасьева, Т.А. – Нестандартные дети. Воспитание школьников, 2001. – № 8 – с.8–10.
3. Бабаева, Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. уч. заведений. / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина; под ред. Лейтеса Н.С. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Фолио-Плюс, 2001 – 336 с.
4. Блинова, В.Л. Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие / В.Л. Блинова, Л.Ф. Блинова. – Казань.: Издательство ТГГПУ, 2010. – 56 с.
5. Богоявленская, Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская — М.: Московский институт открытого образования, 2005 — 176 с.
6. Богоявленская, Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М., 1997.
7. Грабовский, А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности / А.И. Грабовский // Педагогика. — М.: Академия 2013. — № 8.
8. Грушецкая, И.Н. Взаимодействие одаренных школьников с микросоциумом как условие их социального развития / И.Н. Грушецкая, О.С. Щербинина // ПНиО. - 2018. -№5(35). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-odarennyh-shkolnikov-s-mikrosotsiumom-kak-uslovie-ih-sotsialnogo-razvitiya (дата обращения: 05.01.2023).
9. Доровской, А.И. В классе – одаренные дети: как с ними работать / А.И. Доровской // Народное образование. – 2010. – № 5. – С. 202– 211.
10. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одарѐнности. / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2012.
11. Крущельницкая, О.Б. Одаренный школьник в глазах сверстников и педагогов. / О.Б. Крущельницкая // Образование, 2001 – № 4. – С. 66–70.
12. Курасов, Н. В. Изучение понятия одаренности в рамках психолого-педагогического знания / Н. В. Курасов, И. А. Ледовских, Н. А. Ручкова // Интеграция образования. 2021. - Т. 19. - № 3. - С. 52-58.
13. Лебедева, Л.Д. Проблемы одаренности. / Л.Д. Лебедева // Образование. – № 1; 2000. – с. 97–118.
14. Мешкова, Н.В. Зарубежные исследования одаренности: социально6психологический аспект [Электронный ресурс] / Н.В, Мешкова // Современная зарубежная психология. - 2015. - Т.4. - №1. -С.26-44. - URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2015/ n1/76175.shtml (дата обращения: 04.01.2023).
15. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – С. 15.
16. Психология одаренности детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина / Под ред. Н.С. Лейтеса. / 2–е изд. переработ. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2010.
17. Савенков, А.И. Детская одаренность и школьное обучение / А.И. Савенков // Школьные технологии. – 1999. – № 12. – С. 121–123.
18. Савенков, А.И. Одаренные дети в обычной школе / А.И. Савенков, Н. Беляева // Народное образование. – № 9. – 1999. – С. 121–131.
19. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования пед. систем / В.В. Сериков. - М.: Издательская корпорация «Логос»,1999. - 272с.
20. Степанов, В.Г. Психология одаренности детей и подростков / В.Г. Степанов // Вопросы психологии. — М.: «Академия», 2013. — № 3.
21. Щебланова, Е. И. Неуспешные одаренные школьники / Е.И. Щебланова. - М.; Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2008–212 с.
22. Штерн, В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. / Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В.А. Лукова. - СПб: Союз, 1997. – 128 с. – 3–11 с.
23. Холодная, М.А. Принципы и методы выявления одаренных детей / М.А. Холодная // Одаренность: рабочая концепция. – М., 2002. – С. 63.
24. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М., 2010.
25. Щебланова, Е.И. Трудности в учении одаренности школьников / Е.И. Щебланова // Вопросы психологии. — М.: Владос, 2014. — № 3.