Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Современная образовательная среда претерпевает глубокие перемены. Это связано с теми инновационными процессами, которые регламентирует федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) на каждом из образовательных уровней. Начиная от детского сада и заканчивая вузом. ФГОС начального образования (ФГОС НОО) обусловил необходимость поиска новых педагогических средств, которые призваны обеспечить эффективное интеллектуальное и социальное развитие детей младшего школьного возраста. В связи с этим специалисты много говорят о таких явлениях как адаптация ребёнка к школе и его успешная социализация в любой образовательной организации. При этом особое внимание должно уделяться процессу адаптации детей посредством их приобщения к семейным, культурным, национальным традициям и нормам, как в урочной деятельности, так и во вне урочной. Именно это должно обеспечить их гармоничное всестороннее личностное развитие с учетом современных требований социума.
В возрасте 7- 8 лет ребенок становится все боле самостоятельным и активным. В этом возрасте ребенок учится формировать и отстаивать собственное мнение и проявлять личностные качества. Можно сказать, что именно по этой причине первые годы, проведённые ребёнком в школе, являются наиболее значимыми в его жизни. Они способны во многом определить его дальнейшую школьную жизнь и придать уверенность в будущей взрослой жизни. Проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее важных проблем начальной ступени образования. Про школьную дезадаптацию можно сказать, что это, прежде всего профилактика и способы преодоления негативизма, которые могут возникнуть у младшего школьника в случае его неудачной адаптации к школе, после детского сада.
Цель работы: изучить процесс внеурочной деятельности с целью преодоления школьной дезадаптации младшего школьника.
Объект исследования: внеурочная деятельность младшего школьника.
Предмет исследования: дезадаптация младшего школьника в процессе внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую сущность преодоления школьной дезадаптации младшего школьника.
2. Описать учет возрастных особенностей в преодолении школьной дезадаптации младшего школьника.
3. Проанализировать практический опыт преодоления школьной дезадаптации младшего школьника с помощью внеурочной деятельности.
4. Предложить способы применения внеурочной деятельности, направленной на преодоление школьной дезадаптации у младших школьников.
5. Предложить способы организации работы с родителями с целью профилактики школьной дезадаптации младшего школьника.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация. сравнение. беседа. наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение. список используемой литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адамова, П.А. Развитие социального интеллекта детей младшего школьного возраста: способы реализации [Текст] / П.А. Адамова, В.В. Винникова, Т.М. Газарова // Образование и воспитание. – 2017. – No 2. – С.21-24.
2. Алиева, Ш.Г. Cоциальное развитие младших школьников [Текст] / Ш.Г. Алиева // Молодой ученый. – 2014. – No 2. – С.711-715.
3. Борисова, К.О. Внеурочная деятельность младших школьников как средство формирования социальной активности [Текст] / К.О. Борисова // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития: сб. тр. науч. конф. – Воронеж: Ритм. - 2017. – С.14-17.
4. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / И.Б. Дерманова. - СПб.: Речь. - 2002. – 80 с.
5. Евтеева, Е.С. Влияние детско-родительских отношений на развитие социальной успешности младших школьников [Текст] / Е.С. Евтеева // Молодежь XXIвека: образование, наука, инновации: сб. тр. науч. конф. – Новосибирск: НГПУ. - 2017. – С.95-96.
6. Забродина, А.В. Реализация возможностей дополнительного образования в социальном развитии младших школьников [Текст] / А.В. Забродина // Гносеологические основы образования: сб. тр. науч. конф. / ЕГУ им. И.А. Бунина. – Елец. - 2017. – С.336-338.
7. Зайцева, Е.А. К вопросу о развитии социального интеллекта в учебной деятельности младших школьников [Текст] / Е.А. Зайцева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – No 1. – С. 946-948.
8. Иваненко, М.А. Педагогическое сопровождение социального развития ребенка в период детства [Текст] / М.А. Иваненко // автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.07 / М.А. Иваненко. – Екатеринбург. - 2005. – 23 с.
9. Калинина, Е.А. Развитие социального опыта во внеурочной деятельности младших школьников [Текст] / Е.А. Калинина // Наука и социум: сб. тр. науч. конф. – Новосибирск: СИПСПСР, 2017. – С.73-75.
