Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие современного общества выдвигает особые требования к личности его членов. Не случайно большое внимание сегодня уделяется развитию образования на государственном уровне, причем речь идет не только об общем и профессиональном образовании, но и о дополнительном, что закреплено Федеральным законом 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Пункт 14 ст. 2 этого закона под дополнительным образованием понимает «удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании», не сопровождающееся повышением уровня образования [23]. Для реализации этого права граждан нашей страны повсеместно создаются детские школы искусств, творческие студии, кружки, творческие коллективы, которые действуют при Домах культуры и Домах детского и юношеского творчества.
Программы дополнительного образования детей и молодежи, реализуемые в учреждениях дополнительного образования призваны создавать благоприятные условия для всестороннего развития детей и молодежи, том числе формировать мотивацию к созиданию и творчеству, приобщать их к общечеловеческим ценностям, обеспечивать интеллектуальное и духовное развитие личности, укреплять психическое и физическое здоровье [6, 7]. Не менее важной задачей деятельности учреждений дополнительного образования является создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культуры.
В учреждениях общего и профессионального образования контроль за реализацией учебных программ осуществляется с помощью различных форм итоговой и промежуточной аттестации: контрольные и лабораторные работы, зачеты, экзамены и т.п. Такие формы контроля не пригодны для учреждений дополнительного образования. Поэтому творческие студии несколько раз в год (чаще раз в полгода или раз в год) проводят отчетные мероприятия: творческие презентации, отчетные выставки и концерты. В рамках данной работы мы рассмотрим особенности организации отчетного концерта МБУДО «Детская школа искусств № 48» г. Новокузнецка.
Актуальность данной темы обуславливается в первую очередь тем, что коллективные выступления перед зрителями, являясь одним из главных воспитательных средств творческих студий, создают условия для самореализации творческого потенциала, воспитания чувства ответственности и товарищества. Кроме того, большую роль, как для участников концерта, так и для его зрителей, играет правильно подобранный репертуар, его идейный и художественный уровень. При подготовке отчетного концерта необходимо также учитывать индивидуальные, возрастные и природные особенности каждого участника, правильное распределение физических и эмоциональных нагрузок, обеспечение благоприятного морально-психологического климата [7, 25].
Степень разработанности темы неоднозначна. Все имеющиеся публикации по данной проблематике можно разделить на несколько групп. В первую очередь, это учебные пособия и общие труды по педагогике и возрастной психологии, которые необходимо обязательно учитывать при работе, особенно с детьми младшего и среднего возраста. Это работы Л.С. Выгодского [1; 2], В.В. Давыдова [5], Л.В. Ивановой [11], В.А. Крутецкого [16], А.Т. Цветковой [24] и др. Большую помощь в работе организаторам отчетных концертов и руководителям творческих студий также оказывают специальные исследования по психологии обучения игре на музыкальных инструментах, хореографии, сценическому искусству. Это работы Т.В. Захаровой [10], М.А. Игумновой [14], Ю.А. Литвиненко [19], Р. Захарова [9], А.А. Ивашковского [12].
Объект исследования – МБУДО «Детская школа искусств № 48» г. Новокузнецк
Предмет исследования - отчетный концерт в деятельности учреждения дополнительного образования на примере МБУДО «Детская школа искусств № 48» г. Новокузнецк
Цель исследования – разработать план мероприятия и провести отчетный концерт в учреждении дополнительного образования МБУДО «Детская школа искусств № 48» г. Новокузнецк.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы разработки технологической модели организации отчетного концерта в условиях учреждения дополнительного образования;
- проанализировать возрастные особенности участников мероприятия;
- разработать технологическую модель организации отчетного концерта в учреждении дополнительного образования (на примере МБУДО «Детская школа искусств № 48» г. Новокузнецк);
- разработать практические рекомендации организации отчетного концерта в учреждении дополнительного образования (на примере МБУДО «Детская школа искусств № 48» г. Новокузнецк).
В работе были использованы традиционные методы педагогического исследования: наблюдение, изучение опыта организации отчетных концертов учреждений дополнительного образования, изучение первоисточников, анализ документов деятельности учреждения дополнительного образования, изучение творчества воспитанников, беседы с преподавателями и воспитанниками Детской школы искусств.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
Глава 1. Теоретические основы разработки отчетного концерта в учреждении дополнительного образования
1.1 Понятие, структура и функции отчетного концерта
Слово концерт происходит от латинского concertare – состязаться. Первые концерты представляли собой публичное исполнение музыкальных произведений по заранее составленной программе. Долгое время они носили камерный характер, круг присутствующих был ограничен. Первые публичные концерты были организованы в Англии во второй половине XVIII в. и снова они были исключительно музыкальными. К концу века в театрах стали проводить дивертисменты, которые представляли собой серию концертных номеров, составляющих особую – увеселительную – программу, даваемую в дополнение к какому-либо основному спектаклю. В XIX в. в программу музыкальных концертов стали включать вокальные номера [5, 17]. Такие концерты проводились в театрах, музыкальных залах гостиниц, залах дворянских и купеческих собраний. Концерты, объединяющие музыкальную, вокальную и театрализованную программу получили широкое распространение как один из видов внеурочной деятельности в программах гимназий и народных училищ.
