Фрагмент для ознакомления
2
Каждый возраст человека является сензитивным периодом для развития каких-либо психических процессов и свойств: младенчество – ля развития ощущений, ранний детский возраст – для развития речи, старший дошкольный возраст – для развития восприятия. Восприятие – сложный аналитико-синтетический познавательный процесс, который не только позволяет познавать окружающий мир, осваивать его, но и создает основу для возникновения и развития других, более сложных познавательных процессов, включаясь в которые, оно приобретает новые черты.
Актуальность изучения развития восприятия в данном возрасте обусловлена тем, что недостаточное развитие форм и видов восприятия в старшем дошкольном возрасте может послужить причиной задержки психического развития ребенка на этом и последующих этапах. Поэтому так важн о знать, как именно развивается процесс восприятия в этом возрасте, чтобы стимулировать развитие ребенка и вовремя скорректировать отставание в том развитии.
Многие ученые как отечественные, так и зарубежные, как ранее, так и на современном этапе, сходятся во мнении, что дошкольный возраст в развитии личности – это период чувственного познания окружающего. Именно на этом этапе в лучшей степени происходит развитие всех видов восприятия: зрительного, тактильного, слухового. Сама сущность восприятия заключается в том, что из внешнего мира ребенок получает и перерабатывает ту или иную информацию, узнает определенные предметы, их свойства и назначение.
Восприятие у дошкольников особенно значимо, так как именно в этом возрасте создаются основы мышления, развивается речь, память, внимание, воображение. На следующем этапе развития ребенка все это будет играть не малую роль, особенно логическое мышление. О степени развитости восприятия может говорить наблюдательность ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые порой не подметит и взрослый человек. Далее, в процессе дальнейшего обучения ребенка, его восприятие будет совершенствоваться, оттачиваться.
Объект исследования: восприятие у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: уровень развития восприятия у детей.
Гипотеза исследования: уровень развития восприятия у детей 6-7 лет соответствует возрастной норме.
Цель исследования: рассмотреть экспериментальное исследование восприятия у детей.
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:
изучить теоритические подходы к определению восприятия в психологии;
рассмотреть особенности восприятия у детей дошкольного возраста;
определить организацию и основные этапы эмпирического исследования;
рассмотреть анализ результатов исследования;
охарактеризовать практические рекомендации по развитию восприятия детей 6-7 лет.
Методики исследования:
1. «Узнай, кто это» (Р.С.Немов[22]).
2. «Какие предметы спрятаны в рисунках» (Р.С.Немов[22]).
3. «Упражнения для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста» (Л.Ф.Тихомирова[28]).
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 27» г.Чебоксары «Синяя Птица». Выборку исследования составили 26 дошкольников.
Теоретической базой данного исследования послужили теоретические концепции ведущих отечественных психологов - И.И. Грязнухина[8], Е.Б. Елизарова[11], Л.С. Выготский[4] и др. о закономерностях развития детской психики, понимание старшего дошкольного возраста как особого периода в становлении личности, теория развития восприятия зарубежного ученого - М. Вертгеймер[2], Ж. Пиаже[26].
Теоретическая значимость заключается в пополнении базы эмпирических фактов для дальнейшего развития теории восприятия.
Практическая значимость исследования заключается в том, что доказательно представлено повышение уровня восприятия у детей 6-7 лет после проведения упражнений для развития восприятия.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. [Текст] / Е.Е. Алексеева— М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
2. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление: Пер. с англ.С. Д. Латушкина; ред. Э. М. Пчелкина [Текст] / Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зинченко. – М.: Прогресс, 1987. – 336 с.
3. Веснина, О. А. Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте [Текст] / О.А. Веснина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №2.1. – С. 4-6.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С.Выготский, под редакцией В.В. Давыдова. – М.: Прометей, Юрайт, 2013. - 256с.
5. Гайдай, Н.П. «Активные методы обучения, модерация и ФГОС» [Текст] / Н.П. Гайдай. – 2015. – С 7.
6. Гурович, Л.М. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Л.М. Гурович. - СПб. Детство – Пресс, 2016. – 216 с.
