Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы обуславливается еще и тем, что своевременное выявление подростков со склонностями к агрессивному поведению, поможет своевременно осуществить психолого-педагогическую коррекцию и принять превентивные меры в образовательном учреждении. Более того поможет профессионально и грамотно проводить не только консультационную, но и эффективно выстраивать профилактические программы для данного возрастного периода.
Проблема агрессивного поведения подростков занимает весьма существенное место в современной психологической литературе.
В настоящее время такое явление, как дети с агрессивным поведением становятся все более распространенными, окружающие сталкиваются с их агрессивностью каждый день. Многие учителя и педагоги, занимающиеся их воспитанием и обучением, отмечают, что количество агрессивных детей растет с каждым годом. Это усложняет воспитательные процессы не только со стороны ребенка с агрессивным поведением, но и со стороны окружающих его детей.
У современных подростков усилилось очевидное и вызывающее поведение по отношению к взрослым и сверстникам, в крайних случаях можно увидеть даже жестокость.
Тема агрессивного поведения и выбора стиля воспитания всегда вызывала большой интерес у зарубежных и отечественных исследователей. Такие зарубежные исследователи, как М. Алворд, Р. Баярд, П. Бейкер, Р. Барон, Ю.Б. Гиппенрейтер, из Кернберга, К. Лоренц, В. Оклендр, А. Реан, Д. Ричардсон и другие, в своих исследованиях стремятся найти случаи жестокого поведения у детей и подростков. Отечественные психологи В.Т. Козлова, А.К. Осницкий, Н. Самоукина, Л. Семенюк, Т.П. Смирнова, В.Г. Степанов, И. Фурманов и другие осветили, как исправить агрессивное поведение у детей и подростков [8].
Актуальной, на наш взгляд, становится проблема агрессивности подростков, обучающихся в общеобразовательной школе.
Объект исследования: агрессия и особенности ее проявления.
Предмет исследования: агрессивное поведение подростков.
Цель исследования: изучить агрессивное поведение подростков.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретические подходы к изучению агрессии в современной психологической науке;
2. определить причины проявления агрессивности в подростковом возрасте;
3. описать организацию и теорию эмпирического исследования;
4. привести результаты исследования и их обсуждение.
Гипотеза исследования:
1. Подростки отличаются повышенным проявлением агрессии, что связано со спецификой возрастного развития.
2. Личностные особенности подростков оказывают влияние на формы проявления агрессии и уровень агрессивности в отношениях подростков.
Методы исследования: анализ социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; диагностические методы (анкетирование, тестирование, беседа, опрос, наблюдение), психолого-педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных опытно-экспериментальной работы.
Данная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическая значимость заключается в систематизации и обобщении теоретических положений по изучаемой тематике. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования как в процессе преподавания при изучении соответствующих вопросов, так и при проведении научных исследований подобной тематики.
Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологической профилактики агрессивного поведения подростков
1.1. Понятие и формы агрессивного поведения
«Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [2, с. 26].
Агрессивный - (От лат. Aggressio - нападение) - стимулирующее деструктивное поведение, которое переворачивает нормы (правила) человеческого сосуществования в обществе, причиняя вред объектам нападения 8 (одушевленным и неживым), причиняя физический ущерб людям или причиняя им психологический дискомфорт (негативные чувства, состояние напряжения, страх, депрессия и т.д.) [1].
Ранее проблему агрессивного поведения мы рассматривали в различные социальные группы.
Так, агрессивность сотрудников правоохранительных органов обусловлена профессиональной деятельностью, обладающей повышенной стрессогенностью [4, с. 23-36]. Кроме того, изучалась агрессивность женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы. На проявление агрессивности в их поведении оказывают влияние социальные условия, которые можно отнести к экстремальным [5, с. 180-184].
Этологическая модель была предложена К. Лоренцем, в которой он говорил об инстинктивной природе агрессии. Наблюдая за животными и переведя, впоследствии, результаты наблюдений на человека, ученый утверждал, что агрессия внутри вида носит организационную функцию. Агрессивная энергия, накапливаясь, требует разрядки.
Переключение на деятельность не связанную с нанесением ущерба позволяет снизить проявление насилия [3].
Более современная модель была разработана А. Бандурой и носит название теория социального научения. Суть ее заключается в том, что агрессия является продуктом приобретенного социального поведения. Отличия в усвоении агрессивного поведения зависят от типа высшей нервной деятельности, гормонального статуса и наблюдения. Научение через наблюдение играет большую роль, чем приобретенный опыт, так как наблюдение всегда безопаснее участия в агрессивных действиях [1].
Представители различных психологических теорий агрессии тоже стремились понять его природу, исследовать значение и смысл данного понятия на основе только одного какого-то фундаментального механизма. В роли таких объясняющих медиаторов выступали инстинкты, танатос, фрустрация и т.д.; позже - инструментальное научение, гнев, генетические аберрации, когнитивное научение. К концу 70-х - начале 80-х годов ХХ века. в психологических, социально-психологических исследованиях четко определилась тенденция к анализу данного феномена на более высоком интегративном уровне.