С ХХ в. концерты становятся одним из самых популярных видов искусства, наполнение понятия «концерт» постепенно меняется. Например, до середины 1950-х гг. под концертом понималось публичное выступление артистов, в программу которого включались литературные, хореографические и сценические произведения. В современном понимании концерт – это публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе, они могут подразделяться на виды – музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), эстрадный (легкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.) [5, с. 18].
Сегодня концерт – едва ли не самая популярная и общедоступная форма социально-культурной деятельности, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом [17, с. 114]. Кроме того, удачный концерт, все равно профессиональный он или любительский, – это всегда хорошая перезагрузка эмоциональной сферы, получение дополнительных положительных эмоций, удачно проведенный досуг.
Отчетный концерт в учреждении дополнительного образования представляет собой итоговое мероприятие, состоящее из выступлений различных творческих коллективов (или одного конкретного коллектива), которое организует учреждение дополнительного образования для подведения итогов [6]. На нем все воспитанники (с преподавателями или без них) показывают номера, к которым готовились в течение определенного времени.
Таким образом, если главной функций обычного концерта является формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщения к миру прекрасного, то функции отчетного концерта в учреждении дополнительного образования существенно расширяются [7, с. 23]. К ним относятся:
˗ формирование и развитие творческих способностей детей;
˗ обеспечение адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, а также ˗ выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности;
˗ выявление и развитие у обучающихся творческих способностей;
˗ создание благоприятного психо-эмоционального фона в большом творческом коллективе;
˗ развитие навыков командной работы и т.п. [14; 20].
Главной структурной составляющей любого концерта является номер. В отличие от тематического концерта, где все номера подчинены единой выбранной теме, отчетный концерт может такой единой темы не иметь, поскольку каждый творческий коллектив, в нем участвующий, отчитывается
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Выгoтский Л.С. Педагогика. Собрание сочинений. М., 2002.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. Гомезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2017.
3. Григорьев Д.В., П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников, М, 2010.
4. Дaвыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 2019.
5. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Н. Ерошенков. - М.: МГУКИ, 2000.
6. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учебное пособие. - М.: Владос, 2004.
7. Заикин Н.И. Проблемы использования местных особенностей русского народного танца при создании хореографического произведения // Традиции и новации в хореографическом образовании: материалы Международной науч. - практ. конф., г.Орел, 24-28 марта 2009г.-Орел: ОГИИК; ПФ «Оперативная полиграфия», 2009.
8. Захаров Р. Сочинение танца: страницы педагогического опыта. - М.: Искусство, 1989.
9. Захарова Т.В. Психофизиологические техники снижения эстрадного волнения и подготовки пианиста накануне сценического выступления // Проблемы современной науки и образования. - 2014. - №7 (25). - С. 42-43.
10. Иванова Е.В. Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности (на материале исследования младших школьников и подростков): автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2001.
11. Ивашковский А.А. Хореокоррекция: теоретические и практические основы: науч. издание. - Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского, 2006.
12. Игошина А.С. Обучение танцевальному искусству в студии эстрадного танца // Наука и практика воспитания и дополнительного образования №6, М., 2013.
13. Игумнова М.А. Роль хореографии в творческом развитии детей [электронный ресурс] / М.А. Игумнова. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/602763/
14. Клитин С.С. Эстрада. Проблемы истории, теории и методики. Л., 1987.
15. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 2016.
16. Кудрина Е.Л., Рудич Л.И., Утин Е.В. Система планирования в учреждениях социально-культурной сферы: учеб.пособие. М.: «Издательство ФАИР», 2020. 224 с.
17. Кукарин А.В. Профессиональное мастерство как творческое отношение педагога-хореографа к своей деятельности в учреждениях дополнительного образования детей // Вестник МГУКИ. - 2009. - №1.
18. Литвиненко Ю.А. Подготовка начинающих музыкантов к публичным выступлениям: возрастной аспект // Наука и школа. - 2017. - №5. - С. 87-93.
19. Мельникова Е.П. Хореографический коллектив как средство развития творческой самореализации личности / Е.П. Мельникова // Вестник МГУКИ. - 2011. - №5.
20. Мир детства: младший школьник / под ред. А.Г. Хрипковой; отв. ред. В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1981.
21. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца: кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1985.
22. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
23. Цветкова А.Т. Основные положения теории формирования мотивации и самоорганизации учащихся в учебной деятельности // Наука и школа. - 2020. - №4. - С. 118-123.
24. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М.: Тривола, 2016. 168 – материал взят с сайта Студворк https://studwork.org/shop/234454-tehnologicheskie-osobennosti-organizacii-otchetnogo-koncerta-v-uchrejdenii-dopolnitelnogo-obrazovaniya