Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Начальная школа – это первая ступень общего образования, целью которой является усвоение обучающимися элементарных общеобразовательных знаний и овладение основными навыками учебной деятельности. Среди ценностных ориентиров современного начального образования выделяют: способность школьника к организации своей учебной деятельности; самостоятельность, инициатива и ответственность личности.
Большие возможности для реализации этих установок предоставляет домашняя учебная работа учащихся, которая, являясь неотъемлемой частью образовательного процесса, отличается от урочных занятий полной самостоятельностью и отсутствием прямого руководства со стороны учителя.
В исследованиях дидактов и методистов (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Н.Б. Истомина, И.Т. Огородников и др.) освещен ряд вопросов, связанных с необходимостью индивидуализации домашних заданий, предупреждением неуспеваемости и второгодничества посредством системы домашних заданий, организацией самоконтроля за результатами домашней учебной работы и др.
Домашняя работа представляет собой достаточно традиционный компонент учебного процесса, важность и обязательность которого не подвергались сомнению в самые разные периоды развития отечественных образовательных систем.
В исследовании И.В. Усковой «Развитие дидактических представлений о домашней учебной работе школьников» [15] прослеживается ее постепенное реформирование, начиная со второй половины XIX столетия, под влиянием различных педагогических идей и концепций в истории отечественной дидактики. Преобразования касались как общего характера домашних заданий, так и объема основной нагрузки, функций домашней работы в целом (от закрепления и обобщения учебного материала до его углубления и личностного совершенствования учащегося).
Современный период развития школьного образования ознаменован его существенной модернизацией в связи с признанием субъектной позиции ученика в учебном процессе, нашедшей отражение в концепции личностно-ориентированного обучения.
Домашняя учебная работа является орудие педагогического руководства и управлением самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся в процессе воспитания самодисциплины у учащихся младших классов.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников математике.
Предмет исследования: домашняя работа по математике как одна из форм самостоятельной учебной деятельности младших школьников.
Цель исследования: определить особенности организации домашней работы по математике как вида самостоятельной учебной деятельности младших школьников при формировании умения решать задачи.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить домашнюю работу как один из компонентов учебного процесса;
• Рассмотреть традиционные и инновационные формы домашнего задания;
• Проанализировать практический опыт и приемы проверки домашнего задания по математике в начальной школе;
• Изучить организацию домашней работы при формирования умения решать задачи.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, контент-анализ, анализ педагогического опыта учителей, наблюдение.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации домашней работы как формы обучения младших школьников
1.1. Домашняя работа как один из компонентов учебного процесса
Внедрение образовательных стандартов нового поколения ставит перед образовательными учреждениями две основные задачи - формирование у учащихся потребности к постоянному самообразованию и развитие умений и навыков самостоятельной учебной деятельности. Эти задачи тесно связаны с повышением эффективности обучения и достигаются; когда деятельность на урочных занятиях подкрепляется хорошо организованной домашней работой учащихся: так как знания, умения и навыки (ЗУН), полученные ребёнком на уроке, переходят в кратковременную память.
Для перевода полученных ребёнком ЗУН в долговременную память педагогу необходимо организовать самостоятельную деятельность учащихся по осмыслению и закреплению материала урока.
Домашняя работа учащихся должна быть согласована с работой; выполняемой на уроке. Немаловажное значение домашняя работа имеет для воспитания в ребёнке волевых личностных качеств, а именно: самоконтроля; самостоятельности, сознательности, инициативности, личной ответственности, хорошие привычки в учёбе и навыки управления временем, служит педагогическим средством разумной и содержательной организации внешкольного времени.
В педагогическом словаре А.Ю. Коджаспирова даётся следующее определение: домашняя учебная работа - это «форма организации образовательного процесса, самостоятельное выполнение обучающимся заданий в домашних условиях без непосредственного руководства педагога, но под его опосредованным влиянием» [12]. В данном определении обозначена деятельность педагога, который является ключевой фигурой при организации домашней работы.
В определении Л.П. Крившенко говорится, что «домашняя самостоятельная работа - составная часть процесса обучения, способствующая формированию у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности» [11, с. 306], которая строится с учётом требований учебных программ, а также интересов и потребностей учащихся.
Раскрывая сущность домашней учебной работы школьников, И.П. Подласый выделяет ее основную цель, которую он видит в необходимости углубить знания и умения, полученные во время урока, предупредить их забывание и в создании условий для развития индивидуальных способностей школьников [13].
С.П. Баранов и В.А. Сластенин считают, что домашняя работа – это форма организации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеурочное время [2].
Определяя домашнюю самостоятельную работу как составную часть процесса обучения, Л.П. Крившенко более подробно прописывает ее дидактическую цель. Кроме закрепления, углубления, расширения и систематизации знаний, полученных во время уроков, формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда, на что указывают в своих работах все исследователи, он дополняет цель домашней работы установкой на самостоятельное овладение школьниками новым учебным материалом и самостоятельность мышления. Л.Н. Крившенко подчеркивает, что роль этого вида учебной деятельности особенно возрастает в настоящее время, когда перед школой поставлена задача формирования у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности [8].
Основными задачами, стоящими перед домашней работой как формой организации учебной работы, как указывает С.А. Смирнов, выступают усвоение и повторение изучаемого материала, совершенствование учебных умений и навыков, накопление учащимся опыта самостоятельной работы [14].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Архипова И.С. Скажем да или нет домашним заданиям по русскому языку / И.С. Архипова // Бесплатный конструктор сайтов для учителей «Мультиурок» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/skazhiemniet-domashnim-zadaniiam.html
2. Баранов С.П. Педагогика: учебное пособие для педагогических училищ по спец. №2001 «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы» / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин. – 2-е издание, перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 368 с.
3. Гутова Е.В. Домашнее задание – новые тенденции в педагогической науке и практике. Роль домашнего задания в учебном процессе [Текст] / Е.В. Гутова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/565134
4. Далингер, В.А. Методика обучения математике в начальной школе: учебное пособие / В.А. Далингер, Л.П. Борисова. – Москва: Юрайт, 2016
5. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: пособие для учителя / Н.Б. Истомина. – М.: Просвещение,1985. – 64 с.
6. Каргополов И.С. Домашнее задание [Текст] / И.С. Каргополов // Молодой ученый. – 2018. – №37. – С. 157–159.
7. Козлова, С.А. Универсальные учебные действия как основа для формирования предметных математических умений и производная от них / С.А. Козлова // Начальная школа. Плюс до и после. – 2013. – № 10
8. Крившенко Л.П. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 432 с.
9. Маевская Н.С. Некоторые приемы обратной связи на этапе проверки домашнего задания (из личного опыта работы учителя математики) [Электронный ресурс] / Н.С. Маевская // Сборник тезисов Всероссийского съезда учителей математики в Московском университете (28-30 октября 2010 г.). – URL: http://lib.teacher.msu.ru/author/maevskaya_n_s
10. Медведская, В.Н. Методика преподавания математики в начальных классах / В.Н. Медведская. – Москва: Инфра-М, 2016.
11. Педагогика. Учеб. Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2005.
12. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - 2-е изд., стер. - М. : Academia, 2005. – 173 с.
13. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Владос, 1999. – 576 с.
14. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.
15. Ускова И.В. Развитие дидактических представлений о домашней учебной работе школьников [Текст] / И.В. Ускова // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №3. – С. 71–76
16. Царева, С.Е. Виды работы с задачами на уроке математики / С.Е. Царева // Начальная школа. – 2009. – № 10
17. Целищева, И.И. Работа с текстовой задачей / И. И. Целищева // Начальная школа. – 2008. – №1