Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Продвижение русского языка на мировой арене, формирование его привлекательности в современном мире - одно из приоритетных направлений.
Именно русский язык - один из основных предметов в школе: Знание учащимися русского языка способствует лучшему усвоению других предметов, является основой обучения, но эти уроки часто считаются детьми, к сожалению, одними из самых сложных.
С помощью электронных образовательных ресурсов можно готовить учебные материалы в интерактивной форме, что вызывает наибольший интерес у младших школьников.
Кроме того, учебный материал становится более наглядным и доступным для обучающихся, что повышает качество усвоения материала, провоцирует познавательную активность детей.
Внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс позволяет интенсифицировать учебный процесс, увеличить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы обучающихся.
Объект исследования: процесс изучения русского языка младшими школьниками.
Предмет исследования: мобильные образовательные ресурсы как средство стимулирования интереса к изучению русского языка у младших школьников.
Гипотеза исследования основана на том факте, что процесс формирования интереса к изучению русского языка будет более эффективным, если: формирование интереса к предмету будет обеспечиваться дидактическими функциями мобильных приложений; метод использования мобильных приложений в качестве средства обучения русскому языку. Интерес будет строиться с учетом специфики образовательного предмета и возрастных особенностей школьников.
Цель исследования: проанализировать использование мобильных приложений в процессе обучения русскому языку младших школьников.
Задачи исследования:
-рассмотреть мобильные приложения на уроках русского языка в начальной школе;
-дать характеристику мобильных приложений для языкового и речевого развития младших школьников;
-выполнить анализ методического опыта по использованию мобильных приложений в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе;
-провести опытно-экспериментальную работу по использованию мобильных приложений в процессе обучения русскому языку младших школьников.
Для решения поставленных задач и гипотезы были использованы следующие методы исследования:
теоретические: метод анализа психолого- педагогической, лингвистической и учебно-педагогической литературы, методы обобщения и систематизации, педагогическое проектирование;
эмпирические: наблюдение за учебным процессом, метод опроса (анкетирование), изучение школьной документации, метод обработки данных, педагогический эксперимент;
математические: количественная и качественная обработка эмпирических и экспериментальных данных исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Мобильные приложения на уроках русского языка в начальной школе: проблемы и решения
Сегодня такие гаджеты, как, например, смартфоны, компьютеры, планшеты, заполонили мир, без них современную жизнь уже трудно представить. Чаще всего они используются как для общения, развлечений, так и для приобретения новых знаний. В связи с широким распространением гаджетов во всех сферах жизни (включая образование), современные устройства приобретают дополнительные функции за счет задейственности в определенной области [Карпова 2020: 625].
К сожалению, на данном этапе развития современные школы не могут предоставить каждому школьнику гаджет, который использовался бы им в классе. Однако практически у каждого школьника есть мобильное устройство, которое можно использовать в образовательных целях. Само устройство, конечно, научить не может, но если учитель использует специальные образовательные мобильные приложения, такой образовательный процесс может стать более эффективным, чем традиционный, и имеет ряд преимуществ, которые мы рассмотрим ниже [Урсова 2021: 183].
Под» мобильным обучением «(mobile learning) подразумевается " обучение, которое происходит, когда учащийся использует возможности мобильных технологий, выполняется с помощью компьютерной (мобильной) программы, разработанной специально для использования в мобильном телефоне, компьютере или любом другом гаджете, как в классе, так и за его пределами. Мобильное приложение - это компьютерная программа, созданная специально для использования в мобильном телефоне, смартфоне или коммуникаторе, которая предназначена для выполнения определенной задачи. Впервые они заговорили о мобильном обучении в конце двадцатого века, но концептуальный аппарат этот метод получил только недавно, в двадцать первом веке. В Российской Федерации нормативная консолидация появилась только в национальном стандарте ГОСТ " ИКТ в образовании. Термины и определения». В России этот вид обучения также начал применяться в последнее время. Учителя сами выбирают способы построения своих уроков на основе мобильного обучения: частичное или полное, но многие из них отмечают его эффективность [Абрамов 2019: 85].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абрамов Е. В. Потенциал электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ- УПИ, 2019. - 143 с.
