Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современной России требуется гражданин, умеющий сочетать теоретические знания с умением работать руками. Он должен уметь создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании и проектировать свою собственную деятельность. Для полноценной реализации данной цели необходимо осуществление технологической подготовки учащихся в процессе всей общеобразовательной подготовки [22].
Учебный предмет технология имеет свои особенности. К таким особенностям можно отнести практико-ориентированную направленность содержания обучения. В предмете заложено содержание, которое позволяет реализовать практическое применение знаний и навыков, полученных при изучении других учебных предметов. Когда речь заходит о техническом творчестве детей, можно говорить о содержании таких предметов как математика, физика, информатика, черчение и др. Глубокое изучение данных предметов не может не сказаться на интеллектуально-практической деятельности ученика. Чем чаще школьник сталкивается с этим в практической деятельности, тем он глубже овладевает содержанием данных предметов. Это, в свою очередь, создает условия для развития его инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления. Возникают предпосылки для более успешной социализации личности.
В современной образовательной среде необходимо творчески подходить к любым изменениям. Это обусловлено современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны и системы образования в целом. Сегодня среди детей и молодёжи чрезвычайно популярно техническое творчество. Под ним понимают моделирование и создание объектов при помощи технических устройств. Подобного рода процессами сегодня занимаются как на уроках технологии, так и в кружках технического творчества.
Опытные учителя и наставники просвещают детей и подростков в теоретических вопросах и терминологии программирования, инженерии, 3D-моделирования и др. они обучают учеников работе на практике в специальных программах.
Требования к научной и практической подготовке современного школьника усиливает роль педагогов и их ответственность за техническую подготовку молодого поколения. Профессиональная деятельность в условиях современного производства требует сегодня от каждого специалиста, от рабочего до инженера, достаточно широкого спектра человеческих способностей и развития индивидуальных интеллектуальных качеств. Возрастает потребность общества в людях, которые способны решать существующие проблемы.
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем ученикам проявить свои таланты и творческий потенциал. На первый план выходит развитие личности. Предметные знания и умения учеников рассматриваются как средства достижения этих целей, и это находит отражение в государственных документах. Акцент в этих документах делается на развитие творческих способностей учащихся, и индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.
Вопросами развития творчества учащихся в процессе обучения занимались Н.И. Бабкин, Т.В. Кудрявцев, А.Б. Селюцкий и др. [7; 14]. Проблемы организации творческих ситуаций и способы их решения с помощью эвристических и алгоритмических методов разрабатывались Г.С. Альтшуллером, В.И. Андреевым, И.Я. Лернером, П.И. Пидкасистым и др. Диагностику творческих способностей детей рассматривали И.П. Подласый, П. Торренс, Е.Е. Туник, Л.И. Шрагина и др.
Объект исследования: система технологической подготовки школьников.
Предмет исследования: организация технического творчества учащихся в системе технологической подготовки.
Цель исследования: выявить специфику организации технического творчества учащихся в системе технологической подготовки.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущностные характеристики технического творчества учащихся в системе технологической подготовки.
2. Охарактеризовать принципы организации технического творчества учащихся в системе технологической подготовки.
3. Определить способы организации технического творчества учащихся в системе технологической подготовки.
4. Выявить особенности организации технического творчества учащихся в системе технологической подготовки.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме исследования) и эмпирические (наблюдение, беседа).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
1.1. Сущностные характеристики технического творчества учащихся в системе технологической подготовки
Техническое творчество - это деятельность субъектов, результатом которой становится создание различных технических объектов. Под ними понимают модели, приборы, всевозможные механизмы и др. В современной образовательной среде существует несколько видов профессионального научно-технического творчества:
1. Изобретательство.
2. Рационализаторство.
3. Конструирование.
4. Дизайн.
В ходе изобретательства открываются оригинальные способ решения проблем. При рационализаторстве человек улучшает готовый механизм. Конструирование - есть создание устройства в соответствии с выданным техническим заданием. Дизайн предполагает построение объекта с определенными функциональными и эстетическими характеристиками.
Всё вместе – это называется конструктивно-технологической деятельностью, которой в современной образовательной среде отводится особое место [9].
Под конструктивно-технической деятельностью понимают допрофессиональное творчество детей и юношества. В отличие от взрослых, они решают простые задачи и заново открывают известные способы действий. Главной целью в этом случае становится не общественная польза изобретения, а развитие исследовательского мышления и инициативы у школьников. Именно этот принцип заложен при реализации технического творчества школьников на уроках технологии в школе.
Творчество понимается как механизм продуктивного развития. К полноценной творческой деятельности способен человек, который обладает развитым внутренним планом действий. При этом, под техническим творчеством понимают моделирование и создание объектов при помощи различных технических устройств. Это особый вид деятельности, в ходе которой человек отступает от общепринятых шаблонов и экспериментирует. В результате создаётся новый продукт в области науки, производства, техники и др.
Чтобы создать какое-либо новое устройство, человек должен обладать творческим мышлением. Человек при этом должен быть нацелен на конечный результат и должен быть готов к преодолению возникающих трудностей.
Учителя технологии уверены, что техническому творчеству можно научить каждого человека. Но для этого необходимо с ребёнком заниматься с самого раннего возраста. У детей должен быть сформирован определённый тип мышления. Ребёнок с детства должен привыкать рационально работать с информацией и на практике применять усвоенные на уроках знания. При этом, крайне важно пробудить у него интерес к технике. На уроках технологии дети не изучают сложные физические явления. Они создают понятные для них модели самолетов, автомобилей, кораблей, космических аппаратов, роботов и др. При этом очевидно, что техническое творчество – это тот процесс, в ходе которого происходит подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности [3].
