Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование индивидуальности у педагога определяет воспитание творческой личности
ребенка. Взрослый человек, ставивший выбор на педагогическую профессию, к моменту
осуществления такого выбора уже сформирован как личность и является
индивидуальностью.
Чем больше среди педагогов разнообразных личностей, тем вероятнее, что они разовьют в
детях многообразие разных и полезных индивидуальных качеств.
Каждый педагог имеет свой своеобразный стиль преподавания.
Преподавание это уникальный процесс формирования индивидуального стиля
руководства, работы с учениками.
Современная педагогика учит будущих педагогов быть разносторонними,
коммуникабельными, образованными. Но в таком многообразии требований к мастерству
преподавания теряются ценностные индивидуальные подходы. Учебные планы,
внеклассная работа, постоянные изменения в системе образования, отодвигают на второй
план главное - любовь к детям, внимательность, воспитание, индивидуальная работа с
детьми.
Тема курсовой работы актуальна в современное время, потому что работа по шаблонам
давно не эффективна. Педагоги индивидуальны точно так же, как и их ученики, поэтому
они должны не бояться разработать собственный стиль преподавания. Для этого все время
нужно искать новые подходы, разрабатывать новые методики, но стиль, как визитная
карточка, должен всегда оставаться с педагогом.
Цель курсовой работы: проанализировать особенности индивидуального стиля
деятельности педагога профессиональной школы.
Для достижения поставленной цели, следует решить задачи:
выяснить общее понятие слова «стиль», какое значение оно имеет в
преподавательской деятельности и какие функции в себе заключает;
2
изучить основные принципы, характеристики, механизмы стиля педагогической
деятельности;
определить значение и сущность «индивидуального стиля» деятельности педагога
профессиональной школы;
проанализировать функции и особенности индивидуального стиля педагога
профессиональной школы;
изучить классификацию индивидуальных стилей деятельности педагога
профессиональной школы.
1 Стиль, как неотъемлемая часть педагогической деятельности
1.1 Понятие «стиль» и соотношение типического и индивидуального в деятельности
педагога
Слово «стиль» в переводе с греческого языка означает орудие для письма, т.е. орудие
умственной деятельности.
С одной стороны, стиль создается человеком, а с другой - выступает способом какой-либо
активности (нецеленаправленной - поведения и целенаправленной - деятельности),
преобразующей среду.
Типическое - это воспитано обществом и в самом обществе, а индивидуальное -
сформировано у данного человека, что обусловлено его воспитанием, индивидуальным
развитием.
Типическим в деятельности педагога - характерное для определенной группы
профессионалов, которых объединяют, например, совместная творческая деятельность,
увлечение новой педагогической идеей и т.д. Типическими становятся те черты, которые
приобретаются педагогом в общении и совместной деятельности, являются характерными
для профессиональной и социальной среды, где вращается человек.
Индивидуальное - это характеристики, которые сам человек развивает.
В отечественной психологии отражен огромный опыт анализа индивидуального стиля
деятельности педагога.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности - характерная для данного педагога
система навыков, методов, приемов, способов решения ситуаций в процессе
педагогической практики. Комплекс индивидуальных особенностей педагога может лишь
частично удовлетворять профессиональным требованиям. В итоге образуется
индивидуальный стиль деятельности педагога - эксклюзивный вариант типичных для
конкретного педагога способов и методов работы в определенных условиях.
1.2 Основные принципы, характеристики, механизмы стиля педагогической деятельности
Стиль педагогической деятельности - это система способов, приемов деятельности,
манеры поведения педагога, проявляющаяся в разных условиях ее существования,
профессионально выработанная, но сопряженная с его индивидуальностью.
Универсальные принципы, представленные на рисунке 1, содержат в себе основные
советы, при помощи которых педагог должен организовывать эффективную работу.
Если стараться придерживаться этих принципов, то можно выработать неплохую систему
обучения, которая будет комбинированной, а не шаблонной. Чтобы чего - то достичь,
всегда нужно отталкиваться от основ.
Стиль обусловливается спецификой деятельности, индивидуально-психологическими
особенностями ее субъектов - учителя (преподавателя) и учащихся (школьников,
студентов).
Реализация этих принципов обеспечивает целостное развитие личности обучающегося по
индивидуальной траектории как субъекта жизнетворчества.
3
Особенности стиля преподавания легко распознать. Трудность в другом. Вопрос всегда в
том, чему именно следует подражать и что для себя позаимствовать.
