Фрагмент для ознакомления
1
Введение……………………………………………………………......….3
Глава 1. Теоретические основы внеурочной деятельности
в развитии творческих способностей младших школьников…………5
1.1. Проблема развития творческих способностей
младших школьников………………………………………….…….…..5
1.2. Внеурочная деятельность как средство развития творческих
способностей младших школьников……………………….………….12
Глава 2. Методические аспекты внеурочной деятельности
в развитии творческих способностей младших школьников……..…17
2.1. Организационно – педагогические условия для внеурочной
деятельности при развитии творческих способностей
младших школьников…………………………………………………..17
2.2. Методические рекомендации по реализации внеурочной
деятельности при развитии творческих способностей
младших школьников…………………………………………………..20
Заключение………...…………………………………………………….23
Список использованных источников………………………...…….….25
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Обществу всегда требуются творческие и нестандартно мыслящие люди. Они к решению любых проблем подходят не так, как остальные и всегда готовы предложить много разных идей для решения социально-экономических, культурных и др. проблем. Большое значение творческих способностей субъектов для решения психолого-педагогической проблематики в настоящее время обуславливается спецификой современного социального опыта, который должны усвоить последующие поколения.
Проблема изучения творческих способностей детей младшего школьного возраста всегда интересовала ученых педагогов и психологов. В современных социальных условиях идет процесс глобального изменения всех институтов социума и его непрерывного реформирования. Общество проявляет интерес к людям, которые способны нестандартно мыслить и подходить творчески к поставленным задачам. Подобного рода личностные качества не возникают сами по себе. Формировать и развивать их необходимо с детства, чем собственно и занимаются все образовательные организации.
В условиях все ускоряющегося процесса развития различных сторон общественной жизни, большую роль играет способность видеть и находить верные решения регулярно возникающих проблемных ситуаций. Именно по этим причинам перед образовательными организациями поставлена задача формирования и развития активной, творческой личности начиная с младшей школы. В этом заключается актуальность исследования.
Цель работы: рассмотреть и теоретически обосновать роль внеурочной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
Предмет исследования: творческая деятельность младших школьников как средство развития творческих способностей.
Задачи:
1. Изучить проблему развития творческих способностей младших школьников.
2. Рассмотреть внеурочную деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников.
3. Изучить организационно – педагогические условия для внеурочной деятельности при развитии творческих способностей младших школьников.
4. Предложить методические рекомендации по реализации внеурочной деятельности при развитии творческих способностей младших школьников.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы внеурочной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников
1.1. Проблема развития творческих способностей младших школьников
Проблема развития творческих способностей младших школьников всегда была актуальной для исследователей и учёных. Можно говорить о том, что одной из главных задач, стоящих перед школой является создание благоприятных условий для развития каждого ученика в его различных видах деятельности. Задачей каждого педагога является выявление и развитие комплекса способностей, и познание школьником самого себя.
Под творческими способностями понимают способность принимать творческие и создавать принципиально новые идеи. Это нетривиальное и остроумное решение проблемы, осуществлённое нестандартными инструментами и ресурсами. Сюда входит способность смелых и нестандартных решений проблем. Создание таких условий и возможностей активно проявить себя в деятельности разнообразной направленности может способствовать развитию у детей широкого спектра способностей [8].
Под творческими способностями понимают способность человека принимать творческие решения, понимать, принимать и создавать принципиально новые идеи. Это нетривиальное и остроумное решение проблемы, способность достигать цели и находить выход из ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства различным образом. Также речь может идти о смелых и нестандартных решениях субъекта, в какой-либо области.
Исследованием развития творческих способностей занимались исследователи и ученые Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, Дж. Гилфорд, и др. В.А. Сухомлинский считал, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Для развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста необходимо создать ряд условий. Прежде всего, необходимо вовлечь ребенка в творческую деятельность.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бондаренко, Т.А. Развитие творческих способностей ребёнка посредством театрального искусства / Т. А. Бондаренко, Е. Н. Бондаренко, Г. Я. Потапова, А. Г. Сорока. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 5 (64). — С. 485-488. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10290/ (дата обращения: 30.01.2023).
2. Васильева, Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / Е. А. Васильева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1717-1719. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 30.01.2023).
3. Валишевская, Е.М. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Е. М. Валишевская. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10347/ (дата обращения: 30.01.2023).
4. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/vneurochnaia_deiatelnost_kak_sredstvo_razvitiia_tvorcheskikh_sposobnostei_mladsh?ysclid=ldiya1xlh9760254108 (дата обращения: 30.01.2023).
5. Гилфорд, Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367 (дата обращения: 30.01.2023).
6. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество [Текст] / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов // пособие для учителей общеобразовательных учреждений . - М.: Просвещение, 2017. - 80с.
7. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2016. - No4. – с.15-21.
8. Значение внеурочной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://урок.рф/library/znachenie_vneurochnoj_deyatelnosti_v_razvitii_tvorche_203129.html?ysclid=ldiyc2rsfj157861008 (дата обращения: 30.01.2023).
9. Кудрявцев, В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребенка / В.Т. Кудрявцев [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.experiment.lv (дата обращения: 30.01.2023).
10. Митина, Е.В. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения / Е. В. Митина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (19). — Т. 2. — С. 175-176. — URL: https://moluch.ru/archive/19/1885/ (дата обращения: 30.01.2023).
11. Мотков, О.И. Развитие творчества у детей / О.И. Мотков // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.ucheba.com (дата обращения: 30.01.2023).
12. Медник, С.П. Построение цели и контроль ее выполнения в ТРИЗ- педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.metodolog.ru/node/1296 (дата обращения: 30.01.2023).
13. Никонорова, Л.А. Развитие творческого мышления младших школьников / Л.А. Никонорова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 (81.2). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14735/ (дата обращения: 30.01.2023).
14. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС [Текст] / Народное образование. - 2018. - No 1. - с.219-226.
15. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2022/01/31/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih?ysclid=ldiy7zxoux566928762 (дата обращения: 30.01.2023).
16. Развитие творческих способностей младших школьников / Л. В. Агеева, Н. А. Шелякина, Е. А. Астафьева [и др.]. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12227/ (дата обращения: 30.01.2023).
17. Развитие творческих способностей младших школьников вовнеурочной деятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/13431/1/%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%90.%D0%92._%D0%9F%D0%9F%D0%9E%D0%B1%D0%B7-1506%D0%94.pdf (дата обращения: 30.01.2023).
18. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://multiurok.ru/files/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostei-mladshikh-shk-6.html?ysclid=ldiyb27coo51823667 (дата обращения: 30.01.2023).
19. Чернышева, Д.С. Исследование развития творческого потенциала личности младшего школьника в условиях дополнительного образования / Д. С. Чернышева. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 61-65. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3088/ (дата обращения: 30.01.2023).
20. Шадриков, В.Д. Развитие способностей [Текст] / В.Д. Шадриков //Начальная школа. - 2017. - No 5. с.6-12.
21. Шапиро, М.С. Развитие творческих способностей ребенка на
занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / М.С. Шапиро, М.В. Водинская. – М.: Телевинф, 2017. – 37с.
22. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность [Текст] / В.С. Юркевич. – М.: Просвещение, 2017. – 136 с.
23. Ярошевская, И.Х. Новые формы и методы работы с детьми вовнеурочное время [Текст] / Дополнительное образование и воспитание. -2017. – No 9. - с.13-17..