Фрагмент для ознакомления
2
Выбор темы данного исследования следует считать актуальным, поскольку человек каждый день испытывает различные эмоциональные состояния, и они сопровождают любую его деятельность. Эмоции отражают личный смысл событий для человека и, следовательно, являются показателями опыта. Эмоции играют особую роль в общении, потому что они имеют внешние выражения. Они позволяют собеседнику воспринимать не только смысл слов, но и отношение человека к сказанному и то, как он к этому относится. Эмоции придают субъективную окраску происходящим событиям и помогают людям понимать друг друга.
Кроме того, эмоции играют жизненно важную роль в управлении человеческим поведением на психофизиологическом уровне. Отношение человека к тому или иному объекту заставляет его действовать в соответствии с этим отношением. В то же время часто бывает, что эмоции вызваны событием, которое еще не произошло, а только его ожиданием. Эмоции могут защитить человека от неприятностей и мобилизовать его ресурсы. В классическом психоанализе содержание и мотивация культурной активности сводятся к первичным психическим структурам, творчество является аспектом сублимации (3. Фрейд), проявлением «трансцендентной функции» коллективного бессознательного (К.Г. Юнг); дальнейшее развитие данного направления связывает с символообразованием творческие и прогрессивные проявления психической жизни (М. Милнер, А. Эренцвейг, М. Клейн, Д. Винникотт, Э. Крис и др.). Еще К.Г. Юнг отмечал, что изобразительная деятельность отражает внутреннюю потребность человека.
Теоретическая разработанность темы: проблемы арт-терапии рассматривались педагогами, разработавшими концептуальные основы применения арт-терапии в школе: Т.И. Баклановой, Н.М. Сокольниковой, Т.С. Комаровой, Л.Д. Лебедевой; специалистами в сфере клинической психологии, психотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии: К. Юнгом, В.М. Бехтеревым, В. Вундтом, Б.Ф. Ломовым, Т.Ю. Калошиной, С.В. Шушарджаном, В.И. Петрушиным, А.И. Копытиным, О.А. Карабановой, Н.В. Серовым, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и др.
Личность подростка младшего школьного возраста выступает в центре внимания многих исследований психологов и педагогов. Поэтому на сегодняшний день особую важность представляет изучение ключевых аспектов личностных качеств и свойств ребенка на данном этапе его жизни. Рост числа тревожных подростков в наши дни, связаны с возрастанием тревожности, нерешительности. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью и экспансивным непостоянством. Все это в совокупности с погрешностями в воспитании, неблагоприятными взаимоотношениями с окружающими и физиологическими особенностями детского возраста способны привести к серьезным эмоциональным нарушениям. Поэтому, для того, чтобы скорректировать эмоциональные погрешности в реальном состоянии среди учащихся младших классов используется арт-терапия как средство невербальной экспрессии, выражения своих эмоций и чувств. Как показали многочисленные исследования отечественных психологов и педагогов, рисунок ребенка – это своеобразный аналог речи. Например, Л. С. Выготский рассматривал детское рисование как графическую речь.
По утверждению специалистов, арт-терапевтическому процессу свойствен прост адаптационных возможностей индивида. Арт-терапия имеет широкие коррекционные возможности в работе с детьми младшего школьного возраста, с выраженными эмоциональными нарушениями.
Объектом исследования выступает рассмотрение эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста.
Предметом исследования является коррекция экспансивных нарушений детей младшего школьного возраста.
Целью данного исследования является изучение экспериментальным путем специфики эмоциональных состояний индивида.
Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо через решение ряда задач, а именно: 1) через изучение специфики эмоциональных состояний индивида; 2) через рассмотрение арт-терапии, в качестве средства коррекции эмоциональной сферы младших школьников; 3) определение этапов, исследовательской методики и методов; 4) анализирование программы психолого-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с помощью выбранных методов арт-терапии; 4) представить характеристику итогов проведенного исследования.
В качестве гипотезы исследования: выступает специально разработанная программа по коррекции эмоциональной сферы младших школьников, основу которой составляет арт-терапия, направленная на нивелировании негативных эмоциональны состояний учащихся (выраженное беспокойство, присутствие страха и эмоциональной напряженности).
Методы исследования: тест, устанавливающий степень беспокойства Ф. Амена, М. Дорки, Р. Тэммла и диагностический метод, направленный на выявление присутствия страхов «Страхи в домиках» А. И. Захарова.
Методологическая основа исследования представлена трудами арт-терапевтического направления А. И. Копытина, Ю. Н. Лапыгина и др.
Теоретическая значимость состоит в том, что полученные итоги, позволят дополнить базу данных об организации и ключевых подходах в деятельности системы коррекционно-развивающего обучения.