2.Андреева О. В. Возможности использования мобильных приложений в открытой информационно - образовательной среде школы // Наука и инновации XXI века. -2020.- №3. – С. 43-46
3.Ассонова Н.В. Электронный образовательные ресурсы для начальной школы // Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы. – 2021. - №4. – С. 73-81.
4.Батакова Е.Л. Интерактивные средства обучения как часть электронно-образовательных ресурсов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2020. - №1. – С. 105-109.
5.Воробьева П.А. Электронные образовательные ресурсы для младших школьников. // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. – 2019. – С. 234-238.
6.Гузь Ю.А. Эффективное использование мобильных приложений и планшетов в обучении русскому языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология - 2022 .- №4 - С. 59 -61
7.Илаева Р. А. Эффективность использования мобильных технологий в процессе обучения русскому языку // Проблемы современного педагогического образования - 2021.- № 59-2 - С. 256-259
8.Карпова Е.А. Профессиональная готовность учителей начальных классов к использованию ЭОР на уроках русского языка // Ученик – исследователь – учитель. – 2020. – С. 623-628.
9.Катханова Ю.Ф. Электронные образовательные ресурсы от разработки до применения // Символ науки: международный научный журнал. – 2021. – №8-2. – С.117-120.
10.Кладова А.В. Применение информационных технологий на уроках русского языка в начальной школе как одно из средств формирования орфографической зоркости младших школьников // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. – 2020. – С. 69-71.
11.Лежнина М.В. Электронные образовательные ресурсы, виды, классификации // НАУКА СЕГОДНЯ. – 2022. – С. 52-53.
12. Маев И. А. К вопросу об использовании учебно-игровых мобильных приложений как вида тренажера в обучении русскому языку // Филологический класс. - 2021. - № 1. - С. 293–307.
13.Муцурова З.М. Сущность и классификация электронных образовательных ресурсов // Мир науки, культуры, образования. – 2020. - №2. – С. 221-222.
14.Осин А. В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. - М.: Социальный проект, 2019. – 132 с.
15.Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. - М: Академия, 2019. – 192 с.
16.Подсоломко Д.Ю. Обзор популярных мобильных приложений для изучения предметных дисциплин // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS. - 2021. - С. 34-36.
17.Серик Т.Н. Практика применения новых образовательных технологий в современной начальной школе // Начальная школа. – 2022. – С. 125-130.
18.Смирнов А. В. Мобильное обучение как актуальная педагогическая технология образования XXI века // Высшее и среднее профессиональное образование как основа профессиональной социализации обучающихся -. 2019. – С. 412-414
19.Строкань В.И. Интеграция мобильных приложений в обучение русскому языку // Актуальные вопросы изучения русского языка. - 2020. - С. 216-220.
20. Титова С. В., Авраменко А. П. Мобильное обучение русскому языку: учеб. пособие. - М.: ИКАР, 2019. - 224 с.
21.Урсова Л.А. Возможности ИКТ и необходимость использования ЭОР в обучении // Педагогическое образование на Алтае. – 2021. - №1. – С. 181-184.
22.Фадеев И.В. Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе современной школы // Преподавание истории в школе и вузе: актуальные проблемы методологии и методики. – 2020. – С. 198-202.
23.Шашков В.А. Образовательный потенциал привлечения мобильных приложений в обучении // Актуальные вопросы современной науки и образования. - 2019. - С. 93-95.
24.Щербакова, Т.Н. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии: Учебное пособие. - М.: ИЦ Академия, 2020. - 320 c.
25. Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. - М: Педагогическое общество России, 2020. – 224 с.
26.Яковлева И.М. Использование технологии мобильного обучения на уроках русскому языка // Инновационное развитие науки и образования. - 2019. - С. 206-209.