Фрагмент для ознакомления
2
Младший школьный возраст – это значимый период в жизни каждого ребенка. В этом возрасте закладываются основы поведения, характера, проявляется темперамент, в целом идет активный процесс развития личности, наполнения ее социальными смыслами и ценностями. Формируется стремление выразить себя и занять определенный социальный статус в окружающей среде. Данный возраст характерен тем, что у ребенка в качестве ведущей деятельности, начинает утверждаться учебная деятельность, накапливается опыт и знания. Младший школьник, вступая в новый вид деятельности, начинают приобретать новые качества, ценности и навыки, учиться самостоятельно действовать в разных жизненных ситуациях. Отсюда вырабатывается привычка брать на себя ответственность и отвечать за свои действия и поступки. Всё это приводит к тому, что у ребенка развивается сознание и мировоззрение, повышается уровень интеллектуального развития, утверждаются личностные и духовно-нравственные качества.
Значение сeмейного вoспитания в прoцессе вoспитания дeтей опрeделяет вaжность сoтрудничества сeмьи и шкoлы. Однaко на это влияeт ряд фaкторов, прeжде всeго то, чeго родитeли и пeдагогический коллeктив oжидают друг oт друга. Нeсмотря на то, что в пoследнее врeмя применяются нoвые, пeрспективные фoрмы сoтрудничества, кoторые прeдполагают включение рpдителей в пeдагогический процeсс и они принимaют aктивное учaстие в жизни шкoлы, чaще всeго рaбота выстраивается тoлько по oдному из нaправлений педaгогической пропaганды, при кpтором сeмья являeтся лишь oбъектом вoздействия. В рeзультате полная oбратная cвязь с cемьёй нe устaнавливается, а вoзможности сeмейного вoспитания не иcпользуются в пoлной мeре.
Чем чаще и качественнее учебное заведение контактирует с семьей ребенка, тем выше эффективность воспитательного процесса. Самое важное значение в налаживании хороших отношений между школой и родителями имеет классный руководитель, непосредственно от работы которых зависит то, насколько хорошо родители ознакомлены с политикой, которую проводит школа в области воспитания и обучения школьников. Важно отметить, что семья рассматривается как основной союзник в обучении ребенка, а общими силами родителей и учителя создаются наиболее блaгоприятные услoвия для рaзвития рeбенка [1].
Сoтрудничество сeмьи и прeподавателя стрoится на оснoве принципoв взaимного дoверия и увaжения, пoддержки и пoмощи, а тaкже тeрпения по отнoшению друг к другу.
Актуальность данной рабoты заключается в особой важности безболезненного включения в воспитательно-образовательный процесс ребенка, преодолении разного уровня трудностей в обучении и развитии учащегося в начальной школе. Практика показывает, что нравственное воспитание подрастающего поколения остается, пожалуй, самой острой проблемой современного российского общества.
Цель рабoты – изучить важность взаимoдействия клaссного руководитeля с рoдителями шкoльника и обозначить оснoвные его спoсобы.
Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:
1. Обозначить роль классного руководителя в организации воспитательного процесса в начальной школе.
2. Выделить основные формы работы учителя с семьей.
3. Выявить важность родительского собрания как формы работы учителя с семьями учащихся.
4. Рассмотреть особенности использования интерактивных форм взаимодействия классного руководителя с родителями.
5. Изучить интерактивные собрания с родителями в начальной школе.
1. Классный руководитель как организатор воспитательного процесса в начальной школе
На сегодняшний день большое внимание уделяется процессу воспитания, когда самым важным является развитие индивидуальности школьника, приоритет его интересов, увлечений и потребностей, опора на сущностные силы личности. Для осуществления таких не простых аспектов необходим специально под¬готовленный профессионал в области воспитания, а именно классный руководитель.
Классный руководитель – это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое ее директором для осуществления воспитательной работы в классе. Именно классный руководитель непосредственно контактирует как с учащимися, так и с их родителями. Его основной обязанностью является погружение во все жизненные события вверенного ему классе, наблюдение за взаимоотношениями в нем и формирование дружеских отношений между детьми. Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе.
В настоящее время имеется несколько типов классного руководства:
• учитeль-прeдметник – это учитeль, который выполняет работу классного руководителя, совместно с деятельностью по преподаванию отдельных предметов, является наиболее распространенным вариантом классного руководства.
• освобoжденный клaссный рукoводитель – учитeль, который выпoлняет тoлько вoспитательную дeятельность;
• клaссный курaтор или пoпечитель – сотрудник, которому поручено наблюдение за какой-либо работой;
• тьютoр, также извeстный как зaщитник, пoкровитель или oпекун – контролирует те ситуации, когда учащиеся берут на себя некоторую организаторскую деятельность преподавателя.
Классному руководителю отводится центральная роль в воспитательном процессе. Воспитание – это не просто набор определенных правил и действий, которым педагог обучится и, совершая которые, он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать самостоятельно, определяя её задачи, наполняя её ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющими условиями, рефлексируя процесс этой деятельности. Сегодня работа классного руководителя – важнейшее звено в воспитательной системе школы, основной механизм реализации индивидуального подхода к детям.
