Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. У ребёнка появляется новый социальный статус. Он из дошкольника переходит в ученики общеобразовательной школы. Новая социальная роль требует от ребёнка развития психических свойств и качеств, опираясь на актуальные достижения младшего школьника.
Очевидно, что ведущая роль в организации учебной деятельности младшего школьника отводится учителю начальных классов. Его ведущей задачей становится организация взаимодействия между младшими школьниками в учебном коллективе. В успешном ученическом коллективе формируется личность каждого ребёнка. Учебный класс должен стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи друг другу. Дети должны общаться и коммуницировать, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы и др.
Основной задачей современного образования является развитие творческой, самостоятельной, свободной личности и фундамент формирования основ личности закладывается именно в младшем школьном возрасте. Именно учитель начальных классов помогает понять каждому ребёнку, что учение - это новая игра, а труд, требующий больших усилий и напряжения.
Цель работы: изучить содержание профессиональной деятельности учителя начальных классов и предложить методические рекомендации.
Объект исследования: профессиональная деятельность учителя начальных классов.
Предмет исследования: содержание деятельности учителя начальных классов по развитию сплочённости младших школьников и формирования у них учебной мотивации.
Гипотеза исследования: профессиональная деятельность учителя младших классов будет более успешной в том случае, если педагог в своей деятельности будет использовать продуктивные образовательные технологии.
Задачи:
1. Провести анализ понятий педагогическая деятельность и профессиональная педагогическая деятельность учителя начальных классов
2. Описать профессионально важные качества учителя начальных классов и представить его профессиограмму.
3. Рассмотреть организационно – педагогические условия деятельности учителя начальных классов.
4. Предложить методические рекомендации для учителя начальных классов по вопросам использования продуктивных образовательных технологий.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого – педагогической литературы, классификация, сравнение. наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы деятельности учителя начальных классов
1.1. Анализ понятий педагогическая деятельность и профессиональная педагогическая деятельность учителя начальных классов
Успешная учебная деятельность младших школьников всегда зависит от мотивации ребёнка к получению им новых знаний. Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед начальной школой и перед каждым учителем начальных классов стоит задача формирования у младших школьников учебной мотивации. Можно сказать, что это одна из основных функций профессиональной педагогической деятельности педагога.
Под педагогической деятельностью понимают общественно значимую профессиональную деятельность, которая заключается в воспитании подрастающего поколения [11]. Подобного рода деятельность протекает в рамках образовательного процесса и направлена на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности ребенка. Профессионально-педагогическая деятельность (ППД) – это целостная интегративная деятельность, которая включает в себя психологический, педагогический и технологический компоненты. С введением в образовательный процесс федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) изменились требования к педагогической деятельности учителя начальных классов. Исходя из этого, можно представить оптимальную модель профессионально-педагогической деятельности учителя начальных классов.
Важным компонентом педагогического мастерства учителя начальных классов являются способности к педагогической деятельности. педагогические способности учителя исследовали Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, А.М. Матюшкин и др. исследователи установили, что способности - это прижизненные образования и они развиваются в процессе индивидуальной жизни субъекта. их активно формирует среда и воспитание. Способности к педагогической деятельности, как и к любой другой, можно обнаружить в том, как быстро идет профессиональное обучение и насколько глубоко педагог в состоянии овладевать способами и приемами педагогической деятельности [19].
На формирование способностей влияют следующие условия:
-теоретический и практический опыт;
-физическая и умственная активность
- наблюдательность, память и яркость воображения.
При этом существует необходимость постоянного совершенствования в какой-либо области. Успешность выполнения какой-либо деятельности определяется своеобразным для каждого человека сочетанием способностей. Это характеризует специалиста – профессионала как личность. Деятельность учителя начальной школы чрезвычайно разнопланова.
К основным видам его деятельности можно отнести:
-образовательное взаимодействие с младшими школьниками;
-воспитательное взаимодействие с младшими школьниками;
-просветительское и консультационное взаимодействие с родителями учащихся и общественностью;
- профессионально-методическое взаимодействие с коллегами и администрацией школы и др.
В педагогической деятельности выделяют конструктивные, организаторские и коммуникативные компоненты. Наличие этих компонентов часто рассматривают как способности педагога. Благодаря конструктивным способностям учитель способен развивать личность ученика в правильном направлении и проектировать учебно – воспитательный материал в рамках создания различной методической продукции. Благодаря организаторским способностям учителю удаётся включать младших школьников в различные виды деятельности. При этом учителю удаётся эффективно воздействовать на каждую личность.
Коммуникативные способности педагога проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аксенова, Н.И. Системно - деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / [Текст] Н.И. Аксенова. ‒ СПб.: Реноме, 2012. ‒ С.140‒ 142.
2. Апетян, М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника [Текст] / М.К. Апетян // Молодой ученый. ‒ 2014. ‒ No14. ‒ С. 243‒ 244.
