Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В наше время школьники испытывают сильные учебные нагрузки, что проявляется в большом объеме домашнего задания, от 4 до 5 уроков ежедневно, в снижении двигательной активности, отсюда констатируется повышение утомляемости и раздражительности. Около 85% всех неуспевающих младших школьников испытывают трудности в учебе, которые выливаются в отставание в учебе, что является следствием низкого состояния здоровья. Именно по этим причинам большое внимание должно уделяться процессу физического развития школьника. Это, собственно, учитывается и новым проектом школьной реформы, который предполагает пятидневную учебную неделю, и приказом президента в увеличении количества часов на физическую культуру.
Медицинские работники утверждают, что с каждым поколением все ниже и ниже опускается порог иммунитета, потенциала силы и выносливости, резервов и защитных сил физического и психического здоровья современной молодежи.
Согласно статистическим данным, иммунная система школьника в 70–80 % случаев функционирует в режиме постоянного перенапряжения. До 60 % детей младшего школьного возраста характеризуются различными заболеваниями и отстают в физическом развитии. Для корректировки таких печальных показателей, важно уделять особое внимание физическому развитию ребенка, развитию его выносливости, быстроты, реакции, ловкости. Данные качества вырабатываются во время подвижных игр, спортивных эстафет, проводимых в обозначенных условиях и требующих неожиданного изменения техники выполнения упражнений, с внедрением всевозможных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования [Фарафонова, 72].
Некоторые педагоги, согласно статье Вахниной Н.В., например, В.Г Барабаш, Т.И Осокина, Н.В Полтавцева, Э.Я Степаненкова полагают, что подвижная игра – это средство не только разностороннего развития ребенка, но и средством воспитания двигательных качеств [Вахнина, 49]. А.В. Запорожец отмечал, что подвижная игра – это доступная для младших школьников форма деятельности, предполагающая сознательное воспроизведение двигательного навыка[Запорожец, 100].
Среди педагогов сформировалось общее мнение, что подвижная игра – это одно из средств воспитания: она ориентирована на комплексную физическую подготовленность, усовершенствование функций организма, качеств характера играющих. Особый интерес при решении этой проблемы представляет вопрос развития быстроты и ловкости детей дошкольного и младшего школьного возраста в подвижных играх [Фарафонова, 73]. Ввиду обозначенных проблем объясняется необходимость чаще применять подвижные игры на уроках физической культуры, в рамках внеклассных мероприятиях и на физкультминутках во время других уроков. Как правило, есть ребята, которые игнорируют уроки физкультуры, не любят и не принимают активного участия в занятии [Гришков, 52].
Включение игровых состязательных элементов может стать хорошей мотивацией для таких детей. Игра служит не только стимулятором, но и может стать весомым компонентом для оценивания результативности форм деятельности ребенка в рамках занятий.
Кроме того, важно помнить, что игровые элементы полезны для здоровья ребенка: способствуют снижению чувства усталости, повышают тонус организма, повышают работоспособность, развивают физические качества, так необходимые в жизни каждого человека. Вопрос как воспитать здорового ребенка был и остается наиболее актуальным в практике и задает необходимость поиска эффективных приемов и методов их реализации. И таким средством могут выступать подвижные игры. Младшие школьники довольно свободно взаимодействуют с мячом, передают его, ударяют по нему. Ребята уже способны проследить определенную последовательность изменений ситуаций, подчинить свою деятельность осознанно поставленной цели, принимать решение, согласно обстановке, предсказать потенциальные действия соперника. Все это говорит о том, что для детей и их психологическим особенностям вполне актуальны подвижные игры и упражнения, которые призваны готовить к различным видам спорта. Часто у детей в младшем школьном возрасте наблюдается утомление и потеря интереса к уроку. Это естественная реакция организма на однообразие учебных занятий.
Но если учитель предлагает на уроке эстафету, игру или провести соревнование, и дети забывают об усталости, у них возникает интерес к игровой деятельности [Болатов, 580]. Упражнения с мячами рассматриваются как средство развития и совершенствования координационных умений и так называемой игровой ловкости у младших школьников.
На практике апробирован принцип: чтобы узнать, насколько складен в движениях, координирован ребёнок, достаточно проверить, как он выполняет задания с мячом. Согласно вышеперечисленному, внедрение в программу физической культуры учащихся 1 – 4 классов упражнений с большими и малыми мячами абсолютно обосновано.
В данной работе мы хотим исследовать значимость такого качества, как ловкость, исходя из чего, мы ставим проблему: в какой степени подвижные игры с применением мяча влияют на развитие ловкости у младших школьников.
Целью работы является определение влияния подвижных игр с мячом на развитие ловкости младших школьников. В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Проследить, как влияют подвижные игры с мячом на развитие взаимоотношений между младшими школьниками (внутри коллектива) в процессе игр с мячом в рамках физического воспитания;
2. Определить развитие ловкости и других значимых физических качеств как цель применения подвижных игр с мячом в физическом воспитании младших школьников;
3. Рассмотреть пример педагогического опыта, иллюстрирующий практическое применение подвижных игр с мячом и их влияние на развитие ловкости младших школьников.
