Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время значительно возрос интерес специалистов медицины, различных областей психологии, специальной педагогики к раннему развитию детей, предупреждению возможных патологий и ранней коррекции имеющихся речевых нарушений. Среди множества речевых нарушений у дошкольников выделяется проблема фонематических процессов, которая влияет на дальнейшее обучение. К фонематическим процессам относятся: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез, фонематические представления. В работах отечественных исследователей разрабатываются различные аспекты этой проблемы.
Изучение онтогенетических основ позволило выявить закономерности формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста (Е. Н. Винарская, А. Н. Гвоздев, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.). Искажения фонематических процессов признаются основными и стойкими проявлениями в структуре системных речевых нарушений, относящимися к основному диагностическому показателю, определяющему не только наличие недоразвития речи, но и степень ее выраженности (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).
В настоящее время проблема формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) становится наиболее актуальной, так как с каждым годом число детей с ОНР увеличивается.
Цель: Изучить особенности фонематических процессов у старших дошкольников с ОНР.
Задачи:
1.Рассмотреть теоретические основы понятия ОНР;
2.Изучить теоретические основы понимания фонематических процессов;
3.Проанализировать становление фонематических процессов в дошкольном возрасте;
4.Рассмотреть особенности фонематических процессов у дошкольников с ОНР.
Объект: Нарушения речи у детей с ОНР.
Предмет: Фонематические процессы у детей с ОНР.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ОНР
Общее недоразвитие речи следует рассматривать как сложное речевое расстройство, при котором у детей наблюдается нарушение всех компонентов речевой системы, таких как звуки и смысл, при сохранении слуха и интеллекта. Недостаточная речевая деятельность при наличии общего недоразвития речи у детей может колебаться от полного отсутствия речи до продолжительной речи с выраженными ошибками лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:
• 1 уровень речевого развития - «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
• 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
• 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
• 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
У детей с общим недоразвитием речи подавлена связная речь, при достаточном понимании обращенной к ним речи. У детей недостаточно внимания, а также дети ограничены в возможностях распределения своего внимания. Словесная память снижена, показатели памяти также отстают от нормы. У детей затруднено запоминание сложных структур, элементов и последовательностей заданий, отмечается задержка в развитии словесного и логического мышления, затруднены сравнение и обобщение, синтез и анализ.
Наряду с этим для них характерно определенное отставание в развитии двигательной сферы, характеризующееся недоразвитием координации движений. У детей снижены быстрота выполнения и ловкость, характерна нерешительность в выполнении любого физического упражнения. Наибольшая трудность возникает при выполнении заданий только по словесным инструкциям [10].
У детей с ОНР недоразвита связная речь. Узкий словарный запас, многократное употребление одних и тех же близких по звучанию слов с разным значением делает речь детей однообразной и шаблонной. При рассказывании текста дети с ОНР допускают ошибки в передаче логической последовательности события, упускают личные связи, «теряют» персонажей История-описание им недоступна, обычно полное описание заменяется отдельным списком предметов и их частей. Очень сложно описать игрушку или предмет по плану логопеда. У детей возникают серьезные трудности в определении идеи рассказа, связном развитии выбранного сюжета и его реализации с помощью речевых структур.
Чаще всего детям трудно составить развернутый рассказ по одной картинке, серии сюжетных картинок, а иногда им трудно определить основную мысль рассказа, логику и порядок событий. Истории рассказываются с упором на внешние и поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные связи главных героев. При прослушивании короткого текста дети не до конца понимают смысл прочитанного, не раскрывают ключевых деталей, нарушают последовательность, допускают повторение, добавляют ненужные эпизоды или воспоминания из личного опыта, затрудняются подобрать нужное слово.
Рассказ неполный, есть повторы; план, предложенный воспитателем, не используется; описание сводится к простому перечню отдельных персонажей любимой игрушки или знакомого предмета. Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи характеризуются недостаточной ясностью, последовательностью изложения, фрагментарностью, упором на внешние и поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные связи. Самое сложное для детей с ОНР –самостоятельно составить рассказ. Характерно, что отсутствие у детей рифмы и ритма мешает им запоминать стихи. [2]
Для детей с ОНР характерно наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматических и фонетико-фонематических нарушений. Есть попытки использовать даже предложения сложной конструкции. Лексика содержит все части речи. В этом случае возможно ошибочное употребление лексических значений слов. Присутствуют ранние попытки словообразования. В речи ребенка появляются прилагательные и существительные уменьшительно-ласкательной формы, глаголы с приставками. Но есть трудности в образовании прилагательных от существительных.
