Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В ходе проводимых реформ в области сестринского дела повышается роль среднего медицинского персонала в организации профилактических, лечебных, диагностических, реабилитационных мероприятий на всех уровнях медицинского обслуживания населения независимо от профиля оказания медицинской помощи .
Современное развитие спорта характеризуется непрерывным ростом спортивных результатов, которые обеспечиваются нарастанием интенсивности и объёмов тренировочных нагрузок. Спортсмены начинают тренироваться с раннего возраста, и тренировочный процесс в большинстве видов спорта длится почти круглый год, а период отдыха между сезонами становится все короче.
Стремление к наивысшему уровню спортивных показателей заставляет спортсменов подталкивать себя к пределу собственных возможностей. Такой подход может повлечь за собой ряд серьезных проблем, приводящих к ухудшению, как спортивных результатов, так и состояния здоровья спортсменов.
Целью данной работы является рассмотрение роли фельдшера в медико-санитарной помощи спортсменам.
1 Информация об организации
Необходимость профилактики переутомления, перетренированности и роста риска заболеваний спортсмена наряду с сохранением высокого уровня работоспособности спортсмена привела к идее создания в 2006 году на базе специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Вымпел» города Калуги «Научно-методического образовательного инновационного центра «Здоровье» (далее – Центр).
СДЮСШОР «Вымпел» была основана в 1994 году как «Детско-юношеский клуб физической подготовки «Вымпел». За 21 год работы в школе было подготовлено 2 мастера спорта России международного класса, 23 мастера спорта России, 252 кандидата в мастера спорта 287 спортсменов – перворазрядников, более 3000 тысяч спортсменов массовых разрядов. СДЮСШОР «Вымпел» является неоднократным победителем областного ежегодного конкурса на лучшую постановку работы по физической культуре и спорту и дипломантом Всероссийского конкурса авторских образовательных программ в 2008 г. (авторская программа «СПАРТ-ОЛИМП») и 2010 г. (авторская программа «Психологическое сопровождение учебно-тренировочного процесса»);
В 2009-2011 годах школа реализовала трёхгодичный инновационный проект «Поиск путей повышения эффективности медико-психологического обеспечения учебно-тренировочного процесса в спортивной школе», где «Научно-методический образовательный инновационный центр «Здоровье» выступал в качестве экспериментальной площадки Министерства образования и науки РФ при ФГУ «Федеральный институт развития образования». В 2012-2014 году Центр являлся региональной инновационной площадкой в сфере образования Калужской области (в 2012 году школа заняла I место IV всероссийского конкурса «Лучший организатор работы спортивной школы по итогам 2011 года»).
Основными целями работы Центра являются:
Оптимизация медико-биологического и психолого-педагогического сопровождения медицинскими работниками и психологами тренировочного процесса.
Повышение работоспособности и результативности лиц, занимающихся физкультурой и спортом.
Обеспечение наиболее полного восстановления работоспособности лиц, занимающихся физкультурой и спортом, после перенесенных травм и заболеваний.
Создание условий для развития системы дополнительных образовательных услуг.
Создание условий, оптимальных для развития научно-исследовательской деятельности в
Снижение уровня спортивного травматизма и заболеваемости, профилактика спортивных травм и заболеваний у спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой, изменение у них ценностного отношения к здоровью.
Воспитание у населения ценностного отношения к здоровью, стремления к продолжительной активной творческой жизни.
Взаимодействие Центра с учреждениями здравоохранения и другими службами по охране здоровья с целью обмена опытом и повышения качества оказываемой помощи.
Организация платных услуг для физических и юридических лиц по вопросам воспитания детей, здоровьесбережения, развития физического, психического и социального здоровья.
2 Медико-санитарная работа фельдшера со спортсменами
2.1 Общая характеристика направлений работы со спортсменами
Основные направления деятельности Центра «Здоровье» следующие:
1) Медико-биологическое и психолого-педагогическое сопровождение подготовки ведущих спортсменов к участию в соревнованиях.