Объект исследования: процесс развития ловкости у младших школьников в условиях групповых подвижных игр с мячом.
Предметом исследования будут выступать подвижные игры, как средство развития ловкости. На основе вышеизложенного, можно выдвинуть гипотезу: активное использование на уроках физической культуры подвижных игр может способствовать развитию ловкости детей младшего школьного возраста.
Методы, используемые в рамках исследования: изучение и анализ методической и научно–практической литературы, обобщение данных наблюдения, опрос.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что предложенные задания, предполагающие взаимодействие с мячом, могут использоваться педагогами образовательных учреждений, что, несомненно, улучшит процесс формирования физической культуры младшего школьника.
1.1 Объект ( Процесс развития ловкости у младших школьников в условиях коллективных подвижных игр с мячом)
Когда ребенок идет в школу, он учится выстраивать межличностные отношения с одноклассниками и учителем. Но важно учитывать, что в первое время для ребенка приоритетным будет являться исключительно учебный процесс, а не коммуникация с одноклассниками, поскольку младший школьник оказывается в непривычных для себя условиях, приближенных к стрессовым, он поглощен новой обстановкой, своей новой социально значимой ролью ученик, а общение со сверстниками временно отходит на задний план. По истечению времени общение выстраивается и в коллективе выделяются популярные и непопулярные ребята [Голубятников, 266].В рамках занятий по физической культуре применяются различные формы работы, от выполнения индивидуальных упражнений до подвижных групповых игр, которые способствуют не только развитию силовых качеств, но и выстраиванию дружеских взаимоотношений среди коллектива.
Подвижные игры оказывают благотворное влияние на развитие физических качеств младших школьников, так как оказывают значимое влияние в развитии целого комплекса физических качеств: скоростных, координационных, силовых способностей, а также выносливости и гибкости. Большое количество подвижных игр требует от игроков проявления определенных качеств и навыков, например, как можно быстрее убежать, догнать, реагировать на разнообразные сигналы [Андрианова,77]. Постоянно изменяющаяся нелинейная игровая ситуация, требующая от игроков быстрого перехода от одних игровых действий к другим, способствует развитию координации и ловкости. Подвижные игры, предполагающие групповой характер и тем самым воспитывающие чувство товарищества, солидарности и ответственности, способствуют развитию самосознания в связи с возникающими в процессе игры самыми разнообразными задачами, которые требуют своевременной оценки ситуации и решения игровой задачи. Правила игр помогают воспитанию дисциплинированности, честности, выдержки [Кузьмичева, 20]. Игры с предметами, в частности, с мячами, ориентированы на повышение кожно–тактильной и мышечно–двигательной чувствительности, совершенствование двигательных функций рук и пальцев, что особенно полезно для детей младшего школьного возраста.
Содержание подвижных игр предполагает совокупность разнообразных движений и действий играющих. При верной организации игра оказывает положительное влияние и способствует укреплению сердечно–сосудистой, мышечной, дыхательной и других систем организма.
Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах [Болатов, 580]. Подвижная игра – это эффективное средство расширения ребенком своих знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки [Вахнина, 48]. Подвижные игры тем и ценны, что они развивают движения детей, побуждают к активности, деятельности, развивают способность рассуждать, стремиться к успеху, укрепляют нервную систему, способствуют повышению аппетита, развивают психические и моральные качества – коллективизм, дисциплинированность, смелость, находчивость, решительность, честность. Следует руководствоваться основными требованиями, предъявляемыми к комплексному развитию двигательных способностей при организации подвижных игр различной направленности у младших школьников. [Выготский, 300]. При последовательном развитии этих способностей у младших школьников развиваются психофизиологические и физические качества, которые нужно совершенствовать с особым вниманием, поскольку они являются базовыми в достижении нужного уровня физической подготовки. Детям младшего школьного возраста важно предоставлять выбор средств и методов с применением подвижных игр различной направленности, который зависит от наличия и характера совокупного утомления, а также уровнем развития двигательных способностей, без которых нельзя успешно функционировать в рамках учебной и трудовой деятельности
Задача школьного образовательного процесса заключается в том, чтобы младшие школьники привыкали к различным занятиям физическими упражнениями не только в школе, но и дома, чтобы эти занятия прочно вошли в их быт и стали привычными на всю жизнь [Фарафонова, 72]. Чтобы достичь данной цели, все занятия, в особенности, в начальных классах, необходимо реализовывать в атмосфере доброжелательности со стороны педагога, в живой и интересной, увлекательной форме, создавая лучшие условия для формирования дружеских взаимоотношений внутри коллектива ребят. Занятия должны приносить радость, позволять ребятам выплеснуть энергию, что будет положительным подспорьем для организации игровой деятельности.