Объясняя агрессивность как явление с различных теоретических позиций, исследователи предлагали и взаимоисключающие теоретические модели, предусматривающие или естественную (инстинкты), либо социальное (противоречие и противодействие усвоенных норм), или теологическую (искушение, греховность), или эклектическую детерминацию. Разноуровневый подход к анализу агрессивных проявлений допускает и физиологические источники, и психофизиологические, и деятельностные - преобразующие и собственно личностные.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аликулова, С.Т. Признаки подросткового возраста и особенности психологического климата в семье // Вестник Таджикского национального университета. – 2019. – № 1. – С. 225-230.
2. Антипина, С.С., Микляева А.В. Взаимосвязь склонности к киберагрессии, агрессивности и эмпитии в подростковом возрасте // Российский психологический журнал. – 2021. – Т. 18. – № 2. – С. 94-108.
3. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб.: Союз, - 2017. – 160 с.
4. Бочарова В. Г. Социальная педагогика. М., 2019. – 497 с.
5. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 2019. – 341 с.
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М. 2016. – 340 с.
7. Венцова, Т.Б. Воспитание в семье и нервно-психическое здоровье подростков // Семья и дети в современном мире. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Под общей и научной редакцией В.Л. Ситникова. – 2019. – С. 191-194.
8. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. М. 2019. -288с.
9. Гагаркина, И.Г. Адаптация семьи к новой социальной реальности // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 9. – С. 116-120.
10. Галагузова М. А. Социальная педагогика. М.: Гуманит. изд. центр 2016. - 416 с.
11. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной психологии. М, 2019. – 401 с.
12. Гурьева В. А. Подростковые девиации. М.,2019. – 277 с.
13. Коноваленко Ю.Г., Мельников А.В. Воспитательная и психологическая работа с несовершеннолетними трудными подростками. М.; 2019. – 547 с.
14. Короленко Ц.П. Девиантное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. М., 2016. - 217 с.
15. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности С.-Петербург, Речь, 2019. – 311 с.
16. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М.: Фолиум, 2017.
17. Купцов И.И. Психологическая характеристика преодоления подростками недостатков своего поведения. М., 2019. – 164 с.
18. Кьеркегор С. И. Понятие девиация. М., 2019. - 143 с.
19. Левин Б. М., Левин М. Б. Воспитание асоциального подростка М., 2014. – 200 с.
20. Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное, девиантное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. М., 2019. – 379 с.
21. Лоренц К. А. Агрессия (так называемое «зло»). М., 2016. – 631 с.
22. Мазина О.Н. Профилактика асоциального поведения учащихся профессионального лицея. Оренбург. 2019. – 45 с.
23. Матвеев В. Ф. Профилактика вредных привычек школьников. М., 2019. – 217 с.
24. Мелешева, Ю.Б. Исследование агрессивности у подростков, проживающих в замещающих семьях с разной степенью конфликтности // Семья и дети в современном мире. Под общей и научной редакцией В.Л. Ситникова. Санкт-Петербург, 2018. – С. 70-72.
25. Менделевич В.Д. Диагностика склонности подростков к зависимому поведению. Казань, 2019. – 345 с.
26. Муратова И. Д., Сидоров П. И. Воспитание трудного подростка в шко¬ле. Архангельск, 2019. – 198 с.
27. Новоселова А.С. Средства перевоспитания подростков с девиантным поведением. Пермь, 2019. – 106 с.
28. Обозов Л.Н. Психологическое консультирование. Методическое пособие. СПб: 2019. – 672 с.
29. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. 2016. – 319 с.
30. Реан, А.А., Кошелева Е.С. Агрессивность как предиктор отрицания семейных ценностей у подростков // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – № 4. – С. 279-287.
31. Сизанов, А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики асоциального поведения. М., 2019. – 451 с.
32. Социальная психология: Учебник. / Под ред. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 511 c.
33. Сукубов А.К. Социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения. М., 2016. –298 с.
34. Тавасиев М.И. Подростковая девиация – профилактика. М., 2019. –311 с.
35. Тихонов С.И. Подростковая девиация – профилактика. М., 2016. – 402 с.
36. Тостин В. А. Профилактика подростковой девиации. М., 2019. – 402 с.
37. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль: Академия развития, 2016. – 146 c.
38. Шерстнева, О.В., Пазухина С.В. Профилактика детской агрессивности // Вестник науки и образования. – 2020. – № 19-1 (97). – С. 111-114.
39. Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социальной реальности // СоцИс. - 2019. - № 5. - C.23-25. Александрова, Б.С. Агрессивность подростков как следствие семейного кризиса // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. – 2019. – № 11. – С. 19-23.