2) Оказание реабилитационной помощи спортсменам при получении спортивной травмы, после перенесенных заболеваний и пр.
3) Организация и проведение конференций, круглых столов, акций, направленных на сохранение и развитие здоровья человека.
4) Разработка и внедрение профилактических программ, направленных на предупреждение возникновения и развития нарушений соматического, психического и социального здоровья обучающихся и спортсменов.
5) Организация научно-исследовательской работы по направлениям работы Центра.
Структура Центра:
1) Кабинет функциональной диагностики. В кабинете осуществляется функциональная диагностика обучающихся и спортсменов.
2) Кабинет физиотерапии и массажа. Предназначен для отпуска физиотерапевтических процедур.
3) Кабинет медсестры. Предназначен для оказания неотложной медицинской помощи обучающимся и спортсменам, оказание медицинских услуг по обращениям.
4) Кабинет психолога. Предназначен для индивидуальных и групповых консультаций обучающихся и спортсменов, тренеров и родителей, проведения тренингов по различным направлениям деятельности.
В рамках Центра реализуются программы:
1) «Инновационная модернизация медико-психологического сопровождения учебно-тренировочного процесса» (диплом 1-й степени Всероссийского курса инноваций по теме «Здоровьесберегающие технологии в образовании», 2011 год);
2) «Программа комплексной физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата», 2012 год;
3) «Повышение эффективности функционирования МАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа «Вымпел» г. Калуги (диагностика, профилактика «синдрома эмоционального выгорания», реабилитация обучающихся и тренеров-преподавателей)», 2013 год;
С 2014 года в рамках Центра реализуется экспериментальная программа «Система медико-биологического и психолого-педагогического сопровождения тренировочного процесса». Экспериментальная программа имеет две подпрограммы: «Система медико-биологического сопровождения тренировочного процесса» и «Система психолого-педагогического сопровождения тренировочного процесса».
Система медико-биологического сопровождения тренировочного процесса включает в себя:
1) оценку резервов и качества здоровья спортсмена;
2) оценку текущего функционального состояния и адаптационных резервов спортсмена;
3) выявление ранних признаков физического перенапряжения и состояния перетренированности.
Результаты каждого контрольного среза оформляются в форме рекомендаций по оптимизации двигательного режима спортсмена, выбору объёмов переносимых нагрузок, построению индивидуальных программ тренировки.
Для решения задач медико-биологического сопровождения тренировочного процесса кабинет физиотерапии и массажа оборудован:
1) Аппарат УВЧ-терапии с аппликатором вихревых токов УВЧ-80 — «НОВОАН-ЭМА»;
2) Аппарат низкочастотной физиотерапии «АМПЛИПУЛЬС-5»;
3) Лазерный терапевтический аппарат «Узор-А-2К»;
4) Лазерный диодный терапевтический аппарат «Узор 3К»;
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Артюнина, Г. П. Основы социальной медицины: учебное пособие / Г. П. Артюнина, Н. В. Иванова. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020. 360 с.
2) Ващенко А. С., Проскурнин Д. А. Научно-методический образовательный инновационный центр «Здоровье» как элемент в системной эффективной подготовке спортсменов//ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ. Материалы 3-й научно-практической конференции. Государственное казенное учреждение «Центр спортивных инновационных технологий и подготовки сборных команд» Москомспорта. 2018. С. 19-24
3) Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебник и практикум / М.Н. Мисюк. - М.: Юрайт, 2020. - 500 c.
4) Попов Т., Гаров С. О природе и приоритетах санитарного просвещения// Вестник Восточно-Сибирской открытой академии, 2018. С. 3-10
5) Приказ Минздрава России от 23.10.2020 N 1144н (ред. от 22.02.2022) Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса Готов к труду и обороне (ГТО) и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях (Зарегистрировано в Минюсте России 03.12.2020 N 61238)// https://sudact.ru/law/prikaz-minzdrava-rossii-ot-23102020-n-1144n/ (дата обращения 12.01.2023)
6) Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/5416a7ecef3afe3ff052deb74264bbf282e889ef/ (дата обращения 12.01.2023)