Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, характеризующихся повышенной тревожностью, неуверенностью в себе и эмоциональной неустойчивостью. Проблема детской тревожности в повседневной жизни становится все более популярной и актуальной в педагогике и психологии. Понятие «тревога» у психологов обозначает состояние человека, для которого характерна повышенная склонность к переживаниям, страхам и тревоге, имеющая отрицательную эмоциональную окраску.
Тревога – это эпизодическое проявление тревоги или воплощение: встревоженного, успокоенного и забытого. А тревожность – это уже устойчивое эмоциональное состояние, связанное с постоянным предчувствием беды и разнообразием мыслей. В общении тревожные дети проявляют застенчивость, напряженность, они очень чувствительны, не умеют защищаться. Низкая самооценка у тревожных детей выражается в болезненном восприятии критики со стороны окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое трудное задание. Тревожность затрагивает все сферы жизни ребенка, значительно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающим миром.
Повышенный уровень тревожности свидетельствует об отсутствии хорошей эмоциональной приспособляемости, адаптации ребенка к жизненным ситуациям, вызывающим тревогу.
В последние годы по сравнению с предыдущим периодом в нашей стране значительно увеличилось количество детей, страдающих стойкой тревожностью и постоянными интенсивными страхами. Специальные экспериментальные исследования свидетельствуют о нарастании тревожности и страхов у детей. Так, количество детей, страдающих стойкой тревожностью (1-3 классы), в 2000-2003 гг. колебалось от 72 до 75% (для сравнения, в 1980-83 гг. таких детей было от 12 до 16%), т. е. если в Если в 80-е годы количество тревожных детей среди младших школьников было близко к возрастной норме, то сейчас оно почти в пять раз выше .
В последние годы особый интерес психологов вызывает процесс формирования тревожных состояний в школьной среде. По данным Всемирной организации здравоохранения, школа в настоящее время признана социально неблагоприятным фактором. Следствием такого негативного воздействия часто является посягательство на психологическое здоровье школьников.
Проблемы школьной тревожности и путей ее коррекции раскрыты в исследованиях Р. Немова, А. Прихожан, М. Неймарка, А. Петровского, Б. Теплова, Л. Славиной, Л. Божович, В. Небылицина, Е. Савиной, Л. Обуховой, Е. Новиковой, Б. Кочубей, Е. Лютовой, М. Чистяковой В. Мухиной, и др.
Одним из важнейших аспектов изучения современной психологической науки является проблема возникновения тревожности, причины ее проявления и ее социальные последствия, так как правильное и здоровое взаимодействие ребенка с окружающей средой и, прежде всего, с его социальной средой, играют первостепенную роль в его умственном и личностном развитии. Поэтому необходима своевременная коррекционная работа, способствующая снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста.
Проблема исследования: в какой мере внеурочная деятельность способствует коррекции тревожности младших школьников?
Следовательно тема курсовой работы «Способы преодоления тревожности в младшем школьном возрасте через организацию внеурочной деятельности».
Объект исследования: процесс внеурочной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования: использование способов преодоления тревожности в младшем школьной возрасте.
Цель исследования: выделить способы преодоления тревожности учащихся через организацию внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть психологические особенности детей младшего школьного возраста.
3.Особенности возникновения и проявления школьной тревожности у младших школьников.
4.Тревожность личности как предмет психолого-педагогической анализа.
5. Внеурочная деятельность как средства коррекции школьной тревожности у младших школьников.
6. Охарактеризовать отобранные способы.
Методы:
1.Теоретический анализ литературы: педагогической, психологической, методической
2. Методы количественной и качественной обработки результатов
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования приемов и методов определения уровня тревожности в процессе работы педагогов с детьми в период школьного обучения с целью своевременного выявления признаков наличия у ребенка проявлений тревожности и принятия меры по ее исправлению, исходя из рекомендаций, сделанных в работе.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие тревожность в психолого - педагогической литературе
Состояние тревоги и связанное с ним понятие тревожности занимают одно из главных мест среди наиболее актуальных проблем современной психологии. Тревожность определяется как индивидуальная психологическая характеристика, которая проявляется склонностью человека к частым и интенсивным переживаниям тревоги, а также низким порогом ее возникновения. Согласно исследованиям зарубежных и отечественных психологов, истоки тревожности, как устойчивой черты личности, идут из детства личности и поэтому, по мнению А. М. Прихожане, Л.И. Бойович, А. В. Захарова, решающим периодом является дошкольный возраст, который является сенситивным периодом для формирования и развития многих качеств и свойств личности ребенка.
Проблеме детской тревожности посвящено мало исследований, а работы, посвященные сравнительному проявлению тревожности в разные периоды детства, единичны (А. И. Захаров, В. М. Астапов, Е. С. Новикова В. Р. Кисловская, Б. И. Кочубей и др.). Но именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практикующие психологи, лежит в основе ряда детских психологических трудностей, в том числе многих нарушений развития, требующих в первую очередь психологической помощи.
Психологический словарь дает следующее определение тревожности: «это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям тревоги, а также в низком пороге проявления. Его рассматривают как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» [10].
