Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка. Это период активного формирования представлений об окружающем мире, где большое значение имеют ощущение и восприятие как важный аспект изучения признаков предметов и явлений.
На каждом возрастном этапе ребенок наиболее чувствителен к определенным воздействиям. В связи с этим каждый возрастной этап становится пригодным для нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольников. Чем младше ребенок, тем более важные сенсорные переживания он получает в своей жизни.
Ощущение и восприятие – важные процессы в чувственном познании и представлении предметов и явлений в совокупности их характеристик и частей, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущение и восприятие имеют большое значение для различных сторон психического развития ребенка. Речь развивается под влиянием восприятия. Развитие речи тесно связано с расширением круга представлений ребенка об окружающих предметах, предметах и явлениях.
Представление о восприятии и ощущении как о сложных системных процессах базируется на теории функциональных систем П.К. Анохина, теории психофизиологических основ психических процессов Б.М. Теплова и Е.Н. Соколова, теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, теории единства обучения и психического развития ребенка П.П. Блонского и В.В. Давыдова, теории деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, теории системной организации психических процессов Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова.
В отличие от исследований развития восприятия и ощущения у детей с нормальным интеллектом, которые изучались многосторонне, проблеме развития восприятия и ощущения у детей-олигофренов старшего дошкольного возраста уделялось мало внимания. Поэтому относительная сохранность восприятия и ощущения позволяет взять эти области за отправную точку совершенствования, что в свою очередь позволит успешно решать задачи воспитания их социальной и повседневной приспособленности, и дальнейшей социальной адаптации исследуемой группы детей.
Таким образом, у детей-олигофренов старшего дошкольного возраста проблема исследования развития восприятия и ощущения освещена слабо. Поэтому данная проблема актуальна на сегодняшний день, особенно в области разработки, направленной на определение педагогических условий, способов, методов эффективного формирования восприятия и ощущения у детей- олигофренов старшего дошкольного возраста.
Целью исследования является исследовать особенности развития восприятия и ощущению у детей-олигофренов старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику понятиям «ощущение» и «восприятие» в психолого-педагогической литературе;
2. Рассмотреть особенности развития ощущения и восприятия у детей старшего дошкольного возраста, развивающихся в норме;
3. Выявить особенности развития ощущения и восприятия у детей-олигофренов старшего дошкольного возраста;
4. Провести диагностику развития ощущения и восприятия у детей-олигофренов старшего дошкольного возраста;
5. Проанализировать полученные результаты.
Объект исследования – процесс развития ощущения и восприятия у детей-олигофренов старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются особенности исследования развития восприятия и ощущения у детей-олигофренов старшего дошкольного возраста.
Методы работы:
- теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы;
- эмпирические - диагностика, качественная и количественная оценка результатов.
База исследования.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводам по каждой главе, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ-ОЛИГОФРЕНОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «ощущение» и «восприятие» в психолого-педагогической литературе
Рассматривая сущность и особенности познавательных психических процессов, мы дадим определение психическим процессам, рассмотрим их структуру и свойства.
Психические познавательные процессы - это процессы, с помощью которых человек отражает объективный мир, познает его и на его основе ориентируется в окружающей среде, приспосабливает или изменяет ее. К ним относятся: восприятие, ощущение, внимание, представление, память, воображение, мышление и речь.
Нормальное функционирование познавательных процессов является важным условием эффективности учебной и профессиональной деятельности человека. Эти процессы уникальны для каждого человека и отличаются качеством.
Ощущение - простейший психический процесс, состоящий из отражения внешнего вида предметов и предметов, а также внутреннего состояния тела, непосредственно воздействующего на ощущения [25].
Общие свойства ощущения:
― Качество;
― Интенсивность;
― Продолжительность;
― Пространственная локализация раздражителей;
― Адаптация – изменение чувствительности под влиянием раздражителей;
― Сенсибилизация – повышение чувствительности;
― Синестезия;
― Чувствительность [15].
Для того чтобы появились ощущения, необходим объект внешнего воздействия и анализаторы, способные ощущать это воздействие. Понятие об анализаторе (устройстве, выполняющем функцию различения внешних раздражителей) было введено академиком И. П. Павловым. Анализатор состоит из трех частей (Рисунок 1):
- периферическая единица - рецептор (от латинского рецептор - получать), воспринимающий воздействующий на него раздражитель;
- центростремительный, афферентный (лат. афферентные - нервные импульсы от периферии к нервным центрам головного мозга человека;
- соответствующие отделы головного мозга, обрабатывающие поступающую от рецептора информацию.
Рисунок 1 – Процесс возникновения ощущения
Рассмотрим классификацию ощущения (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Типология ощущений
Согласно рисунку 2 выделяют следующие виды ощущений:
В современной науке существуют разные подходы к классификации ощущений. Согласно классификации ощущений английского ученого Ч. Шеррингтона выделят 3 группы ощущений в зависимости от морфологической локализации (месторасположения) рецепторов:
1. Экстероцептивные чувства – это ощущения, связанные с рецепторами, расположенными на поверхности тела. К ним относятся: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные.
2. Интерорецептивные (органические) – ощущения, связанные с рецепторами, расположенными во внутренних органах. Органические ощущения не дают точной локализации, но своим мощным негативным влиянием могут регулировать сознание человека.
3. Проприоцептивные ощущения – это кинестетические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых расположены в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Движения и пространственное положение тела [19].
II. В зависимости от типа анализатора различают следующие ощущения: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестетические, статические, вибрационные, органические и болевые.
Ощущения также делятся на дистанционные, где источниками являются поверхности тела человека (например, зрительные и слуховые ощущения) и контактные, возникающие в результате прикосновения к определенным предметам на коже человека (например, тактильные ощущения).