Педагог должен учитывать особенности развития и восприятия ребенка и соотнося все эти
тонкости, учителю нужно подстраивать свой стиль педагогики. Дети по своей натуре
любознательные, разносторонние, впитывающие как губки, которые любят все яркое и
необычное.
2 Индивидуальный стиль деятельности педагога профессиональной школы
2.1 Сущность и структура индивидуального стиля деятельности педагога
профессиональной школы
Индивидуальность педагога как профессионала своего дела отображается в его стиле
работы. Обусловлено индивидуальных особенностей развития человека и степени его
профессиональной ком-петентности. Индивидуальный стиль — это тип
профессионального поведения, который позволяет по-максимому применять в своей
деятельности сильные личностные и профессиональные качества, при этом компенсируя
слабые стороны его темперамента и характера.
Индивидуальный стиль деятельности педагога профессиональной школы — это
совокупность требований к практике педагога и его индивидуальных свойств в разных
сферах.
Индивидуальный стиль педагога определяется с социально-педагогической позиции в
образовательном процессе, которая от уровня и включенности в социальную атмосферу,
от эмоций, от креативности и творчества. Творческая индивидуальность педагога
способствует индивидуальному стилю его деятельности, как система индивидуальных
методов и приемов решения педагогических ситуаций.
Педагоги, владеющей своей индивидуальностью, из многообразия учебных и
воспитательных задач выбирают одни и те же, но реализовывают по собственному
подходу.
Желание перенять педагогический опыт педагогов или воспитателей другими являются
бесперспективны и часто ведут к негативному итогу. Это связано с тем, что
психологическая составляющая педагога индивидуальна. Следует брать самое главное в
педагогическом опыте, осознавать и практически решать ситуации его творческой
индивидуальности.
2.2 Функции и особенности индивидуального стиля деятельности педагога
профессиональной школы
Индивидуальность педагога определяет систему его работы, ее оригинальность и
эффективность, мотива¬цию, собственную концепцию деятельности, особый подход к
решению педагогических задач, неповторимую манеру общения.
Формирование и самоформирование индивидуального стиля педагогической деятельности
рассматривается на практике как условие, содействующее персонализации личностной
индивидуальности учителя.
Также определяют еще несколько функций индивидуального стиля педагогической
деятельности — стимулирующую, компенсаторную, регулятивную,
психотерапевтическую, саморазвития, самореализации.
Определенные функции присущи и стилям учебной деятельности учащихся. Нахождение
субъективно удобного и конструктивного способа выполнения учебных действий и
операций содействует наиболее эффективному развитию и реализации учеником своих
возможностей.
В этой связи можно выделить две главные функции индивидуального стиля
педагогической деятельности: развивающую и самореализации.
4
Продуктивность определения индивидуального стиля деятельности педагога
профессиональной школы обусловлена полистилистическими характеристиками
образовательного пространства учебного учреждения, где каждый субъект это носитель
уникального стиля деятельности, а педагогическое взаимоотношение носит развивающий
характер.
2.3 Классификации индивидуальных стилей деятельности педагога профессиональной
школы
В процессуальном подходе индивидуальный стиль деятельности педагога
профессиональной школы — это формирование личной системы работы, основанный на
индивидуально-личностном потенциале.
Анализ индивидуального стиля деятельности педагога профессиональной школы,
основанный на функциях в профессиональной практике с обучающимися, определил
основные стили: коммуникатор, просветитель-интеллигент, организатор-воспитатель,
предметник-тренер, учитель-фасилитатор.
Главный критерий сформированности индивидуального стиля педагогической
деятельности — это уровень креативности, направленности педагога на активную
созидательную и преобразующую деятельность, его технологическая подготовленность.
Заключение
Индивидуальность педагога - выражение неповторимости, эксклюзивности, самобытности
личности человека в деятельности и его профессионального мировоззрения.
Формирование индивидуальности - определение способности к личностному развитию,
отдаче своих способностей на развитие других людей. Индивидуальность, целостность
личности профессионала обычно проявляется когда сочетается с высокой духовностью,
гуманистической направленностью. Индивидуальность педагога является основным
фактором формирования его авторитета у учащихся.
Педагоги постоянно находят оптимальные сочетания в способе стимуляции,
переориентации и мобилизации учащихся, гибко разрешая педагогическую ситуацию в
достижении конечных учебных и воспитательных целей.