Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Все те преобразования, которые происходят в течение нескольких последних десятилетий в России, предъявляют качественно новые требования к обучению и воспитанию детей. В современной образовательной среде чрезвычайно важно индивидуальное развитие и образование младшего школьника. Одной из главных целей образования является проектирование развивающей образовательной среды, которая способствует интеллектуальному, физическому и нравственному развитию младших школьников.
Начальная школа формирует у детей здоровый образ жизни и нейтрализует негативное действие внешних и внутренних факторов образовательной среды. Современная школа формирует устойчивую учебную мотивацию ребёнка, которая останется с ним до конца школьного обучения. Период обучения в начальной школе чрезвычайно важен для каждого младшего школьника. Проектирование образовательной среды для развития ребёнка младшего школьного возраста в образовательной организации является важной задачей для каждой образовательной организации.
Цель работы: изучить способы проектирования образовательной среды для развития ребёнка младшего школьного возраста в образовательной организации.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: проектирование образовательной среды развития младшего школьника.
Задачи:
1. Провести анализ понятий образовательная среда и проектирование образовательной среды.
2. Дать психолого – педагогическую характеристику младшему школьнику.
3. Описать организационно – педагогические условия проектирования образовательной среды для развития младшего школьника.
4. Предложить методические рекомендации по проектированию образовательной среды для развития младшего школьника.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ научной литературы, анализ специальной и психолого – педагогической литературы, сравнение, классификация.
Практические методы: анкетирование, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение. список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы проектирования
образовательной среды для развития младшего школьника
1.1. Анализ понятий «образовательная среда», «проектирование образовательной среды»
Под образовательной средой сегодня понимают психолого-педагогическую реальность и сочетание сложившихся исторических влияний. Прежде всего – это намеренно созданные педагогические условия и обстоятельства, которые направлены на формирование и развитие личности младшего школьника. Также – это специфичное системно образованное пространство, в котором реализуется взаимодействие субъектов образовательного процесса. Прежде всего, речь идёт об учителе начальных классов и младших школьниках [11].
Проектированием развивающей образовательной среды в начальной школе занимается учитель начальных классов. Педагог работает в соответствии с требованием государственного федерального образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Само введение ФГОС кардинально изменило отношения участников образовательного процесса в целом, начиная от ДОУ и заканчивая вузами.
По мнению исследователей, образовательная среда – это, прежде всего система. Находясь в поле конкретной образовательной среды, каждый ребёнок проявляет активный характер её познания, при условии, что у него сформирована учебная мотивация. В этом случае ребёнок проявляет активный характер познания и демонстрирует большой интерес к учебно – воспитательному процессу. Понятие образовательная среда рассматривают в узком и широком смысле слова. В широком смысле под образовательной средой понимают любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.
Прежде чем рассматривать проектирование образовательной среды в начальной школе, необходимо отметить роль ФГОС НОО в образовательном процессе школы. Каждая современная российская школа сегодня реализует Требования федерального нормативного документа – ФГОС. Ведущей целью ФГОС является ориентация школы на новые подходы в обучении школьников. в отличие от традиционного образования современная образовательная среда реализует системно – деятельностный и личностно-ориентированный подходы [23].
Прежде всего, это направлено на индивидуализацию образования. Ученик – главный субъект образования сегодня имеет возможность не только усваивать знания, но и постигать способы этого усвоения. Максимально в данном процессе возрастает роль мышления и деятельности младшего школьника. У ребёнка в учебно-воспитательном процессе развивается познавательная активность и творческий потенциал. Здесь следует обратить внимание на различие традиционного образовательного процесса и процесса, реализуемого в системно – деятельностном подходе. В традиционной образовательной модели учитель был транслятором знаний. Конечным образовательным результатом были предметные знания, умения и навыки (ЗУН), которые учитель формировал у ребёнка в ходе процесса обучения своему предмету.
В системно - деятельностном подходе учитель формирует предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты. предметные знания можно условно называть ЗУНами, которые педагог по - прежнему должен сформировать у каждого ученика. Отдельной группой выступают метапредметные образовательные результаты, под которыми понимают группы универсальных учебных действий (УУД), регулятивные, познавательные и коммуникативные. Все эти требования прописаны в «Портрете выпускника начальной школы».
Чтобы обеспечить достижение всего комплекса заявленных образовательных результатов в начальной школе, но прежде всего -личностных, учителю начальных классов необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы у младшего школьника появилась возможность развить свой интеллектуально - творческий потенциал. Подобного рода задачу обеспечит процесс проектирования развивающей образовательной среды младшего школьника. Проектирование развивающей образовательной среды позволит сделать образовательную деятельность школы более гибкой и более ориентированной на индивидуальные особенности воспитанников [2].