7. Грачева, А. С., Локтюхина О. И. Особенности работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством С. А. Есенина: методические принципы и практические инновации [Текст] / А.С. Грачева // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 22-26.
8. Грязнухина, И. И. Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста поэтического образа природы [Текст] / И.И. Грязнухина, М.К. Иванова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 308–309. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770096.htm.
9. Доронова, Г.Н. Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 4-5 лет в детском саду / Г.Н. Дрогова. – М.: Просвещение, 2016. – 319 с.
10. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т.Н. Дронова // Дошкольное воспитание.-2014. - №1. – С. 64-69.
11. Елизарова, Е. Б. Развитие восприятия в раннем возрасте /[Текст] Е.Б. Елизарова // Молодой ученый. – 2017. – №4. – С. 331-335.
12. Ельцова, О. М., «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета [Текст] / О. М. Ельцова, Л. В. Прокопьева – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016 -192 с.
13. Козлова, А. М. Дошкольное образование [Текст] / А.М. Козлова, Е.В. Никифорова, Н.А. Скопинова. - М.: ЦГЛ, 2017. - 958 c.
14. Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. [Текст] / Т.С. Комарова.— М.: Юрайт, 2020. — 97 с.
15. Коноваленко В. В. Синонимы. Лексико-семантические тренинги для детей 6-9 лет/ В. В. Коноваленко, С. В Коноваленко. Сидорчук Т. А. Составление творческих рассказов по сюжетной картинке: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей [Текст] / Т. А. Сидорчук, С. В Лелюх – М.: АРКТИ, 2014 – 40 с.
16. Крылова, Н. М. Детский сад - Дом радости. Методические комментарии к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования [Текст] / Н.М. Крылова. - М.: Сфера, 2016. - 112 c.
17. Крылова, Н. М. Детский сад - Дом радости. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.М. Крылова. - М.: Сфера, 2015. - 240 c.
18. Лемберг, Т. А. Сочинение загадок с детьми дошкольного возраста [Текст] / Т.А. Лемберг // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 101-104.
19. Любаев, А. В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста [Текст] / А.В. Любаев // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 707-709.
20. Макарова, И.В. Общая психология: Учебное пособие для СПО [Текст] / И.В. Макарова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 182 c.
21. МБДОУ "Детский сад № 27" г.Чебоксары "Синяя Птица" – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--27-jlc4bza.xn--p1ai/news/
22. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2016. - 739 c.
23. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т.Общая психология: Учебник [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2017. - 2472 c.
24. Нуркова, В.В. Общая психология: Учебник [Текст] / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 524 c.
25. Пашнева, В. А. Виды восприятия и их роль в развитии художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста [Текст] / В.А. Пашнева // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 82-86.
26. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 680 с.
27. Скоролупова, О. А. Введение ФГОС дошкольного образования. Разработка образовательной программы ДОУ [Текст] / О.А. Скоролупова. - М.: Скрипторий 2003, 2017. - 172 c.
28. Тихомирова, Л. Ф. Здоровьесберегающая педагогика : учебник для академического бакалавриата [Текст] / Л. Ф. Тихомирова, Т. В. Макеева. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 251 с.
29. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры упражнения, конспекты занятий [Текст] / О. С. Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2015–176 с.
30. Ушакова, О. С. Придумай слово: речевые игры для детей дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2016 – 208 с.
31. Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками [Текст] / С.О. Николаева. – М.: Академия, 2016. – 130 с.
32. Фуряева, Т. В. Сравнительная педагогика. Дошкольное образование. [Текст] / Т.В. Фуряева. — М.: Юрайт, 2020. — 336 с.
33. Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата [Текст] / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
34. Шемелова, О. Ю. Развитие речевого творчества старших дошкольников (на материале загадки) [Текст] / О.Ю. Шемелова // Молодой ученый. – 2017. – №15.2. – С. 208-210.
35. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО [Текст] / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 575 с.
36. Юревич, С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими): учеб. пособие для СПО [Текст] / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под ред. С. Н. Юревич. — М.: Юрайт, 2019. — 181 с.