3. Апполонова, Н.В. Проблемный диалог на уроках математики: через общение к коммуникативным УУД [Текст] / Н.В. Апполонова // Современные проблемы естественно-математического образования младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения сборник научных статей второй интернет-конференции. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; под науч. Ред. И.В. Налимовой, С.В. Жарова. ‒ 2015. ‒ С. 80‒ 86.
4. Ахтырская, Е.Н. Универсальные учебные действия в системе начального образования в рамках реализации ФГОС НОО [Текст] / Е.Н. Ахтырская // Инновации в науке. ‒ 2016. ‒ No 9 (58). ‒ С. 67‒ 71.
5. Балакин, Н.А. Проектная деятельность как одна из форм формирования коммуникативных УУД в начальной школе [Текст] / Н.А. Балакин // Вестник науки и образования. ‒ 2016. ‒ No 1. ‒ С. 65 ‒ 70.
6. Белая, Н.В. Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе [Текст] / Н.В. Белая, А.В. Топор // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). ‒ Казань: Бук, 2015. ‒ С. 94 ‒ 98.
7. Богдан, О.В. Музей-мастерская как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / О.В. Богдан // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). ‒ Уфа: Лето, 2015. ‒ С. 161 ‒ 165.
8. Боровых, О.В. Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «перспектива» [Текст] / О.В. Боровых // Актуальные направления развития научной и образовательной деятельности. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Чебоксары, ‒ 2014. ‒ С. 38 ‒ 44.
9. Вазякова, И.М. Игра как средство формирования коммуникативных УУД [Текст] / И.М. Вазякова // Вестник научных конференций. ‒ 2015. ‒ No 3‒ 6 (3). ‒ С. 28 ‒ 29.
10. Васильев, В.П. Конструирование универсальных учебных действий в начальной школе в рамках реализации основной образовательной программы [Текст] / В.П. Васильев // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). ‒ Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. ‒ С. 106 ‒ 109.
11. Вершинина, Н.В. Коммуникативное развитие младших школьников [Текст] / Н.В. Вершинина // Молодой ученый. ‒ 2015. ‒ No20.1. ‒ С. 10‒ 12.
12. Горохова, Ю.В. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» [Текст] / Ю.В. Горохова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ No27. ‒ С. 662 ‒ 664.
13. Длимбетова, Г.К. Развитие личностных качеств у школьников [Текст] / Г.К. Длимбетова, А.А. Досмухамбетова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ No2.‒ С. 790 ‒ 796.
14. Доровских, И.С. Как помочь младшим школьникам в формировании коммуникативных умений [Текст] / И.С. Доровских // Начальная школа. ‒ 2016. ‒ No 3. ‒ С. 29 ‒ 32.
15. Едалина, Т.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальных классах (УУД) на уроках литературного чтения [Текст] / Т.А. Едалина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. ‒ 2015. ‒ No 4 (5). ‒ С. 276 ‒ 278.
16. Ивашова, О.А. Коллективное творческое дело на математическом содержании как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / О.А. Ивашова, Н.С. Гринева // Герценовские чтения. Начальное образование. ‒ 2014. ‒ Т. 5. ‒ No 1. ‒ С. 235‒ 243.
17. Калинина, И.Г. Формирование коммуникативного компонента УУД на уроках математики в сельской малокомплектной школе [Текст] / И.Г. Калинина // Педагогическая лаборатория. ‒ 2014. ‒ No 1 (5). ‒ С. 4-6.
18. Киселева, Ю.А. Формирование коммуникативного УУД при работе над глаголами на уроках русского языка [Текст] / Ю.А. Киселева, Г.Ю. Колычева // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. ‒ 2016. ‒ No 2 (8). ‒ С. 115‒ 122.
19. Омарова, М.А. Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников [Текст] / М.А. Омарова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). ‒ Челябинск: Два комсомольца, 2017. ‒ С. 80 ‒ 82.
20. Сафиуллина, Э.В. Использование групповых методов обучения на уроках [Текст] / Э.В. Сафиуллина // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). ‒ Казань: Бук. -2014. ‒ С. 8 ‒ 11.
21. Сергина, О.А. Применение средств икт для формирования коммуникативных УУД у младших школьников [Текст] / О.А. Сергина // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. ‒ 2016. ‒ Т. 04. ‒ No 42. ‒ С. 97 ‒ 98.
22. Туйбаева, Е.И. Анкетирование как метод диагностики коммуникативных УУД учеников начальных классов [Текст] / Е.И. Туйбаева, О.Л. Брусенцова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. ‒ 2015. ‒ No 8 ‒ 4. ‒ С. 152‒ 154.
23. Устимова, М.М. Групповая работа на уроке как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников [Текст] / М.М. Устимова // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. ‒ 2015. ‒ С. 397 ‒ 401.
24. Шегаев, И.С. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) [Текст] / И.С. Шегаев, А.В. Шегаева // Молодой ученый. ‒ 2013. ‒ No10. ‒ С. 550 ‒ 552.
25. Шмидт, Е.В. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе [Текст] / Е.В. Шмидт // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ No13.3. ‒ С. 129 ‒ 131.