Ощущения можно условно разделить на объективные и субъективные аспекты. Объективная сторона связана с особенностями воздействия внешнего мира, со свойствами отражаемых предметов и явлений. Субъективная сторона ощущения определяются особенностями органов чувств, они генетически детерминированы и приобретаются в течение жизни. Доказано, что характер ощущения может изменяться под влиянием деятельности, болезни, специальных упражнений и т. д.
Ощущения всегда эмоционально заряжены. Факт подтвержден экспериментально различное психофизиологическое воздействие цвета на человека: зеленое спокойствие, красное волнение.
Без ощущения невозможна психическая деятельность человека.
Помимо ощущения, важная роль отводится восприятию окружающего мира на когнитивном уровне. Когда человек приобретает знания об индивидуальных свойствах, качествах предметов (громкая музыка, яркое солнце, горячий предмет и т. д.), мы говорим о восприятии.
Восприятие связано с формированием в сознании общего образа предмета или сцены. Процесс восприятия включает в себя предыдущий опыт человека, процесс осмысления того, что воспринимается, то есть процесс восприятия, который включает психические процессы более высокого уровня, такие как память и мышление. Любое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движения глаз при взгляде и т. д.) и сложную аналитическую и синтетическую мозговую деятельность [33].
Таким образом, восприятие представляет собой сложную систему мер восприятия, требующую специальной подготовки и практики. Не случайно
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, К. А. Формирование наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью посредством использования конструирования / К. А. Андреева // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. - 2014. – №12 - С. 175-183.
2. Безруких, М. М. Особенности развития зрительного восприятия у детей 5-7 лет / М. М. Безруких // Физиология человека. – 2009. – № 6. - С. 37-42.
3. Белопольская, Н.Л. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью / Н.Л. Белопольская, В.И. Лубовский // Детская патопсихология. Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. – М.: Когито – Центр, 2004. – С. 32 – 45.
4. Власова, Т. А. Дети с нарушениями развития / Т. А. Власова. – М. : Академия, 1995. – 81 с.
5. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева. – М. : Академия, 2006. – 272 с.
6. Дмитриева, Е. Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза / Е. Е. Дмитриева. – М. : Книга, 2004. – 260 с.
7. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей : учеб. для студентов вузов / С. Д. Забрамная. − М. : ВЛАДОС, 1995. − 112 с.
8. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении детей / А. И. Захаров. – М. : Просвещение, 1993. – 115 с.
9. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика : учеб. для студ. высш. учеб, заведений / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 208 с.
10. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. – М. : ПЕР СЭ, 2002. – 192 с.
11. Кузнецова, Л. В. Основы специальной педагогики / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева ; под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : Академия, 2006. – 480 с.
12. Лапшин, В. А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. – М. : Просвещение, 1990. – 143 с.
13. Лубовский, В. И. Специальная психология / В. И. Лубовский. − М. : Академия, 2006. − 464 с.
14. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология, развитие, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2000. – 456 с.
15. Мэш, Э. Детская патопсихология / Э. Мэш, В. Дэвид. – М. : Пресс, 2003. – 320 с.
16. Назарова, Н. М. Специальная педагогика / Н. М. Назарова. − М. : Академия, 2006. − 519 с.
17. Овчарова, Р. В. Практическая психология / Р. В. Овчарова. – М. : Сфера, 1996. – 337 с.
18. Особенности психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах // Психолого-педагогическая диагностика / И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др. – М.: «Академия», 2003. – С. 127-155.
19. Паоло Спиниччи ОЩУЩЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, ПОНЯТИЕ / Паоло Спиниччи // Итальянская и испанская философия на рубеже XX–XXI веков. - 2005. - №2005. – [/лектронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/oschuschenie-vospriyatie-ponyatie (дата обращения: 18.03.2023).
20. Пепик, Л. А. Использование знаково-символических средств в формировании ориентировки в пространстве у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии / Л. А. Пепик // Дефектология. – 2014. - №5. – С. 68-75.
21. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. для студентов вузов / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М. : Академия, 2002. – 160 с.
22. Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология / Л. Пожар. – М. : МОДЭК, 2001. – 126 с.
23. Полякова, Е. М. Опыт работы с детьми, имеющими выраженные интеллектуальные нарушения / Е. М. Полякова // Дефектология. - 2014. - №4. - С. 16-19.
24. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта // Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2005. – С. 20-54.
25. Психологический словарь / авт.-сост. Л. И. Божович ; под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещарякова. – М. : Академия, 1996. – 239 с.
26. Рожкова, Г. И. Геометрические зрительные иллюзии и механизмы константности восприятия размера у детей / Г. И. Рожкова, В. С. Токарева, В. В. Огнивов // Сенсорные системы. 2005. - Т. 19. - № 1. - С. 26-36.
27. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] : учеб. для студентов вузов / С. Я. Рубинштейн. − М. : ВЛАДОС, 1986. − 192 с.
28. Скитяева, Н. М. Развитие зрительно-предметного восприятия и речи в группах подготовки детей к школе : дис. … канд. психол. наук / Н. М. Скитяева. – М., 2010. - 161 с.
29. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонения в развитии / Е. А. Стребелева. - М., 2011.- 230 с.
30. Ульенкова, У. В. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии : учеб. для студентов вузов / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева ; под ред. У. В. Ульенковой. – СПб. : Питер, 2007. – 304 с.
31. Хухлаева, О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О. В. Хухлаева. − М. : Академия, 2003. − 320 с.
32. Шаповал, И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития / И. А. Шаповал. − М. : Сфера, 2005. − 240 с.
33. Яхина, М. Т. Экспериментальное изучение особенностей зрительного восприятия у детей с нарушениями речи / М. Т. Яхина // Молодой ученый. - 2011. - №2. Т.2. - С. 139-142.