Важнейшим результатом игры является не наличие проигравших или победивших, а эмоциональный подъем, который испытывают младшие школьники как от самого процесса игры, так и от общения в коллективе, от взаимодействия в процессе спортивной активности [Шкуричева, 99]. Именно благодаря этому свойству подвижные игры способствует всестороннему гармоничному физическому, нравственному и умственному развитию детей, развитию координации движений, ловкости, меткости вместе с коммуникативными способностями.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абысова, Г.А. Влияние занятий физической культурой на здоровье школьников [Текст] / Г. А. Абысова, Н. Я. Эглит. – М.: АСТ, 1992.– 152 с .
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед ин тов. М.: Просвещение, 2017.
3. Аляева, Ю.В. Развитие физических качеств у школьников младших классов с применением подвижных игр [Текст] / Ю.В. Аляева // Экологическая безопасность, экология и здоровье: сборник научных трудов Х Всероссийской (очно–заочной) науч.–практ. конф. молодых ученых, аспирантов, студентов. – Изд–во: Цицеро (Челябинск). – 2017. – С. 10–13.
4. Андрианова, Н.В. Теория и методика подвижных игр: методическое пособие [Текст] / Н.В. Андрианова, И.В. Бессонова, Т.И. Полунина; Изд–во: Государственный социально–гуманитарный университет. – 2019. – 82 с.
5. Аникин, А.И. Использование подвижных игр в занятиях подвижными играми [Текст] / А.И. Аникин, В.В. Воронков // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: тезисы докладов VI науч.–практ. конф. по проблемам физического воспитания учащихся. Изд–во: Коломенский государственный педагогический институт. – 2019. – С.91.
6. Бальсевич, В.К. Развитие быстроты и координации движений у детей [Текст] / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2011.–№ 10. – С. 8–10.
7. Бандаков, М. П. Индивидуализация средств и методических подходов на уроках физической культуры как условие эффективного развития физических качеств и психических процессов школьников[Текст]: дис. ... канд. пед. наук / М. П. Бандаков. – СПб., 2018. – 211 с.
8. Болатов, А. Н. Особенности применения спортивных и подвижных игр для развития быстроты и выносливости у учащихся 12–13 лет на уроках физической культуры [Электронный ресурс] / А.Н. Болатов // Молодой ученый. – 2018. – №11. – С. 580–584. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/91/19782/ (дата обращения: 20.07.2018).
9. Былеева, Л. В. Подвижные игры [Текст] / Л. В. Былеева, И. М. Коротков. – М.:«ФиС», 2017. – С. 14–35.
10. Вахнина, Н.В. Развитие физических качеств детей младшего школьного возраста на уроках физичекой культуры подвижными играми [Текст] / Н.В. Вахнина, В.С. Солгалов // Актуальные проблемы физической культуры и спорта и пути их решения: Материалы II Всероссийской науч.– практ. конф. с международным участием (22 июня 2017). – Изд–во: Вятский государственный университет (Киров), 2018. С. 48–52.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 2011. – 480 с.
12. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций – М.: МГУ, 1978. –118 с.
13. Голубятников, К. И. Подвижные игры как средство развития двигательных качеств детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи / К. И. Голубятников, О. А. Голубятникова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 3 (398). – С. 266–269. – URL: https://moluch.ru/archive/398/88078/ (дата обращения: 13.01.2023).
14. Детские подвижные игры / Сост. В. Гришков. – Новосибирск: Кн. изд–во, 2002. – 96 с.
15. Дмитриенко И.С. Подвижные игры как средство развития физических качеств у младших школьников. – М.: РГУ, 2001. – 56 с.
16. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. – 2005. – №10. С.26–35.
17. Кузьмичева Е.В. Подвижные игры для детей младшего школьного возраста: учебное пособие. – Физическая культура, 2008. – 200 с.
18. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / М., 2004.–182 с.
19. Фарафонова, Н. В. Подвижные игры на уроках физической культуры как средство акцентирования внимания у младших школьников в условиях модернизации регионального образования / Н. В. Фарафонова. – Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург, июль 2016 г.). – Санкт–Петербург : Свое издательство, 2016. – С. 72–74. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10716/ (дата обращения: 13.01.2023)
20. Фомина Н.А. "Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду", М.: 2014. – 90 с.
21. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2003. – 480с.
22. Холодов Ж.К., Попов В.П. Папа, мама и я – физкультурная семья. Мн.: Полымя, 1989. – 222с.
23. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). Москва, 2015. – 160 с.
24. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание школьников (учебное пособие) В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина – М.: Асадема, 2009. – 570с.
25. Шиян Б. М. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б.Н. Шиян – М.: Просвещение, 2018 – 230 с.
26. Шкуричева Н. А. Формирование позитивных межличностных отношений первоклассников. – М.: Маска, 2018. – 226 с.
27. Явисенко, Н. И. Сущность игры как психологического явления в учебном процессе / Н. И. Явисенко. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 13 (72). – С. 291–294. – URL: https://moluch.ru/archive/72/12109/ (дата обращения: 13.01.2023).
28. Ярлыкова О. В. Некоторые аспекты игровых технологий в образовательном процессе вуза. // Материалы I Международной научно–практической конференции «Методика и практика преподавания в XXI веке» – г. Варна, Болгария, 2015.