В процессе технического творчества у детей развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление и пространственное воображение. У них формируется умение и способность оценивать конструктивные особенности различного рода устройств. Чем больше они занимаются подобного рода деятельностью, тем больше у них просыпается интерес к изобретательству. Всё это играет большую роль и значение для трудового воспитания учеников.
Опыт работы многих учителей технологии говорит о том, что школьники всегда с удовольствием занимаются творчеством на уроках технологии. При этом школьники:
- приобретают новые знания;
-овладевают навыками обработки материалов;
- занимаются моделированием и конструированием различных устройств.
Занятия техническим творчеством на уроках технологии способствует удовлетворению интереса к техническим видам творчества. У школьников появляется возможность применить все имеющиеся у них знания по математике, физике, черчению и др. Многообразие видов технического творчества доступно как детям, так и ученикам старших классов. Направлений видов технического творчества может быть достаточно много, в частности:
-создание учебно-наглядных пособий;
-создание изделий культурно-бытового назначения;
-разработка транспортных средств и их моделей;
- изготовление предметов декоративно-прикладного назначения;
-создание различных приборов и др.
Очень часто школьники занимаются изготовлением наглядных пособий. К наглядным пособиям относят изготовление всевозможных плакатов и стендов. Дети могут изготовлять какие-либо действующие стенды, или модели механизмов и машин. Многие из этих изделий учителя могут использовать в учебно-воспитательном процессе [11].
Школьники на уроках технологии могут заниматься изготовлением мебели, классных досок, муляжей предметов, или наглядным демонстрационным оборудованием.
Очевидно, что в данном случае поле для творческой деятельности школьников чрезвычайно разнообразно. В связи с этим, к педагогам в предметной области «Технология» предъявляются достаточно высокие требования. Учителю технологии необходимо знать очень многое. Он должен владеть знаниями технических и экономических дисциплин. Он должен быть силён в методике обучения и воспитания. Содержательная часть творческо-конструкторской деятельности помогает учителям технологии решать одну из важных задач. Речь идёт о творческом подходе при реализации практической деятельности в области технического творчества.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е Ф. Рыбалко. – Москва: Просвещение, 2001. – 214 с.
2. Бабаева, Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений / Ю. Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Одаренность и проблемы ее идентификации [Текст] / Д.Б. Богоявленская // Психологическая наука и образование. – 2000. –№4. – С. 5–13.
4. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе воспитания [Текст] / Л.А. Венгер. – Москва, 2010. – 154 с.
5. Дятлова, Н.В. Развитие конструктивной деятельности детей [Текст] / Н.В. Дятлова // Молодой ученый. – 2016. –№14. – с. 536-537.
6. Емельянова, И.Е. Педагогическая стратегия и тактика развития одаренности детей [Текст] / автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.02 / И.Е. Емельянова. – Челябинск, 2012. – 41 с.
7. Емельянова, И.Е. Развитие одаренности детей средствами легоконструирования и компьютерно – игровых комплексов: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. – Челябинск: ООО «Рекпол», 2011. – 131 с.
8. Каплунович, И.Я. Содержание мыслительных операций в структуре пространственного мышления [Текст] / И.Я. Каплунович // Вопросы психологии. – 1987. –№6. – С. 115–122.
9. Клочко, Л.И. Роль и место робототехники в рамках ФГОС и современных требований к образованию [Текст] / Л.И. Клочко // Инновационные образовательные конструкторы и робототехника в образовательном процессе: материалы Всерос. форума – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – С. 116–123.
10. Корягин, А.В. Образовательная робототехника (LegoWeDo) [Текст] / А.В. Корягин // Сборник методических рекомендаций и практикумов. –Москва: ДМК Пресс, 2016. – 254 с.
11. Кочетов, А.И. Формирование творческой личности [Текст] / А.И. Кочетов. – Минск, 1989. – 177 с.
12. Меерович, М.И., Шрагина, Л. И. Технология творческого мышления [Текст]: практическое пособие / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. – Минск: Харвест, 2000. – 432 с.
13. Новгородова, А.С. Развитие навыков начального конструирования и моделирования на основе конструктора Лего [Текст]: учебно-методическое пособие / А.С. Новгородова. – Москва: Взгляд, 2013. – 30 с.
14. Трубайчук, Л.В. Педагогическая стратегия и тактика организации интегрированного процесса [Текст] / Л.В. Трубайчук, С.В. Проняева. – Москва: Книжная палата, 2013. – 173 с.
15. Фортыгина, С.Н. Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс / С. Н. Фортыгина // Инновационные образовательные конструкторы и робототехника в образовательном процессе: материалы Всероссийского форума / сост.: О.В. Васильева, О.С. Власова, Е.И. Екимова, Е.Ю. Караваева и др.: Министерство образования и науки Челяб. Обл., ГБОУ ДОД «Дом юношеского технического творчества». – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – С. 106–109.
16. Фортыгина, С.Н. Программа подготовки будущих педагогов в области образовательной робототехники [Текст] С.Н. Фортыгина // Учебные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – No 10 – С. 285-287.
17. Энгельмейер, П.К. Теория творчества [Текст] / П.К. Энгельмейер. – Москва: Книжный дом «Либроком», 2010. – 208 с.