У детей очень часто встречается неправильное употребление предлогов, ошибки в сопоставлении существительных и числительных с прилагательными. Характерно недифференцированное произношение звуков. Недостатки произношения выражаются в искажении, замене звуков или в их смешении. Зато более устойчивым становится произношение слов со сложной слоговой структурой. Вслед за взрослым ребенок способен повторять трехсложные и даже четырехсложные слова, но неправильно произносит их в самостоятельном речевом потоке. Понимание обращенной к нему речи близко к норме, хотя значения всех слов, выраженных суффиксами и приставками, неясны [9].
В устной речи встречаются самостоятельные аграмматические предложения, неправильное употребление отдельных слов, менее выражены фонетические несовершенства. Дети используют простые общие предложения из трех или четырех слов. В самостоятельных высказываниях нет правильной грамматической связи, а также не прослеживается логика событий. К ошибкам словоизменения относятся: несогласование окончаний существительных в косвенных падежах; замена окончаний существительных среднего рода окончанием женского рода; пропуски в окончаниях падежей существительных; неправильное соотношение существительных и местоимений; неспособность различать типы глаголов; неправильное согласование существительных с прилагательными; неправильное согласование существительных и глаголов.
Звуковая сторона речи на этом уровне значительно развита, дефекты произношения затрагивают сложные звуки в артикуляции, часто шипящие и звонкие. Перестановка звуков в словах затрагивает только повторения незнакомых слов со сложной слоговой структурой. По Л. С. Выготскому, речевая деятельность формируется и работает в тесной связи с психикой ребенка. По сравнению с возрастной нормой у детей с ОНР проявляются особенности в развитии сенсомоторных, высших психических функций и мозговой деятельности. Такие ученые, как Р.М. Босхис, Р.Е. Левина, Н.А. Никашин указывают, что у детей с ОНР ослаблены речь и связанные с ней психические функции, такие как внимание, восприятие, представления о пространстве, координация, моторика, память и мышление [8].
Т. Б. Филичева также отмечает, что при относительно сохранной логико-смысловой памяти дети часто имеют более низкую словесную память и продуктивность запоминания, чем их нормально говорящие сверстники. У некоторых дошкольников отмечается низкая активность запоминания, что сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Взаимосвязь аспектов психического развития и нарушений речи определяет некоторые особенности мышления. Обладая достаточными предпосылками для овладения доступными их возрасту мыслительными операциями, дети испытывают трудности в развитии наглядно-образной сферы мышления; без специальной подготовки они с большим трудом осваивают анализ и сравнение. Для многих из них характерна ригидность мышления. У детей возникают трудности с обобщением явлений и признаков, классификацией предметов [11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алмазова, А.А. Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. Учебно-методическое пособие / Алмазова А.А. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 765 c.
2. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г. Г. Голубева. - Спб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – 147 с.
3. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников / Н. И. Дьякова. - М.: Сфера, 2014. – 47 с.
4. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст]: метод, пособие / И. Ю. Кондратенко. — М.: Айрис- пресс, 2015. — 224 с.
5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст]: метод. пособие / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: ООО «Центр Гуманитарной литературы «РОН», 2001. – 157с.
6. Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР : метод. пособие / сост. Е. В. Абраменко, В. С. Васильева. — Челябинск: Цицеро, 2015. — 139 с
7. Кривощапова, Л. О. Диагностический материал для обследования речи детей дошкольного возраста 4-7 лет с общим недоразвитием речи / Л.О. Кривощапова. - М.: Владос, 2018. - 804 c.
8. Лазарева, Г. Н. Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Г. Н. Лазарева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 21-24.
9. Практическая коррекционная работа с детьми с ОНР: методическое пособие для педагогов и родителей/ О. С. Рудик. - Москва: ВЛАДОС, 2021. - 302,
10. Смирнова, И.А. Логопедия. Иллюстрированный справочник [Текст] / И.А.Смирнова. – М.: Каро, 2014. – 232 с.
11. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:»Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 80 с
12. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 2016. — 223 с.