Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное творчество, обобщающее представления о красоте, эстетических идеалах и народной мудрости, передающиеся из поколения в поколение. Через народное творчество ребенок знакомится с традициями, обычаями, бытом своего народа, приобщается к его культуре. Календарные песни – особая часть народного творчества.
Календарные песни богаты ритмами и повторами, специфическими формами, красками, доступны и интересны детям, что является основой для пробуждения и укрепления эмоционально-положительного отношения детей ко всему фольклору. Ценность детских календарных песен, как и всего народного творчества, определяется тем, что они через выразительные средства воздействуют на чувства ребенка, и действие это естественно, ненасильственно. Благодаря этому они доступны детям разного уровня развития, и каждый ребенок получает от этого удовлетворение и эмоциональный заряд. Они привлекают внимание детей, и поэтому могут быть использованы для развития ребенка: для восприятия эстетических установок и эстетической оценки, для развития чувственной сферы. Народное творчество способствует развитию творческих способностей личности. В этом смысле представляется важным проанализировать жанровые особенности детских календарных песен, что и явилось темой настоящего исследования. Все вышеперечисленное в совокупности определило ее актуальность.
Изучение содержательного богатства фольклора, которому большое внимание уделяли в своих исследованиях Н.В. Асафьева, А.В. Запорожец, М.М. Бахтин, В.Е. Гусев, А.С. Каргин, В.Н. Топоров, Н.А. Хренов, А.Ф. Крылова, Т.Я. Шпикалова, З. Косова и др., позволяет говорить о больших возможностях социально-психологического и педагогического воздействия на развитие и формирование личности, заложенных в нем.
Объект исследования: детские календарные песни.
Предмет исследования: жанровая специфика детских календарных песен.
Цель исследования: выявить жанровую специфику детских календарных песен.
Задачи исследования:
1. Изучить детские календарные песни;
2. Рассмотреть жанровую специфику детских календарных песен;
Методы исследования:
- изучение методической литературы,
- анализ литературных и интернет-источников,
Структура работы:
введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1 ЖАНРЫ ДЕТСКОГО КАЛЕНДАРЯ
Календарный фольклор впервые осмыслен как единая своеобразная текстовая структура в третьей четверти XIX века. В его основу легли обрядовые песни, посвященные этапам сельскохозяйственных работ, православным праздникам. Они проводились в определенные дни или периоды года и в них участвовали все жители села.
Распределение обрядов по периодам года неравномерно. В течение первой половины года, когда земледелец был полон беспокойства о судьбе будущего урожая, совершалось немалое количество охранительных обрядов. Во второй половине года таких торжеств было меньше, они носили в основном благодарственный характер. Значительные группы текстов хронологически приурочены к двунадесятым праздникам, которые в большинстве регионов России были связаны с началом важнейших сельскохозяйственных работ.
При переходе от взрослых «календарный фольклор упростился, принял формы, знакомые детям». Внешним проявлением процесса стал выбор текстов. Чаще всего дети пели песни, заклички (приговорки), обращались к растениям, животным и силам природы. Как правило, магическая функция в них была лишь косвенной. Более ярко это выражалось в призывах к полю или весне, которые содержали просьбы о будущем урожае.
Термин «детский народный календарь» впервые предложил Г.С. Виноградов. В дальнейшем он был принят современными фольклористами.
Показательно содержание календаря. Годовой цикл открывался обрядами, связанными с встречей весны. С 9 марта в большинстве регионов установился обычай выпекать ржаные лепешки в виде птиц. В Курской губернии в этот день пекут «куликов» — ржаные лепешки с изогнутыми крыльями и шаровидной головкой, с проходящей через середину шляпкой. Перед едой дети их «закликают». О.И. Капица так описывает обряд, происходивший в сельской школе: «В этом году (1904) во время большой перемены дети вынесли из класса несколько столов, поставили их в ряд перед окнами школы и посадили своих «куликов» на столы рядом друг с другом. Стали закликать такими словами:
Кулик-саморог
Полетел в огород,
Сломал палку,
Убил галку.
Галка плачет —Кулик скачет.
Потом дети начали закликать весну:
Весна красна!
На чем пришла?
На сошечке, на бороночке
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку.
Подобный обычай мы находим и у других народов. В Греции 1 марта дети ходят по дому с ласточкой, сделанной из дерева, в руках, возвещая начало весны. При этом они поздравляют друг друга и просят подарки. Вот текст народной песни в переводе Майкова:
Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
Как февраль ни злися,
Как ты март не хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик —
Все весною пахнет.
В Костромской губернии в 4-ю неделю Великого поста празднуется середокрестье - женщины пекут «кресты», а дети ходят по избам и поют так:
Половина говина (поста) преломилася,
Вторая за овин схоронилася,
Третья треснет.
Подай нам крестик —
Не режь, не ломай.
Лучше весь подавай.
Живой и динамичный праздник дети воспринимают как игру. При этом было очевидно другое отношение к пасхальным обрядам. В коллекции О.И. Капицы не так много записей пасхальных песен, потому что исследователь на тот момент считал их нехарактерными для детской среды. Вот пример текста песни, которую поют дети Костромской губернии в Егорьев день (23 апреля), когда первый раз выгоняют в поле скот:
Батюшка Егорий,
Спаси нашу скотинку
И в поле и за полем,
И в лесу и за лесом,
Волку да медведю
Пень да колода.
Ворону, вороне
Камешек дресвяный!
Батюшка Егорий, возьми свечку,
А нам, молодцам, дай по яичку.
Дети ходят по домам, где поют эту песенку и получают подарки от хозяев. Сохранение такого ритуала не случайно, так как ежедневные сельскохозяйственные работы начинались с того, что дети пасли скот.
К второй неделе, следующей за Пасхой, приурочивали «вьюницу» — ритуал окликания молодых. Войдя во двор, группа детей пела песню, прося пирога или хлеба. В. Н. Харузина отмечает, что для таких текстов характерна некая двойственность — в календарных песнях присутствуют элементы иронии и даже сатиры. В качестве примера она знакомит нас с песней, посвященной Дмитриевской (родительской) субботе:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Ветлугина Н. А. О теории и практики художественного творчества детей [Текст] / Н.А. Ветлугина // – Дошкольное воспитание, 2004. – с. 64.
2.Горшкова, Е.В. От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7 лет. [Текст] // Пособие для музыкальных руководителей ДОУ / Е.В. Горшкова. – М.: Издательство «Гном и Д», 2004. – с. 144.
3.Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития [Текст] Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. - М.: Линка-Пресс, 2001. – с. 224.
4.Дьяченко, О.М. Возможности образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками [Текст] / О.М. Дьяченко // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 3. с. 95.
5.Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно-одаренных детей. // Дошкольное воспитание. - № 8. -1993. - С. 46-51.
6.Квятковский А. Поэтический словарь. – М.: СЭ, 1966. – 375 с.
7.Кононова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников [Текст] / Н.Г. Кононова. – М.: Просвещение, 1982. – c. 96.
8.Куревин. О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М. - Линка-Пресс, 2003.
9.Петровский М. Метафора // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 1. А—П. - Стб. 434—437.
10.Словарь литературных терминов/ Ред. И сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. - М.: Просвещение, 1974. – 509 с.
11.Щербаков Н.А. От музыки к движению и речи (вып. 1,2,3,4) М. - Гном-Пресс, 2001.