Школьная развивающая среда позволит не только получить новые образовательные результаты. Она позволит развить у ребёнка его личностный творческий потенциал. Какими бы ни были глубокими знания у ребёнка, если это получено лишь в ходе трансляции знаний учителя, ученик никогда не сможет перейти, от репродуктивных действий, к продуктивным. В свою очередь, у школьника никогда не получится проявить своё творчество, если его знания, умения, навыки и компетенции являются лишь репродуктивными, то есть, полностью повторяемыми действиями за учителем. Именно с этими целями учитель начальных классов проектирует в своём образовательном процессе творческую развивающую среду. Без учёта творческого потенциала каждого ребёнка сегодня невозможно успешно решать никакие образовательные задачи.
Психологи утверждают, что все дети способны мыслить творчески. Детская творческая способность представляет собой итог взаимодействия средовых и личностных факторов. Любая способность раскрывается и развивается благодаря среде. Она либо подавляет их, либо помогает им раскрыться. Развивающая среда и компетентное педагогическое руководство способны раскрыть во всей полноте творческий потенциал младшего школьника. В младшем школьном возрасте творческий потенциал рассматривается в психолого-педагогической науке как универсальная способность. По мере взросления детей эта способность приобретает специфические черты и конкретную предметную направленность.
Именно по этим причинам для школы чрезвычайно важным является вопрос проектирования развивающей среды. Чтобы учителю обеспечить развивающую среду при реализации учебно – воспитательного процесса, ему необходимо знать ответы на следующие вопросы [8]:
1. Каким должно быть содержание образования, чтобы оно отвечало задаче развития творческого потенциала детей.
2. Какие формы организации урочных и внеурочных занятий необходимо использовать для развития интеллектуально-творческого потенциала личности младшего школьника.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. – Казань: Инфо-М, 2014. – 122 с.
2. Афанасьев, В. В. Управление как объект педагогического исследования [Текст] / В. В.Афанасьев // Педагогика. - 2001. - N 5. - С. 12-17.
3. Бусыгин, А.Г. Педагогика глобальной экологии [Текст] / А.Г. Бусыгин. – Казань, Инфра – М, 2004. – 257 с.
4. Волкова, Л.В. Современные подходы к пониманию образовательной среды Л.В. Волкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 16-20. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 17.01.2023).
5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология мотивации и эмоций [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер - ЧеРо, 2002. – 451 с.
6. Дидковская, Н. Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н. Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 17.01.2023).
7. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута в начальной школе / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 17.01.2023).
8. Зимняя, И.А. Ценностно-мотивационные ориентации в современной России (К проблеме мониторинга качества образования) [Текст] / И.А. Зимняя. - М., 2000. - 88 с.
9. Занина, Л.В. возможности проектной технологии на уроках математики в начальной общеобразовательной школе / Л.В. Занина. – электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ.конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной;Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 60-64. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 17.01.2023).
10. Кетько, С. М. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности [Текст] / С.М. Кетько // Психологическая наука и образование. - No 1. - 2010. – с. 56 – 60.
11. Козин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека [Текст] / Э.М. Козин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. –. М.: Владос, 2000. – 346 с.
12. Климчук, В. А. Тренинг внутренней мотивации [Текст] / В.А. Климчук. – Санкт-Петербург. - Речь, 2005. — 76 с.
13. Кузьмина, Н.В. Понятие педагогическая система и критерии ее оценки [Текст] / Н.В. Кузьмина. – М., Инфра-М. - 2008. – 234 с.
14. Макклелланд, Д. Мотивация человека [Текст] / Д. Макклелланд. - Питер, 2007. – 672 с.
15. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. Пособие [Текст] / Л.М. Митина. - М., 2004. – 234 с.
16. Нарыкова, Г.В. организация развивающей образовательной среды начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО / Г.В. Нарыкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 131-135. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 17.01.2023).
17. Олпорт, Г. Становление личности: Избранные труды [Текст] / Г. Олпорт. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
18. Организация развивающей образовательной среды в начальной школе: электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – 408 с. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 17.01.2023).
19. Программы четырехлетней начальной школы. Проект «Начальная школа XXI века» [Текст] / Руководитель проф. Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана - граф, 2009. – 125с.
20. Роджерс, К.Р. Свобода учиться [Текст] / К.Р. Роджерс, Дж. Фритберг. – М.: Смысл, 2002. – 452 с.
21. Сластенин, В.А. Педагогика. Инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2007. - 567 с.
22. Суслова, Ю.Г. внедрение исследовательского образовательного модуля в практику начальной школы / Ю.Г. Суслова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 156-160. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 17.01.2023).
23. Холодная, М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная. - 2-е изд. перераб. и доп. - СПб и др.: Питер, 2002. – 264 с.
24. Черникова, Н.А. Основные направления педагогических исследований оптимизации процесса обучения [Текст] / Н.А. Черникова // Модернизация профессионального образования в условиях интеграции: проблемы обеспечения качества. - Изд-во СибАДА, 2005. - С. 48-50.
25. Шипулина, А.В. нравственные представления младших школьников на уроках литературного чтения: возможности формирования / А.В. Шипулина. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 211-215. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 17.01.2023).
26. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. — 365 с.
27. Ячменникова, Т.С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / Т.С. Ячменникова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. No5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 17.01.2023).