Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Трансформация российского общества сопровождается большими изменениями всех социальных институтов. Наиболее острой проблемой, которая продолжает оставаться в современных условиях, является проблема сиротства, в том числе социального. Как и во все времена, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются сильно уязвимой социальной группой. Эти дети всегда занимали особое место в структуре социально незащищенных категорий населения. Статус социально незащищенных людей предоставлен им временно. Это осуществляется лишь до достижения ими совершеннолетия. При этом можно говорить о том, что социальные проблемы сопровождают их жизнь гораздо дольше.
Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не всегда в полной мере реализуют свои права. Отрицательный социальный опыт и эмоционально-психическая неразвитость оказывают большое влияние на всю
дальнейшую жизнь ребенка. Ребёнок, лишённый родительского попечения, находится на попечении государства. Существующая в РФ система работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, зависит от множества факторов объективного и субъективного характера.
Исследованием реализации социальной работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, занимались Н.М. Платонова, В.С. Мухина, И.А. Яковлева и др.
Цель работы: изучить реализацию социальной работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Объект исследования: социальная работа с детьми сиротами и детьми,
оставшимися без попечения родителей.
Предмет исследования: формы и методы социальной работы с детьми
сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Задачи:
1. Провести анализ понятия сиротство, причины сиротства и отсутствия родительского попечения у детей.
2. Рассмотреть детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как объект социальной работы.
3. Описать содержание социальной работы с детьми сиротами и детьми, без попечения родителей.
4. Предложить практические рекомендации по оптимизации социальной работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и специальной литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
1.1. Анализ понятия сиротство, причины сиротства и отсутствия родительского попечения у детей
Сиротство рассматривается исследователями как социальный феномен. В настоящее время проблемы развития детей, которые остались без
попечения родителей являются предметом активного исследования и обсуждения. Сиротство – это сложное социальное явление, которое имеет прямую связь с процессом становления и формирования детства в неординарных условиях. При этом развитие личности ребенка происходит в крайне неблагополучной ситуации. Ребёнок не имеет семьи и оторван от семейного воспитания. Тот ребёнок, который лишён родительского попечения, находится на попечении государства. Государство обеспечивает уход за такими детьми. Уход за детьми предусматривает передачу на воспитание государству. Также возможно усыновление или помещение ребёнка в соответствующее учреждение по уходу за детьми.
В настоящее время существует много видов социальной работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Подобного рода работа регламентируется соответствующей нормативно – правовой базой федерального и регионального уровня. Проблема продолжает оставаться чрезвычайно актуальной, поскольку насчитывают около 700 тыс. официально признанных по статистике детей сирот. Отдельно стоит вопрос о беспризорных детях, что позволяет говорить о необходимости социализации этой категории детей [10]. Общество не прекращает решать подобного рода проблемы. Речь идёт о проблемах, которые обусловлены ситуацией сиротства. Перед психологией, педагогикой и медициной стоит множество вопросов, поскольку именно эти науки являются наиболее социально ориентированными системными науками, способными решать острые социальные запросы.
Проблема сиротства включена в сферу научных и практических интересов медицины и психологии. Это произошло относительно недавно. Во времена второй мировой войны многие дети лишились своих родителей. С тех пор подобного рода проблемы решает государство и соответствующие государственные институты. В настоящее время также, по очень многим причинам дети остаются сиротами и без попечения родителей. Проблем у детей сирот всегда достаточно много[4]. Не смотря на все усилия со стороны государства, эти дети практически всегда отстают от своих сверстников в развитии. Они им уступают практически по всем показателям:
-эмоциональным;
-социальным;
-интеллектуальным и др.
Объяснить причины этого не сложно. Дети сироты и дети без попечения родителей лишены в жизни самого главного - семейной жизни и семейной поддержки. Дети сироты с детства испытывают проблемы в общении. С возрастом подобного рода проблемы у них лишь усиливаются. Психологи отмечают, что они чаще остальных категорий населения попадают в круг безработных людей. Среди них чаще случаются самоубийства. Более половины выпускников детских домов и интернатов ведут асоциальный образ жизни или попадают в криминальную среду. Специалисты уверены в том, что в России недостаточно системно работает институт усыновления. Статистика действительно отмечает, что вероятность усыновления резко снижается по мере взросления ребенка.
Тем не менее, институт замещающей семьи в нашей стране зарождается. Сегодня проблемы адаптации ребёнка сироты продолжают проявляться в том, что они не имеют опыта жизни в родительской семье. Практика показывает, что чаще всего в дальнейшем они испытывают большие трудности при создании собственной семьи и воспитании детей. Их собственные дети тоже часто попадают в группу риска.
Дети данной категории образуют две группы риска:
1. Дети, имеющие статус сироты.
