Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования одним из основных направлений, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанных с формированием знаний, умений и навыков, является произвольное формирование психических процессов, в том числе памяти.
Степень развития проблемы исследования. В разное время исследователи обращались к изучению особенностей развития памяти, а также эффективности психолого-педагогических условий, способствующих запоминанию и воспроизведению информации.
Отечественные ученые уделили большое внимание изучению связи между памятью и мышлением. В своей работе «Проблемы психологии памяти» А.А. Смирнов отмечает, что «память и ее процессы зависят от действительности личности, а также сами по себе действуют как активная мнемоническая деятельность» [1, с. 110]. Были и сторонники ассоциативной теории, например, И.M. Сеченов. Он дал научное обоснование принципу ассоциаций: «воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, возникающих в результате реальных объективных связей объектов и явлений» [23, с. 66].
Проблему формирования и развития памяти изучали и посвятили ей свои труды многие отечественные и зарубежные психологи, такие как П. П. Блонский, Л. В. Занков, Л. С. Выготский, В. С. Мухина, Г. А. Урунтаева, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Р. С. Немов, Л. Д. Столяренко и др. Они считали необходимым использование на занятиях средств и приемов для эффективного запоминания у детей.
Постоянное совершенствование и изменения в сочетании со стандартами учебной программы увеличивают объем знаний, необходимых для обучения школьников. Школьники должны не только сохранять и понимать полученную информацию, но и уметь ее воспроизводить. В связи с этим часто учителя и родители указывают на плохую память младших школьников.
Плохая память у младших школьников приводит к снижению успеваемости, что часто приводит к недисциплинированности, агрессии и другим эмоциональным и межличностным проблемам у детей.
Память как процесс - это многоаспектная категория, и существует множество различных подходов к ее изучению. Изменчивость исследования при изучении памяти отражается в различии в её определения.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности памяти в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: процесс развития памяти в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: методы диагностики и развития памяти детей младшего школьного возраста.
Исходя из объекта, предмета, цели исследования определили следующие задачи:
1. Изучить содержание понятия «память» в психолого-педагогической литературе;
2. Выделить процессы и механизмы памяти;
3. Описать особенности развития памяти детей младшего школьного возраста;
4. Представить методики диагностики уровня развития памяти детей с ограниченными возможностями здоровья;
5. Составить методические рекомендации по развитию памяти детей младшего школьного возраста.
В работе были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение;
- эмпирические – тестирование, качественная и количественная оценка результатов, метод наглядного представления данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что систематизация данных о процессах памяти учащихся, выделены особенности памяти в младшем школьном возрасте.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что рассмотренные методические приемы диагностики и развития памяти у детей младшего школьного возраста могут быть использованы в непосредственной практике педагогов начальной школы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка используемых источников, включающего 39 наименований.
Глава 1 Психолого-педагогические основы процесса развития памяти у детей дошкольного возраста в ограниченными возможностями здоровья
1.1 Понятие памяти в психолого-педагогической литературе
Познавательная деятельность осуществляется с помощью определенных психических процессов. Основными процессами познания окружающего нас мира являются эмоции и восприятие. Эти процессы являются формами сенсорного познания посредством прямого взаимодействия органов чувств с объектами окружающей среды.
Впечатления и образы, возникающие на этапе сенсорного познания, составляют основу для реализации таких психических процессов, как воображение, мышление и память.
Воображение дает возможность трансформировать образы воспринимаемых предметов и явлений и создавать на их основе новые восприятия. Мышление дает возможность обобщать результаты познавательной деятельности, вникать в суть вещей и распознавать такие объекты и явления, которые существуют за пределами чувств и восприятий [3, с.54].
Мышление и воображение функционируют на основе материала, хранящегося в памяти человека. Память - это форма умственной рефлексии, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, что позволяет повторно использовать его в деятельности или вернуть в сферу сознания [12].
Образы объектов или процессов реальной действительности, которые человек воспринимал ранее и которые он мысленно воспроизводит, называются представлениями. Представления памяти - это воспроизведение объектов или явлений, которые когда-то более или менее точно влияли на органы чувств человека.
По мнению И.М. Сеченова, без памяти, впечатления и понимания у человека полностью исчезли бы по мере своего возникновения, оставив людей в положении новорожденного ребенка. Таким образом, память можно считать «хранилищем» личного опыта [2].
С данной точкой зрения соглашается и Е. Н. Соколов. Память есть отражение того, что было в прошлом опыте. Основано это отражение на образовании достаточно прочных связей на их актуализации и на функционировании в дальнейшем [10].
Для Л.С. Выготского рассмотрение феномена памяти было интересно с точки зрения его культурно-исторической концепции. Впервые экспериментальный метод был применен на познавательном процессе – памяти [9].
Жане П. на основе исследований проведенных Выготским Л.С., занялся дальнейшим рассмотрением вопроса происхождения памяти и пришел к выводу, что память является системой действий, направленных на запоминание, переработку и хранение материала. Социальная обусловленность всех процессов памяти была доказана во французской психологической школе. Также была установлена прямая зависимость памяти от деятельности человека [12].