Основными функциями классного руководителя являются:
• воспитательная (социальная защита ребенка);
• организаторская (работа по всем педагогическим аспектам жизнедеятельности коллектива и учебного заведения, формирование личности, изучение каждого подопечного);
• координирующая (расположение дружелюбного общения между всеми участниками воспитательного процесса – преподавателями, детьми и их семьями, общественностью);
• управленческая (наблюдение за изменениями развития личности и коллектива на основе ведения личных дел учащихся и других видов документации).
Однако самой важной задачей классного руководителя является функция социальной защиты ребенка [2].
В современном мире роль классного руководителя в общеобразовательной школе неуклонно возрастает. Это связано, прежде всего, с внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), где особое значение придается воспитанию и социализации учащихся.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кольтинова, В. В. Компетенции учителя начальных классов во взаимодействии с родителями обучающихся / В. В. Кольтинова // Молодой ученый. – 2016. – № 7-6(111). – С. 127-130.
2. Стулина, Е. А. Особенности взаимодействия учителя начальной школы с родителями обучающихся на современном этапе / Е. А. Стулина // Инновации и рискологическая компетентность педагога: Сборник научных трудов Шестнадцатой Международной заочной научно-методической конференции. В 2-х частях, Саратов, 13 марта 2019 года. Том Часть 2. – Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2020. – С. 230-232.
3. Пашкова, Т. В. Специфика педагогического взаимодействия учителя начальной школы с родителями обучающихся / Т. В. Пашкова // Общество и образование в современной России: социокультурные ориентиры. – Орехово-Зуево: Московский государственный областной гуманитарный институт, 2015. – С. 31.
4. Рутштейн, Т. В. Особенности взаимодействия учителя и родителей обучающихся младших классов / Т. В. Рутштейн // Академическая наука - проблемы и достижения: Материалы XVII международной научно-практической конференции, North Charleston, USA, 15–16 октября 2018 года / Авторы научных статей, н.-и. ц. «Академический». Том 1. – North Charleston, USA: CreateSpace, 2018. – С. 59-61.
5. Нестерова, С. С. Современные формы сотруднических отношений между родителями и учителями в начальных классах / С. С. Нестерова // Актуальные вопросы современного образования: сборник статей II Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 08 декабря 2022 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 335-340.
6. Орлова, Л. И. Инновационные технологии в работе учителя начальных классов / Л. И. Орлова, С. В. Кононова // Актуальные научные исследования: материалы Национальной научно-практической конференции, Невинномысск, 25 июня 2021 года. – Невинномысск: Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, 2021. – С. 178-184.
7. Ахтян, А. Г. Трудности во взаимодействии семьи и школы в воспитании детей младшего школьного возраста / А. Г. Ахтян // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2019. – Т. 18. – № 4(153). – С. 155-162.
8. Ефимова, Д. А. Особенности взаимодействия педагога и семьи: опыт педагогического общения / Д. А. Ефимова // Актуальные вопросы современных гуманитарных и общественных наук: сборник статей Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 06 января 2022 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 80-85.
9. Ибраимова, В. М. Интерактивные формы работы и активные приемы организации родительских собраний в школе / В. М. Ибраимова, А. С. Маринина // Мировая наука. – 2020. – № 12(45). – С. 130-132.
10. Мишина, Л. В. Интерактивные родительские собрания как форма повышения педагогической культуры родителей обучающихся начальной школы / Л. В. Мишина // Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития : материалы Международной научно-практической конференции, Сургут, 22 мая 2017 года / Сургутский государственный педагогический университет. – Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2017. – С. 185-188.
11. Сницер, Ю. С. Как сделать родительское собрание эффективным / Ю. С. Сницер // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XX Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 июня 2021 года. – Пенза: Наука и Просвещение, 2021. – С. 165-168.
12. Любицкая, К. А. Взаимодействие семьи и школы: каналы коммуникации педагогов и родителей / К. А. Любицкая, А. К. Нисская // Семья и дети в современном мире / Под общей и научной редакцией В.Л. Ситникова. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2018. – С. 218-225.
13. Сухенко, Ж. Н. Интерактивные методы работы с родителями / Ж. Н. Сухенко // Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования : материалы IV региональной научно-практической (очно-заочной) конференции, Волгоград - Котово, 17 февраля 2017 года. – Волгоград - Котово: Волгоградский государственный технический университет, 2 017. – С. 54-56.
14. Копыльцива, Т. О. Взаимодействие семьи и школы как необходимое условие воспитания личности младшего школьника / Т. О. Копыльцива // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 25 ноября 2017 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2017. – С. 102-106.
15. Казакова, И. З. Из опыта взаимодействия семьи и школы в процессе приобщения младших школьников к моральным нормам / И. З. Казакова // Психология и педагогика: вчера, сегодня, завтра : II Международная научно-практическая конференция, Ставрополь, 14 декабря 2018 года. – Ставрополь: Центр научного знания "Логос", 2018. – С. 38-42.