Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Современный уровень развития системы образования ставит вопрос о том, как обеспечить высокое качество обучения каждого из учеников и помочь им усвоить знания в рамках образовательных стандартов.
Модернизация образования на данном этапе привела к множеству педагогических открытий, независимо от того, насколько они велики или малы, которые важны и интересны самим учителям. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и подготовку учащихся к взрослой жизни.
Новые методы, отражающие междисциплинарное содержание, разрабатываются не отдельно, а в рамках интегрированного образования. Разрабатывается новая образовательная концепция, основанная на методах действия.
Основными проблемами современного образования являются отсутствие профильного обучения, разный уровень подготовки учеников и плохая подготовка молодых учителей.
Противоречие исследования. Таким образом, современная ситуация развития теории и практики образования характеризуется противоречиями между: фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; необходимостью развития самостоятельной познавательной деятельностью учащихся в условиях парной работы, повышающей качество профильного обучения школьников, и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса.
Анализ теоретической базы. В работе использован ряд работ современных ученых. В частности, Г.Н. Берман писал, что в современном обществе особую значимость приобретает развитие самостоятельности обучающихся для их успешной самореализации. При этом парная работа выступают одним из компонентов воспитания самостоятельности.
Далее М.И. Волошина в своих работах отмечала, что, активизируя мыслительную деятельность, парная работа на уроках способствует более успешному усвоению нового материала, помогает наладить взаимоотношения со сверстниками.
Проблема исследования. На основании анализа психолого-педагогической литературы, изучения опыта работы общеобразовательной школы, была сформулирована проблема исследования, которая определяется необходимостью преодоления противоречия между значительным потенциалом парной работы, повышающей качество профильного обучения школьников, и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса.
Внедрение парной работы в процесс обучения обеспечивает успешное усвоение знаний обучающихся, способствует обогащению обучения, придает ему поисковый характер, активизирует самостоятельность, стимулирует умственную деятельность, развивает творческие способности. Технология парной работы, применяемая на уроках математики, позволяет педагогу организовать самостоятельную работу обучающихся.
Используя на уроках традиционные методы обучения, педагог не может в полной мере развить самостоятельность обучающихся, так как, выполняя простую работу самостоятельно, они испытывают большую потребность в помощи, выполняют задания неосознанно. Парная работа несет в себе характер инновационных технологий, она позволяет более эффективно развивать самостоятельность обучающихся.
Объект исследования: образовательный процесс учащихся средней школы.
Предмет исследования: организация дифференцированно-парной работы в средних классах на уроках математики.
Цель исследования: проанализировать особенности организации парной работы учащихся на уроках математики в 5-6 классах.
Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1.Рассмотреть основные термины и содержание организации работы в парах;
2. Изучить принципы и методы работы в парах на уроках;
3. Раскрыть применение парной работы на уроках математики как средство развития самостоятельности;
4. Провести пример организации парной работы на уроках математики в 6 классе по теме «Решение уравнений».
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база исследования.
Первая глава теоретического характера и в ней исследованы теоретические аспекты парной работы на учебных занятиях.
Вторая глава носит аналитико-практический характер и в ней приведен пример организации парной работы на уроках математики в 5-6 классах.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАРНОЙ РАБОТЫ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ
1.1 Основные термины и содержание работы в парах
С самого начала своей преподавательской деятельности парной работе придавали большое значение. Опыт организации парной деятельности является актуальным и перспективным, который позволяет обеспечить защиту физического и психического здоровья детей.
Парная работа позволяют индивидуально регулировать объем и метод обработки материалов, позволяя формировать умение работать сообща и использовать взаимоконтролируемые приемы. Возможность самостоятельно оценивать свою работу без обычной пятибалльной системы позволяет соблюдать принцип «безопасности», культивировать интерес к теме и использовать опорные знаки (формы, планы, чертежи и т.д.).
Характерной чертой мировой педагогики является переход к модели обучения, которая ставит учащихся в активную позицию. Процесс обучения строится как поисковая деятельность, исследование, в ходе которого происходит обмен мнениями и обсуждается развитие. Переход от классовой системы позитивной работы к форме работы отдельных лиц - это требование современного времени. В этой связи кажется не совсем разумным, что парная работа все еще занимает недостаточную разработанность при обучении[5, с. 162-187].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644).
Библиографический список
4. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в средних классах / М.А. Бантова. М.: Просвещение 2019. - 335с.
5. Борода, Л.Я. Некоторые формы проблемного обучения по привитию интереса к математике / Л.Я. Борода. – М.: Наука, 2020. – 134 с.
6. Берман, Г.Н. Приемы счёта на дистанционном обучении / Г.Н. Берман. - М.: Физматгиз, 2021. – 84 с.
7. Волошина, М.И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики / М.И. Волошина. – М.: Логос, 2020. – 154 с.
8. Дьячкова, Г.Т. Устный счёт в начальной школе / Г.Т. Дьячкова. - Волгоград, 2018. – 125 с.
9. Зайцева, О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка в рамках проблемного обучения / О.П. ЗАйцева. – М.: Наука, 2021. – 98 с.
10. Зимина, С.В. Как развивается интерес к математике? / С.В. Зимина. – М.: Наука, 2018. – 174 с.
11. Зимовец, К.А. Интересные приемы устных вычислений / К.А. Зимовец. – М.: Логос, 2020. – 174 с.
12. Истомина, Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах на дистанционно обучении: учебное пособие / Н.Б. Истомина. М.: Академия, 2019. – 288 с.
13. Коваленко, В.П. Дидактические игры на уроках математики / В.П. Коваленко. – М.: Наука, 2021. – 174 с.
14. Кравченко, В.С. Устные упражнения по математике в 5-6 классах / В.С. Кравченко. М.: Просвещение, 2021. – 174 с.
15. Липатникова, Н.Г. Роль устных упражнений на уроках математики / Н.Г.Липатникова. – М.: Наука, 2021. – 74 с.
16. Мишенева, Т.С. Приемы организации устного счета / Т.С. Мишенева. – СПб.: Вита, 2017. – 104 с.
17. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г.В. Репкина. - Томск: Пеленг, 1993. – 62 с.
18. Узорова, О.В. Устный счёт и математические диктанты для средней школы / О.В. Узорова. М.: Просвещение, 2020. – 201 с.
19. Царева, С.Е. Учебная деятельность и умение учиться в проблемном обучении / С.Е. Царева. – М.: Наука, 2021. – 82 с.
20. Чилингирова, Л. Играя, учимся математике / Л. Чилингирова. М.: Просвещение, 1993. – 291 с.