Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Семья – это первичное социальное окружение ребенка. Семья всегда является наиболее важным фактором, который оказывает решающее влияние на развитие каждого субъекта. В воспитании ребенка с нарушениями слуха семья играет особую роль. Ребёнку, имеющему нарушения со слухом постоянно необходима помощь в проведении коррекции и компенсации нарушения развития.
Актуальность данной проблемы возрастает, поскольку количество детей с различными нарушениями слуха появляется всё больше. Очевидно, что семья должна принимать непосредственное участие в воспитании и обучении собственного ребенка. Именно семья должна помогать ребенку осваивать компенсаторные возможности своего организма. Семья выполняет свою главную функцию - психологической защиты ребёнка, что в дальнейшем ему обеспечит необходимую социализацию. При этом семья обращается за помощью к специалистам, которые составляют программу работы родителей с ребенком.
Проблемы семей, имеющих детей с нарушениями в развитии слуха, изучали учёные С.Н. Бурова, Н. С. Жукова, А. Г. Московкина, С. М. Хорош и др. Учёными и исследователями отмечено, что роль семьи в компенсации нарушений развития слуха ребенка недостаточно исследована.
Цель работы: изучить особенности влияния семьи на компенсацию нарушений развития слуха у детей.
Объект исследования: влияние семьи на компенсацию нарушений развития детей.
Предмет исследования: особенности влияния семьи на компенсацию нарушений развития слуха у детей.
Задачи:
1. Провести анализ понятия «семья» в современных исследованиях.
2. Дать психолого – педагогическую характеристику детям с нарушениями слуха.
3. Описать инновационные формы работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями слуха.
4. Предложить основные направления работы с родителями детей с нарушениями слуха.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого – педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы семейного воспитания ребёнка с нарушениями слуха
1.1. Анализ понятия «семья» в современных исследованиях
На современном этапе развития общества семью рассматривают как малую социальную группу, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства. В каждой семье присутствует определённая эмоциональная связь и взаимные обязанности по отношению друг к другу [19]. По мнению В.М. Целуйко, семья представляет собой важнейший институт социализации подрастающего поколения. Именно в семье подрастающий ребёнок приобщается к ценностям культуры и осваивает первые социальные роли. Благодаря семье он приобретает опыт общественного поведения.
Исследователи С.Н. Бурова, В. Сатир и др., выделяют жизненный цикл семьи и её функционально-ролевую структуру. С.Н. Бурова называет жизненный цикл семьи закономерной последовательностью стадий развития семьи на протяжении всего периода ее существования. Появление в семье ребенка требует освоения родительских ролей. Заботливое отношение родителей к своему ребёнку способствует формированию у него чувства доверия к другим людям.
Сегодня существует достаточно много внесемейных институтов. К ним относят дошкольные образовательные организации, школу и др. Посещая данные учреждения, дети начинают осваивать новые социальные отношения. Несомненно – это является положительным моментом, поскольку у детей расширяется сеть внешних социальных контактов [18]. Тем не менее, семья – это главный социальный институт. Семьи бывают разные, по своему качеству и количеству членов семьи и семья прививает ребенку интерес к статусам всех членов семьи. Семья выполняет мощную защитную функцию. Именно в семье человек чувствует физическую, психологическую и экономическую защиту. Именно в семье ребенок начинает социализироваться и формироваться как личность. От того, каким именно образом родители отнесутся к домашнему взаимодействию с ребёнком с нарушением слуха, вероятно, зависит всё дальнейшее развитие ребёнка. Очень часто в семье бывает разная реакция на то, что у ребёнка есть какие либо отклонения от развития, чего бы это не касалось. Не многие взрослые люди готовы сразу принять понимание того, что у их ребёнка серьёзные проблемы и с этим им придётся смириться. Реакция родителей часто бывает достаточно разная и далеко не все из них готовы сразу прислушаться к мнению специалиста, посещать консультации специалиста и выполнять все их предписания.
Родители детей, имеющих нарушение слуха, прежде всего, помогают ребенку овладевать нормами и правилами поведения в социуме. Чтобы ребёнку в дальнейшем было проще осваиваться в коллективе детей. Он должен чувствовать защиту и заботу со стороны семьи. И прежде всего. собственных родителей. Семья постоянно воздействует на ребенка и в этом ее преимущество перед другими социальными и общественными институтами. Родители в любую минуту могут помочь своему ребенку и направить его в нужную сторону. Но прежде чем это произойдёт, родителям необходимо многому научиться.
Семейное воспитание детей с нарушениями слуха возникло значительно раньше общественного. Стремление родителей, воспитывать и обучать глухих детей в семье, всегда было обусловлено желанием развивать умственные способности ребенка. Родители всегда стремятся приобщать ребёнка ко всему, что доступно его слышащим сверстникам.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аксенова, Л.И. Восприятие глухих детей [текст] / Л.И. Аксенова // Дефектология. - 2005. - №21. - С. 13 -15.