Практическая значимость исследования состоит в применении итоговых результатов исследования и методических рекомендаций в профессиональной деятельности педагогов и психологов, при работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Базу исследования составляют дети 6-7 лет МБОУ «СОШ № 2» г. Чебоксары.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы изучения эмоциональных состояний человека
1.1 Особенности эмоциональных состояний человека
Под термином «эмоции» (от лат. emoreve - потрясать, волновать) принято понимать проявление неравнодушного отношения к разнообразным событиям и жизненным ситуациям. И. В. Дубровина понимает под эмоциями форму психического отражения реальности, основанную на непосредственных переживаниях. По мнению А. В. Петровского эмоции рассматриваются в качестве непосредственного, временного переживания какого-либо постоянного чувства. В точном переводе на русский язык «эмоция» - это душевное волнение, душевное движение. К примеру, эмоция не выражается в самом чувстве любви к музыке, выступая характерной чертой, особенностью человека, а как наслаждение, восхищение, которое человек чувствует, ощущает, во время прослушивания музыки на музыкальных концертах и в хорошем исполнении [10, с. 547].
С XVIII по XIX вв. в научном сообществе не было единства в отношении трактовки термина «эмоции». По мнению В. Вундта, эмоции, способны выражать: 1) как удовольствие, так и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 53 (часть 1). Ст. 7598.
2. Андреева, А. А. Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой младших школьников / А.А. Андреева // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 87-89.
3. Арт-терапия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.runetarc.ru/2011 /ar/www.art-therapist.ru/index.php/home/13 -arttherapy
4. Арт-терапия: гуманистический (экзистенциально - гуманистический) подход [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. openreality.ru/school/psychologu/humanist/art-terapy/
5. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //psyj ournal .ru/psyj ournal/articles/detail. php?ID=2844
6. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика: учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата. / М.Е. Вайндорф-Сысоева. – М. : Издательский центр «Юрайт», 2016. – 197 c.
7. Гайдай, Н. П. Активные методы обучения, модерация и ФГОС. / Н.П. Гайдай // Молодой ученый. 2015. – № 6. – С. 7-10.
8. Гуревич, П. С. Психология личности: учебное пособие. / П.С. Гуревич. – М. : Издательский центр «ЮНИТИ», 2015. – 559 c.
9. Коненко, Е. А., Михайлова Н. Н., Артемова С. И. Особенности содержания страхов у детей школьного возраста / Е.А. Коненко // Молодой ученый. – 2015. – №15. – С. 547-549.
10. Копытин А.И. Арт-терапия в контексте культуры и технологии. URL:http://msata.ru/artterapiya_v_proshlom_i_nastoyasc?view=52628201
11. Краплак К. Путеводитель по арт-терапии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://arifis.ru/artic.php?action=view&id=6,
12. Князева, В. В. Педагогика. / В.В. Князева. – М. : Издательский центр «Вузовская книга», 2016. – 872 c.
13. Лапыгин, Ю. Н. Методы активного обучения: учебник и практикум./ Ю.Н. Лапыгина. – М. : Юрайт, 2016. – 248 c.
14. Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. / И.Ю. Левченко. – М. : Издательский центр «Книголюб», 2015. – 160 с.
15. Лысых, Н.В. Арт-терапия в работе социального педагога / Н.В. Лысых, Е.А. Баркова // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10 . - С. 176-177.
16. Максимова, М. В. Влияние цвета на выразительность детского рисунка / М.В. Максимова // Молодой ученый. 2016. – № 12. – С. 892-894.
17. МБОУ «СОШ № 2» г. Чебоксары [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.sosh2-gcheb.edu21.cap.ru/?t=eduid&eduid=4694
18. Немов, Р. С. Общая психология. Общая психология: учебник. / Р.С. Немов. – М. : Издательский центр «Юрайт», 2016. –2472 c.
19. Немов, Р. С. Общая психология: психология личности: учебник и практикум для академического бакалавриата. / Р.С. Немов. – М. : Издательский центр «Юрайт», 2015. – 739 c.
20. Нуркова, В. В. Общая психология: учебник. / В.В. Нуркова. – М. : Издательский центр Юрайт, 2016. – 524 c.
21. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум. / Д. М. Рамендик. – М. : Издательский центр «Форум», 2015. – 304 c.
22. Ситникова, А. С. Детские страхи [Электронный ресурс] / А. С. Ситникова - Режим доступа: http://www.psytren.ru/list/110
23. Сиргиенко, Л. В. Особенности проявления детских страхов [Электронный ресурс] / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/556798.
24. Фокина, А.Н. Психолого-педагогическая коррекция страхов у детей школьного возраста / А.Н. Фокина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 286–290.
25. Хабарова, Т. Ю. Опыт применения фототерапии в индивидуальной работе психолога, / Т.Ю. Хабарова // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья, 2015. – № 59. – С. 60–66.
26. Шабшин, И.И. Восток-Запад. Управление эмоциями. Книга о психологии с восточным акцентом / И.И. Шабшин. - М.: Феникс, 2022. - 172c.
27. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: эмоции и чувства / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2020. - 156 c.
28. Шило, Т. В. Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка / Т..В. Шило // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). – Краснодар: Новация, 2017. – С. 48-51.
29. Яковлева, Е. В. Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее развитие ребенка / Е.В. Яковлева // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Международной научной конференции. 2016. № 6. – С. 67-70.