Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Умение говорить – умение уверенно, твёрдо, ясно и спокойно ответить отказом на полученную просьбу, предложение. При этом важным фактором качества общения являются коммуникативные умения. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее по тексту – ФГОС НОО) в связи с этим значимой задачей педагога начальной школы выступает развитие у учащихся коммуникативных умений [32]. При этом в ФГОС НОО акцентируется внимание на становление личностных характеристик выпускника начальной школы. В их числе имеется ориентация на то, что выпускник начальной школы обязательно должен уметь слушать и уметь слышать собеседника; он должен обосновывать свою позицию, а также высказывать своё мнение [32]. Также ФГОС НОО обозначает основные требования к сформированности у младшего школьника коммуникативных умений.
То есть его необходимо научить принимать решения, являться коммуникабельным и мобильным, уметь на самостоятельном уровне планировать и затем осуществлять учебную деятельность, уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками, иметь высокую мотивацию как к учению, так и познавательной деятельности. Ведь степень сформированности у младших школьников коммуникативных умений существенно влияет на результаты их учебной деятельности, а также на уровень социализации детей и общее формирование личности учащегося начальной школы. Коммуникативные умения определяют также социальную компетентность и младшему школьнику помогают учитывать позиции других людей, прислушиваться к мнению партнера по общению или же совместной деятельности; делают эффективным участие в коллективном обсуждении; позволяют каждому ученику чувствовать себя комфортно в группе сверстников и, наконец, способствуют позитивному взаимодействию и активному сотрудничеству обучающегося со взрослыми и сверстниками.
Все выше сказанное делает рассмотрение темы «Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста» актуальным.
Цель исследования: раскрыть теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) рассмотреть развитие коммуникативных умений у младших школьников как педагогическую проблему;
2) определить педагогические условия формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста;
3) раскрыть формирование коммуникативных умений у младших школьников посредством организации групповой учебной деятельности.
Объект исследования – коммуникативные умения учащихся начальной школы.
Предмет – развитие коммуникативных умений у учащихся начальной школы в групповой работе.
Особый вклад в раскрытие отдельных аспектов данной темы внесли следующие исследователи: Л.Б. Абдуллина, И.Н. Агафонова, Г.М. Андреева, О.М. Арефьева, Т.Е. Артемкина, Т.Н. Вербенко, И.А. Гришанова, В.К. Дьяченко, М.Г. Ермолаева, Л.В. Запорожец, Н.В. Клюева, Г.К. Селевко и др.
Методами исследования выступают: метод анализа педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования, метод сравнения, метод систематизации и логической группировки выявленной информации.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в обобщении и систематизации теоретических положений о процессе формирования коммуникативных умениях у младших школьников.
Структура исследования: данная работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.
1. Развитие коммуникативных умений младших школьников как педагогическая проблема
Общение – это процесс взаимоотношений, обращения людей друг с другом, который основан на разумном понимании, базируется на намеренной передаче знаний, переживаний и мыслей в прямом соответствии с принятыми в обществе социальными нормами, а также условиями осуществляемой ими деятельности [26].
Общение в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова связывается с такими словами, как «общность» и «община» [27, c. 376]. Отметим, что данный смысл этого понятия может выступать в качестве главного критерия истинного общения индивида с другими людьми. То есть в этом случае имеется общий контекст, некое общее поле, это подразумевает, что человек общается. В качестве необходимого показателя, свидетельствующего о сформированности общения, выступает способность к идентификации, наличие умения отождествляться непосредственно с партнером по общению, способность к возможности встать на иную позиции, то есть в общении всегда присутствует диалог.
Общение в педагогике и психологии в основном рассматривается в качестве особой деятельность (например, это прослеживается в работах Т.В. Драгуновой, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной и др.). При этом основу данного подхода составляет теория деятельности, разработанная в исследованиях А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, и ряда других исследователей.
С позиции Г.А. Цукермана понятия «общение» и «коммуникация» обязательно следует различать [33].
Общение в данном аспекте являет собой особую инициированную субъектом форму активности. Результативность субъекта при этом не только определяется некоторым преобразованием предметного мира, а в большей мере преимущественно качественной стороной отношений одного индивида с другим индивидом, то есть именно системой «субъект-субъект(ы)». Общение по своей сути – это достаточно непростой многоплановый процесс, который связан с установлением и последующим развитием контактов между людьми. Это также процесс, который порождается потребностями совместной деятельности, при этом включающий в себя обмен информацией, а также выработку единого направления взаимодействия, наконец, восприятие и обязательно понимание другого человека.
Из указанного нами выше определения можно заключить, что общение характеризуется тремя сторонами проявления, то есть: коммуникативной, интерактивной, а также перцептивной. Проявления общения отражены на рис. 1.
Рисунок 1 – Проявление общения
Следует указать, что коммуникативная сторона общения связана с деятельностью личности, сознательно ориентированной на смысловое восприятие другими людьми, а также обмен информацией и обмен переживаниями.
В свою очередь интерактивная сторона являет собой некое взаимодействие (а также еще и воздействие) людей друг с другом в процессе осуществления межличностных отношений, это межличностное взаимодействие непосредственно в совместной деятельности.
Наконец, перцептивная сторона общения себя проявляет через восприятие и последующую оценку людьми социальных объектов (к примеру, самих себя, оценку других людей, групп, оценку других социальных общностей), понимание и восприятие в рамках общения другого человека, а также это способность понимания людьми друг друга (иными словами, взаимовосприятие).