2. Аксенова, Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной педагогики [текст] / Л.И. Аксёнова // Дефектология. - 2002. - № 3.
3. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб, завед. [текст] / А.С. Белкин. М.: Академия. - 2000. - 192 с.
4. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [текст] / Н.Ю. Борякова. - М.:АСТ: Астель. - 2008 – 222 с.
5. Бурова, С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии: Монография [текст] / С.Н. Буров. Минск: Белорусский государственный университет. - 2010. - 444 с.
6. Выготский, Л.С. Основы дефектологии: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, завед. [текст] / Л.С. Выготский. СПб.: Лань. - 2003. - 654 с.
7. Воднева, Г.Д. Методологические основания и содержательные аспекты психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка к школе [текст] / Г.Д. Воднева - Витебск. 2007. – 265 с.
8. Галко, Е.А. Семейный клуб как средство социализации ребенка: дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 [текст] / Е.А. Галко. - Великий Новгород. - 2003. – 154 с.
9. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [текст] / Л.А. Головчиц. - М.: Владос, 2001. - 304 с.
10. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб, пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [текст] / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина. М.: Академия, 2001. 160 с.
11. Егорова, Ю.А. Информационные основы целеполагания в области развития и саморазвития психолого-педагогической культуры родителей [текст] / Ю.А. Егорова // Теория и практика общественного развития. 2013.- No8. – С. 186-189.
12. Жиронкина, М.А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, находящихся на разных этапах жизненного цикла [текст] / М.А. Жиронкина // Социально-психологические условия обеспечения равных возможностей разным детям и семьям. — М.: Крылья, 2009. — С. 34–41.
13. Закрепина, А.В. Организация индивидуальной педагогической работы с родителями в условиях групп кратковременного пребывания [текст] / А.В. Закрепина. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. - No 1. - С. 21 - 27.
14. Идаева, Р. А. Диагностика семейных отношений у детей с нарушением слуха и влияние на развитие личности / Р. А. Идаева. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1345/ (дата обращения: 14.01.2023).
15. Карпова, Г.А. Основы сурдопедагогики: учеб, пособие [текст] / Г.А. Карпова. Урал. гос. пед. ун-т - 2008. 354 с.
16. Кон, И.С. Этнография родительства [текст] / И.С. Кон. - М.: Высшая школа, 2001. – 199 с.
17. Кочинева, Я.А. Работа с родителями, как одно из направлений
работы реабилитационного учреждения с детьми с нарушением слуха [текст] / Я.А. Кочинева. // Фундаментальные исследования. – 2005. – No 1 – стр. 85-85.
18. Лукьяненко, Е.А. Семья как субъект мультикультурного образовательного пространства: автореф. дисс. канд. пед. наук [текст] / Е.А. Лукьяненко. - Волгоград, 2007. - 22 с.
19. Мастюкова, Е.М., Московкина, А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [текст] / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. М., 2004. - 263 с.
20. Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика [текст] / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. М.: Форум: ИНФРА-М, 2010. 144 с.
21. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник [текст] / Л.Ф. Обухова. М.: Педагогическое общество России, 2003. 448 с.
22. Овчарова, Р.В. Психология родительства: учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений [текст] / Р.В. Овчарова. - М.: «Академия», 2005. - 362 с.
23. Орлов, О.С. Педагогическая компетентность человека: размышления и раздумья «неклассического» педагога [текст] / О.С. Орлов. - Великий Новгород: Нов ГУ. - 2004. - 60 с.
24. Пузанов, Б.П. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [текст] / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова. М.: Академия. - 2001. - 160 с.
25. Речицкая, Е.Г. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. завед. [текст] / Е.Г. Речицкая. М.: Гуманитар. – ВЛАДОС. - 2004. - 655 с.
26. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [текст] / Под ред. В.И.Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
27. Суханова, Н.И. Сотрудничество педагогов и родителей – залог успешного развития детей с нарушением слуха: сб. материалов рег. Заоч
науч.- практ. интернет-конференции [текст] / Н.И. Суханова - Архангельск: АО ИППК РО, 2013. - 232 с.
28. Фокина, Н. А. Специфика отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха / Н. А. Фокина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 844-847. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34857 (дата обращения: 14.01.2023).
29. Хохлова, А.Ю. Изучение особенностей детско-родительского взаимодействия в семьях глухих и слышащих родителей, воспитывающих глухих детей [текст] / А.Ю.Хохлова // Журнал «Дефектология».2007 - №3.- С. 18-20.
30. Хрустальникова, Н.А. Модель формирования педагогической компетентности у родителей в профессионально-замещающей семье [текст] / Н.А. Хрустальникова //Вестник Тюменского государственного университета.-2008. – No 5. – С. 105-111.