2. Дети группа риска по социальному сиротству.
Дети группа риска по социальному сиротству также делятся на две подгруппы. К первой подгруппе относятся дети из неблагополучных семей. Их родители не работают, совершают противоправные действия, жестоко обращаются со своими детьми, не заботятся о детях, родители употребляют алкоголь, наркотики и др. Ко второй подгруппе относят детей с особенностями развития и инвалидностью. Они имеют нарушения интеллектуального и физического развития, хронические тяжелые заболевания и др. [24].
Неблагополучных семей достаточно много. В неблагополучных семьях риск часто связан с отказом от ребенка вообще и это нередко случается уже в момент рождения ребёнка. Родителей могут лишить родительских прав, поместить в места лишения свободы, дети могут сами уходить из семьи и др. В семьях, где имеются дети с особенностями развития и инвалидностью, риск связан с отказом от ребенка и помещением детей в интернатные учреждения в соответствии со спецификой заболевания. Это также часто ведет к ослаблению связей с семьей и фактическому сиротству. Практика показывает, что в этом направлении необходимо как можно лучше изучать опыт социальной работы с сиротами и совершенствовать эту работу.
В современной образовательной среде достаточно часто говорят о развитии образовательных технологий. В области социальной работы также проводятся многочисленные исследования, которые позволяют говорить о внедрении в воспитательный процесс при работе с детьми сиротами различного рода социальных технологий. В данном случае под технологией можно понимать наличие конкретных целей и получение гарантированного положительного результата, связанного с реализацией этих целей.
В настоящее время существует несколько основных социальных
технологий, которые активно используются при работе с детьми сиротами и детьми, которые остались без попечения родителей.
К ним относят следующее:
1. Диагностика.
2. Социальная адаптация.
3. Коррекция.
На сегодняшний день специфический опыт учреждений социального обслуживания не позволяет составить однозначно заданную программу
деятельности. Специалисты, работающие в данной области, самостоятельно адаптируют имеющиеся технологии к своей работе. Чаще всего социальные технологии адаптируются к условиям того учреждения, в котором они должны применяться. На практике часто изучают полученный опыт того, или иного учреждения подобного рода. Что в дальнейшем позволяет обогатить практику применения технологий социальной работы и оптимизировать их для более широкого круга специализированных организаций [12].
Практика показывает, что прежде чем применять в работе подобного рода технологии, необходимо более глубоко погрузиться в описание механизмов технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми,
оставшимися без попечения родителей. Для этого необходимо глубже изучать всю существующую нормативно – правовую базу федерального, регионального и локального уровня. При этом необходим глубокий анализ действующих нормативно-правовых документов, регламентирующих отношения в области социальной работы с детьми сиротами.
Таким образом, можно говорить о том, что сиротство разрушительно влияет на все эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой. У детей сирот нет выстроенных отношений с миром взрослых и
сверстников, что в свою очередь вызывает глубокие вторичные нарушения их физического, психологического и социального развития.
1.2. Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как объект социальной работы
Как уже было отмечено, у детей сирот даже при взрослении проблем взаимодействия с социумом не становится меньше. Выпускники казённых учреждений и интернатов, вступая в самостоятельную взрослую жизнь, сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом и др. у них отсутствует опыт взаимодействия с широким социумом. При этом у них часто возникают проблемы с организацией собственного свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и др.
Одной из главных задач, стоящих перед государством в отношении выпускников сирот, является обеспечение их социальной защищенности как результата реализации социальной защиты. Они, как и все остальные, имеют право на полноценную жизнь. Нужно ли говорить о том, что данная проблема относится к чрезвычайно сложным проблемам. Ребёнок, который остался без родителей. Или без их попечения, должен быть гораздо раньше готовым к самостоятельной жизни. У него нет поддержки со стороны значимых взрослых людей. У таких выпускников часто наблюдают неразвитый социальный интеллект и иждивенчество. Они недопонимают проблемы материальной стороны жизни. При этом практически у всех снижен уровень собственной активности и присутствует повышенная внушаемость. У них можно часто наблюдать отчужденное отношение к социальному миру [21].
Любая социальная работа с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, начинается с диагностики. Здесь можно отметить. что сегодня любого рода диагностика является чрезвычайно популярной технологией. Поскольку имеется возможность на практике получать конкретный результат по отношению именно к тому ребёнку, с которым эту диагностику проводят. Большой серьёзный вопрос здесь ставится при разработке необходимых диагностических материалов, которыми в основном занимаются психологи и педагоги – психологи. Чаще они используют уже готовые апробированные диагностические
Фрагмент для ознакомления
3
1. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. – СПб. Питер. - 2016. – 342с.
2. Вавилова, Л.Н. Коррекция девиантного поведения у воспитанников
детского дома: дис. канд. пед. наук [Текст] / Л.Н. Вавилова. – Калининград, 2015. – 152 с.