10. Кокуева, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка [Текст] / Л.В. Кокуева. – М.: АРКТИ. - 2015. – 112 с.
11. Левина, И.Л. Распространенность, типология, клиническая динамика и профилактика школьной дезадаптации [Текст] / И.Л. Левина // автореф. дисс. д-ра. мед. н. / И.Л. Левина. – Томск, 2003. – 42 с.
12. Любецкая, Т.А. Внеурочная деятельность младших школьников как фактор всестороннего развития личности [Текст] / Т.А. Любецкая, Н.А.Толмачева // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сб. тр. науч. конф. – Чебоксары: Интерактив плюс. - 2016. – С.185- 188.
13. Меджидова, Э.С. Социально-коммуникативное развитие детей младшего школьного возраста как научно-педагогическая проблема [Текст] / Э.С. Меджидова // Молодой ученый. – 2016. – No 6. – С.799-803.
14. Монгуш, О.О. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста [Текст] / О.О. Монгуш // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. Москва, июнь 2015 г. – М.: Буки-Веди. - 2015. – С.59-62.
15. Мулдашева, М.М. Внеурочная деятельность младших школьников как составная часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО [Текст] / М.М. Мулдашева // Новые технологии в образовании: сб. тр. науч. конф. – М.: Перо. - 2017. – С.60-63.
16. Пащенко, Т.В. Средства формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников в педагогическом процессе [Текст] / Т.В. Пащенко // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. Новосибирск, сентябрь 2013 г. – Новосибирск: НСК.:СибАК. - 2013. – С.127-132.
17. Петрова, И.В. Развитие социальной компетентности младших школьников [Текст] / И.В. Петрова // Поволжский педагогический поиск. – 2015 г. – No 2 (12). – С.56-59.
18. Попова, С.В. Социально-эмоциональное развитие младших школьников [Текст] / С.В. Попова, С.Н. Назарова // Молодой ученый. – 2017. – No5 . – С.260-263.
19. Потемкина, Ю.С. Развитие социального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности [Текст] / Ю.С. Потемкина, Е.А. Соловьева // Мир педагогики и психологии. – 2017. – No 6 (11). – С.143-153.
Родионова, Л.А. Социально-коммуникативное развитие младших школьников как одно из приоритетных направлений образования детей [Текст] / Л.А. Родионова, С.В. Пазухина. // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. Санкт- Петербург, декабрь 2017 г. – СПб.: Свое издательство. - 2017. – С.63-65.
20. Рябова, Е.Ю. Внеурочная деятельность как средство развития личности младших школьников [Текст] / Е.Ю. Рябова // Перспективы развития научных исследований: сб. тр. науч. конф. – Нефтекамск : Мир науки. - 2016. – С.131-134.
21. Семенака, С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе [Текст] / С.И. Семенака. – М.: АРКТИ. - 2015. – 72 с.
22. Смородинова, З.И. Развитие социальной компетентности младшего школьника [Текст] / З.И. Смородинова // Научный альманах. – 2016. – No 6 (19). – С.390-393.
23. Социальное развитие младших школьников: программа, планирование, занятия, диагностические материалы. Старшая группа [Текст] / авт.-сост. Л.А. Загуменная. – Волгоград: Учитель. - 2013. – 231 с.
24. Сутковая, Н.В. Педагогическое сопровождение как объект методической работы [Текст] / Н.В. Сутковая // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. Краснодар, февраль 2017 г. – Краснодар: Новация. - 2017. – С.29-33.
25. Хохлова, В.А. Коллективные творческие дела в социальном развитии младших школьников [Текст] / В.А. Хохлова // Педагогические и социально-психологические основы научного развития общества: сб. тр. науч. конф. – Уфа : Аэтерна. - 2017. – С.138-140.
26. Шаймарданова, Л.Ш. Внеурочная деятельность в начальной школе как фактор развития личности младшего школьника [Текст] / Л.Ш. Шаймарданова, А.С. Леонтьева // Актуальные аспекты педагогики и психологии начального образования: сб. тр. науч. конф. – Прага: Vеdecko vydavatelskе centrum «Sociosfеra-CZ». - 2018. – С.62-64.