Г. Эббингаузом были разработаны приемы и методы, с помощью которых возможно стало изучить законы и механизмы работы памяти, независимо от деятельности другого познавательного процесса – мышления. Прием этот назывался заучивание бессмысленных слогов. В дальнейшем данный прием позволил построить Г. Эббингаузу кривые запоминания материала, а также позволил выявить особенные характеристики механизмов ассоциаций. По исследованиям автора наиболее прочные запоминания остаются у человека от сильных впечатлений. Начиная с развития психологии как науки, ведутся исследования в области психических познавательных процессов человека, а именно процессов запоминания и воспроизведения какой-либо информации. Впервые попытка объяснения процессов и механизмов памяти была предпринята Аристотелем, который высказывал определенные принципы, указывающим на связь воспроизведения и запоминания [38].
Существует несколько основных подходов к классификации памяти.
Первая типология определяется характером умственной деятельности: образной, вербально-логической, двигательной и эмоциональной. Рассмотрим особенности каждого вида памяти.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Абрамова, Г. С. Общая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. – 2-е изд., стереотипное. – Москва: Инфра-М, 2020. – 495 с.
2. Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. - М.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1995. - 213 с.;
3. Богословский, В. В. Общая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / В. В. Богословский А. А. Степанов, А. Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 2001.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М. Педагогика, 1968. - 249 с.
5. Бордовская, К.В. Педагогика: Учебник для вузов / К.В. Бордовская А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2011. - 96с.
6. Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст] / Под ред. А.А. Смирнова. – М., 2007. – С. 48–49.
7. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волков. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.
8. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. – М., 1995. – С. 13–25.
9. Выготский, Л.С. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций: Память / Л.С. Выготский, А.Р. Лурия // Хрестоматия по психологии. - 2010.
10. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте: Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Л.С. Выготский. – М., 1979. – 342 с.
11. Гаврина, С.Е. Развитие памяти. Тесты для детей 5-6 лет / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. - М.: Академия Развития, 2007. - 18 с. (серия Детский сад: день за днем).
12. Жане, П. Эволюция памяти и понятие времени / П. Жане // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М. : ЧеРо, 2010. - С. 371–379;
13. Козаренко, В. А. Все о памяти и способах запоминания. Подборка статей сайта Mnemonikon за период 2002-2015 гг. - М., 2015. - 218 с. URL: http://mnemonikon.ru/kozarenko_1p.pdf (дата обращения 14.01.2023).
14. Леонтьев, А. Н. Развитие высших форм запоминания. Психология памяти: Хрестоматия / А.Н. Леонтьев // Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М. : ЧеРо, 2014. - С. 420–436.
15. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – М.: Academia; / 2003. – 231 с.
16. Матюгин, И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка / И.Ю. Матюгин. - М.: РИПОЛ классик, 2010. – 112 с.
17. Медведская, Е. И. Экспериментальная психология: учебно-методический комплекс / Е. И. Медведская. – Брест: БрГУ, 2020. – 209 с.
18. Методический сборник для педагогов. Технология развития памяти и мышления у детей. Самара. 2017. – 310 с.
19. Мухина, В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
20. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
21. Нуркова, В.В. Общая психология. Память.Т.3. / В.В Нуркова. //Под ред. Б.С. Братуся. М.,2006.
22. Педагогическая психология: учебное пособие / И. А. Баева и др. – 2–е изд., дополненное. – Санкт–Петербург [и др.]: Питер, Прогресс книга, 2020. – 496 с.
23. Подлиняев, О. Л. Эффективная память / О. Л. Подлиняев. - Иркутск: Иркут. гoc. унт, 2006. - 200 с.
24. Психология: учебник / И. В. Дубровина и др. – 17-е изд., стереотипное. – Москва: Академия, 2019. – 494 с.
25. Психология личности: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине / Учреждение образования «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова». – Витебск: ВГУ, 2021. – 191 с.
26. Психология развития / Грэйс Крайг, Дон Бокум. - 9-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2018. - 939 с.
27. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
28. Самохвалова, В.И. Возрастные и индивидуальные различия в запоминании разных видов материала / В.И. Самохвалова // Возрастные и индивидуальные различия памяти; под ред. А.А. Смирнова. – М., 1967. – 204 с.
29. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник / Л. Д. Столяренко. – Санкт–Петербург [и др.]: Питер, Прогресс книга, 2019. – 591 с.
30. Стародубцева, И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова. - М.: АРКТИ. – 2018. – 72 с. (Растем умными).
31. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; под ред. Г.А. Урунтаевой. – М. : Просвещение : Владос, 1995. – 291 с.
32. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / К.Д.Ушинский. - М.: Педагогика, 2009. - 277 с.
33. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. М.: Юрист, 2007. – 512 с.
34. Черемошкина, Л. В. Как развивать внимание и память ребенка / Л. В. Черемошкина. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 277 с.
35. Чуприкова, Н. И. Память как аккумулятор и носитель психического развития человека / Н. И. Чуприкова // Научно-методический журнал «Мир психологии». - 2017. - С. 15–22.
36. Чутко, Н. Я. Развитие памяти школьника / Н. Я. Чутко. – М.: Педагогика, 1992. – 192 с.
37. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
38. Эббингауз, Г. О. Психология памяти. Хрестоматия по общей психологии / Г. О. Эббингауз. - М.: 1979. - 96 с.
39. Эльконин, Д.Б. Детская психология, редактор-составитель / Б. Д. Эльконин. - 4-е издание. - М., Издательский центр «Академия» 2007.