Тревожность различают как эмоциональное состояние (ситуативное беспокойство) и как устойчивую черту, индивидуальную психологическую характеристику, проявляющуюся склонностью к частым и интенсивным переживаниям тревоги (Р. Кеттелл, И. Шейр, Ю. Л. Ханин; Ч. Спилбергер, И. Г. Сарасон).
А М. Прихожанин отмечает в своей работе: «На психологическом уровне тревога переживается как беспокойство, напряжение, нервозность и переживается как чувства беспомощности, неуверенности, незащищенности, бессилия, надвигающейся неудачи, одиночества, неспособности принять решение и так далее.
На физиологическом уровне тревожные реакции проявляются учащением дыхания, учащением пульса, повышением артериального давления, увеличением минутного объема кровообращения, снижением порогов чувствительности, повышением общей возбудимости, тогда как ранее нейтральные раздражители приобретают негативную эмоциональную окраску.
Рассматривая разновидности тревожности, следует отметить, что ее виды выделяют следующим образом:
- устойчивая тревожность в какой-либо сфере (экологической, тестовой, межличностной, и др.) - ее принято обозначать как специфическую, частную;
- генерализованная и общая тревожность, свободная смена объектов в зависимости от изменения их значения для человека. В этих случаях частная тревога является лишь формой выражения общей тревоги. [3].
Большую группу исследований, проведенных такими психологами, как: Г. Ш. Габдреева, А. А. Голушко, Г. Хекхаузен, Ю. Л. Ханин, и др., составляет изучение функции тревоги и тревожности. Исследователи отмечают, что тревога является сигналом опасности, обращающим внимание на возможные трудности, препятствия на пути к достижению цели, содержащейся в ситуации, и в то же время позволяет мобилизовать силы и таким образом получить наилучший результат. Поэтому нормальный уровень тревожности считается необходимым для эффективной адаптации к действительности (адаптивная тревожность). А вот высокий уровень считается дезадаптирующей реакцией, которая проявляется общей дезорганизацией поведения и деятельности. Изучение проблем тревожности основано на полном отсутствии тревожности. Это явление препятствует нормальной адаптации и, подобно стойкому беспокойству, препятствует нормальному развитию и продуктивной деятельности.
Вопрос о естественных условиях тревоги чрезвычайно сложен и еще не изучен. В ряде исследований (Я. Рейковский, 1979; Спилбергер С. Д., 1972; И. А. Мусина, 1994; и др.) на этот вопрос отвечает представление о двух типах факторов, порождающих состояние тревоги: обусловленном и безусловном. Предполагается, что многократное повторение ситуаций, в которых актуализируются эти типы факторов, приводит к закреплению тревожности как устойчивого образования (тревожность как свойства, черты, в терминологии Ч. Д. Спилбергера). Конечно, существовал и другой подход, реализованный Р. Б. Кеттеллом и его коллегами (1961, 1972), которые попытались решить эту проблему с помощью математической модели, в которой учитывались показатели эмоционального дистресса разного уровня. Но, в конце концов, важным результатом этих исследований явилось отнесение к реальному феномену тревоги, в отличие от аналогичных явлений депрессии, склонности к пессимистическому взгляду на жизнь и невротизму.
«В настоящее время, выделяются в основном два типа источников устойчивой тревожности» отмечает А.М. Прихожан:
1) ситуация длительного внешнего стресса, возникающая в результате частого переживания состояний тревоги (С. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин, и др.);
2) внутренние - психофизиологические и/или психологические причины. [10].
Вопрос о том, возникают ли разные виды тревожности под влиянием этих разных источников или это одно и то же явление, разными авторами рассматривался по-разному, например, А. Фрейд указывал на практическую невозможность различения этих типов на феноменальном уровне. И. А. Мусина (1993), придерживаясь идеи о том, что разная локализация источников порождает разные виды тревожности, предложила ввести термины «внешняя» и «внутренняя» личностная тревожность, ссылаясь при этом на известное положение С. Л. Рубинштейна. о «внешнем действии на внутренним».
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аракелов Г.Г., Шишкова Н.Р. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МУ, сер. Психология. М., 1998. №1. С. 18.
2. Астапов В.М. Тревожность у детей. М., 2002. 160 с.
3.Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2019. - 176
4.Битянова М.Р. Адаптация ребёнка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М.: изд-во Педагогический поиск, 1999. 298 с.
5.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. 398 с.
6.Выготский JI.C. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2015. 507 с.
7.Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. М.: изд-во Тонус, 2000. 180 с.
8.Гин, Светлана Мир загадок. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе / Светлана Гин. - М.: Вита-Пресс, 2018. - 524 c.
9.Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2017. - 312 c.
10.Зеньковский В.В. Психология детства. М., 2012. 348 с.
11.Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 2004. 608 с.
12.Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1988. 80 с.
13.Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. М.: изд-во Речь, 2017. 248 с.
14.Мэй Ролло [May R.] Смысл тревоги. М., 2001. 416 с.
15.Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. М., 1998. С. 1-7.
16. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2017. 304 с.
17. Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности. М., 2001. С. 144-156.
18.Степанов, П.В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П.В. Степанов. - М.: Педагогический поиск, 2017. - 468 c.
19.Фрейд З. Психология бессознательного. - СПб.: Питер, 2007. – 400с.
20.Яковлева О.В. Коррекция тревожности у детей и подростков. // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2017. № 11 (54). C. 133135.