Рассматривая развитие коммуникативных умений у младших школьников как педагогическую проблему, в первую очередь укажем, что коммуникация в общем виде являет собой процесс взаимного обмена информацией между соответствующими партнерами по общению. Она в себя включает передачу и прием знаний, мыслей, мнений, а также идей, наконец, чувств [13].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллина, Л.Б. Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников [Текст] / Л.Б. Абдуллина, К.Х. Гизатуллина // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 4. – С. 9-17.
2. Агафонова, И.Н. Развитие умения детей младшего школьного возраста сотрудничать в паре [Текст] / И.Н. Агафонова // Школа. – 2003. – № 3. – С. 16-29.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 384 с.
4. Арефьева, О.М. Технологии формирования коммуникативных универсальных учебных умений у учащихся [Текст] / О.М. Арефьева // Мир образования – образование в мире. – 2011. – № 1. – С. 116–123.
5. Артёмкина, Т.Е. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора [Текст] / Т.Е. Артемкина // Вестн. Моск. гос. областн. ун-та. Серия: педагогика. – 2012. – № 1. – С. 21-25.
6. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П. Блонский; под ред. А.И. Липкиной и Т.Д. Марцинковской. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017. – 234 с.
7. Вербенко, Т.Н. Современные технологии формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников [Текст] / Т.Н. Вербенко, Л.Г. Антонова // Ярославск пед. вестн. – 2011. – Т.2. – № 4. – С. 106-110.
8. Волков, Б.С. Психология младшего школьника [Текст]: учеб. пособие / Б.С. Волков. – М.: Просвещение, 2018. – 178 с.
9. Гришанова, И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников [Текст]: автореф. дис. …канд. пед. наук / И.А. Гришанова. – Ижевск, 2010. – 24 с.
10. Дьяченко, В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе [Текст] / В.К. Дьяченко // Начальная шк. – 1998. – №1. – С.17-26.
11. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе [Текст]: методич. пособие / М.Г. Ермолаева. – СПб.: Питер, 2015. – 154 с.
12. Запорожец, Л.В. Развитие общения у дошкольников и младших школьников [Текст] / Л.В. Запорожец М.И. Лисина. – М.: Просвещение, 2004. – 288 с.
13. Захарова, И.Ю. Нарушение общения и проблемы поведения: опыт коррекции [Текст] / И.Ю. Захарова. – М.: Теревинф, 2008. – 239 с.
14. Казанский, Н.Г. Дидактика (начальные классы) [Текст] / Н.Г. Казанский, Т.С. Назарова. – М.: Просвещение, 1998. –224 с.
15. Клюева, Н.В. Учим детей общению [Текст] / Н.В. Клюева. – Ярославль: Наука, 2016. – 122 с.
16. Королькова, Л.В. Групповые взаимодействия младших школьников [Текст] / Л.В. Королькова // Начальная шк. – 2007. – №2. – С.13-17.
17. Кузнецова, Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника [Текст] / Л.В. Кузнецова. – М.: Академия, 2018. – 272 с.
18. Лийметс, Х.Й. Место групповой работы среди других форм обучения [Текст] / Х.Й. Лийметс. – М.: Просвещение, 1987. – 210 с.
19. Лисина, М.И. Общение и речь [Текст] / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1995. – 252 с.
20. Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л.Я. Лозован. – Кемерово, 2005. – 181 с.
21. Лукьянцева, М.М. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка / М.М. Лукьянцева // ScienceTime. 2014. №7 (7). [Электронный ресурс]. –URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na-urokah-russkogo-yazyka. – (дата обращения: 06.01.2023).
22. Мамайчук, И.И. Помощь психолога детям [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2017. – 288 с.
23. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Педагогика, 1984. – 112 с.
24. Никитина, М.В. Педагогические средства мотивации нравственных поступков младших школьников в образовательном процессе [Текст]: автореф. … канд. пед. наук / М.В. Никитина. – Омск 2000. – 24 с.
25. Носова, И.В. Особенности работы в малых группах [Текст] / И.В. Носова // Начальная шк. плюс до и после.– 2004. – №6. – C. 25 - 27.
26. Общение и формирование личности школьника [Текст] / под ред. А.А. Водалева, Р.Л. Кричевского. – М.: Знание, 2014. – 244 c.
27. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. – 736 с.
28. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии [Текст]: учеб. пособие П.И. Пидкасистый. – М.: Просвещение, 2016. – 186 с.
29. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2008. – 256 с.
30. Смаранди Е.И. Технология групповой работы как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности [Электронный ресурс]. – URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018013885. – (дата обращения: 06.01.2023).
31. Тузова, B.Л. Первый класс - день за днем. Организация жизнедеятельности коллектива младших школьников [Текст] / В.Л. Тузова. – СПб: КАРО, 2016. – 242 с.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2021. – 31 с.
33. Цукерман, Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности [Текст] / Г.А. Цукерман // Вопр. психологии. – 1999. – № 6. – С. 3 – 4.
34. Чернов, С.В. Развитие коммуникативных компетенций учащихся при освоении технологии трудоустройства [Текст] / С.В. Чернов // Современные тенденции развития образовательных программ в системе непрерывного образования. – М.: Наука, 2017. – С. 158165.
35. Якупова, Г.Ш. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников // Вестн. ЮУрГУ. Сер: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2006. №3(58) С. 146-153. [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-kommunikativnyh-umeniy-mladshih-shkolnikov. – (дата обращения: 06.01.2023).
36. Ясова, А.П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре [Текст] / А.П. Ясова // Роль игры в воспитании детей. – М.: Педагогика, 2016. – 242 с.