3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 4 т. [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2015. – 472с.
4. Гринёв, Е.А. Технологии социальной работы с девиантной молодежью [Текст] / Е.А. Гринёв // Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспектив: материалы III международной научно-практической конференции / под ред. И.А. Плоховой. – Ульяновск: УлГПУ, 2015. – 332 с.
5. Детская безнадзорность и беспризорность. проблемы, профилактика [Текст] / Материалы межрегион, науч.-практ. конф. – Ханты-Мансийск:
Полиграфист, 2015. – 341 с.
6. Дудкин, А.С. Технологии социальной работы с семьей и детьми: учебное пособие [Текст] / А.С. Дудкин. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2016. – 140 с.
7. Егорова, М.О. Профилактика сиротства – как актуальная задача
социальных служб [Текст] / М. О. Егорова // Социальная работа. – 2016. – No 5. – С. 13-14.
8. Иванова, Н.П. Адаптация детей в замещающей семье: пособие [Текст] /Н.П. Иванова, И.А. Бобылева. – М.: БФРГТЗ «Слово», 2015. – 325 с.
9. Иванова, Н.П. Основные законодательные и другие нормативно-
правовые акты РФ по защите прав ребенка: сборник-справочник [Текст] / Н.П. Иванова, Е.И. Рыбинский. – М.: Слово, 2017. – 425 с.
10. Козырева, А.М. На полпути от улицы к детдому [Текст] / А.М. Козырева // Российская газета. – 2007. – 16 сент. – С.9 – 11.
11. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] /А.Е. Личко. СПб.: Питер: Медицина, 2013. – 256 с.
12. Малярова, Н.З. Социальная защита детства: концептуальный
подход [Текст] / Н.З. Малярова // Социологические исследования. – 2015. – No 4. – С.45-58.
13. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика [Текст] / Л.В. Мардахаев. – М.: Юрайт, 2015. – 364 с.
14. Мельников, В.П. История социальной работы в России: учебное
пособие [Текст] / В.П. Мельникова, Е.И. Холостова. – М.: «Дашков и К», 2006. – 334 с.
15. Мустаева, Ф.А. Социальная педагогика: учебник для вузов [Текст] / Ф.А. Мустаева. – М.: Академический Проект, 2013. – 528 с.
16. Олиференко, Л.Я. Инновации в работе специалистов социально -
педагогических учреждений [Текст] / Л.Я. Олиференко; под. ред. Чепурных Е.Е., Шульга Т.И. , Быкова А.В. , М.: Полиграф сервис, 2016. – 264 с.
17. Организация работы органов социальной защиты : учеб. пособ. [Текст] /под ред. А.Н. Савинова, Т.Ф. Зарембо. – М.: Академия, 2016. – 321с.
18. Основы социальной работы: учебник [Текст] / отв. ред. П.Д. Павленок. –М.: ИНФРА-М, 2016. – 234 с.
19. Откуда берутся дети, оставшиеся без попечения родителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://isppp.site/portfolio/obpr/ (Дата обращения 16.01.2023).
20. Платонова, Н.М. Теория и методика социальной работы [Текст] / Н.М. Платонова. – М.: Академия, 2016. – 213 с.
21. Поповичева, Л.И. Социальная работа с детьми из неблагополучных
семей в ДОУ [Текст] / Л.И. Поповичева, М.Д. Масанова, Н.И. Федотова. – М.: Слово, 2015. – 401 с.
22. Пронина, А.Н. Исследование взаимосвязей между структурными
компонентами социализации и индивидуализмом личности детей-сирот
дошкольного возраста [Текст] / А.Н.Пронина // Мир психологии. – 2010. – No1. – С.45-51.
23. Фоминых, Е.С. Проблема виктимогенного потенциала в
феномологии сиротства – социальная депривация как фактор формирования
позиции жертвы [Текст] / Е.С. Фоминых // Вектор науки тольяттинского
государственного университета. Серия: педагогика, психология. – 2016. –
No3(26). – С.100-104.
24. Циткилов, П.Я. Технология социальной работы: учебное пособие [Текст] / П.Я. Циткилов. – М.: «Дашков и К», 2016. – 448 с.
25. Шахманова, А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста [Текст] /А.Ш. Шахманова; под ред. С.А. Козловой. – М.: Академия, 2015. – 192 с.
26. Шульга, Т.Н. Психологические основы работы с детьми «группы
риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки [Текст] / Т.Н. Шульга, Л.Я. Олиференко. – М.: Академия, 2016. – 234 с.
27. Юдина, А.И. Профилактика социального сиротства [Текст] / А.И. Юдина // Социальная работа. – 2016. – No 1. – С.11-12.