Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство физического развития детей младшего школьного возраста. Подбирая определенные подвижные игры можно эффективно развивать и совершенствовать физические качества у младших школьников.
Подвижные игры представляют собой совокупность активных двигательных действий, объединённых сюжетом и направленных на достижения условной цели. Сюжет, правила игры определяют поведение играющих, регламентируют их двигательную деятельность. В подвижной игре ребёнок развивает себя не только физически, но и духовно, познаёт окружающую действительность, получает первоначальную подготовку в области общественного поведения.
Одним из важнейших способов развития физических качеств у младших школьников является игровой метод, соответствующий возрастным характеристикам и интересам детей младшего школьного возраста. Данное положение определило тематику данного исследования.
Цель исследования заключается в выявлении эффективности использования подвижных игр как способа развития двигательных качеств у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – процесс развития двигательных качеств у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – развитие двигательных качеств у детей младшего школьного возраста посредством подвижных игр.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование подвижных игр на занятиях в начальной школе будет способствовать успешному развитию двигательных качеств у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности развития двигательных качеств у детей младшего школьного возраста.
2. Составить комплекс подвижных игр, способствующих развитию двигательных качеств, и проверить его эффективность.
В качестве методов исследования использовались: теоретико-методологический анализ научной и методической литературы, педагогический эксперимент, методы оценки двигательных качеств детей, методы качественного и количественного анализа данных.
Экспериментальная база. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 126». Выборку составили 30 детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами образовательных учреждений на занятиях физической культурой в младших классах.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 5 таблиц, 3 рисунка, список используемых источников. Основной текст работы изложен на 30 страницах.
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Двигательные качества детей младшего школьного возраста и методика обучения
Для младшего школьного возраста ведущими видами движений являются (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.) [13].
Средствами являются упражнения, включен¬ные в программы по физическому воспитанию образовательных учреждений для I-IV классов: простейшие виды построений и перестроений; лазание по гимнастической стенке, канату, по наклонной скамейке в упоре присев, стоя на коленях; перелазание; удержание равновесия; ходьба; акробатические движения (кувырки, стойки, группировки, перекаты); движения народных танцев; висы [14].
Раздел гимнастические и акробатические упражнения: гимнастические упражнения без предметов и с разнообразными предмета-ми; упражнения в лазании; стойка на ноге; ходьба различными способами; упражнения из арсенала акробатики; танцевальные упражнения; упражне-ния на гимнастических снарядах; упражнения со скакалкой [14].
Раздел по легкой атлетике: ходьба различными способами; бег на короткие дистанции и равномерный бег; прыжки в длину и высоту; метание [14].
Раздел по лыжным гонкам: ходьба на лыжах; скольжение; подъемы и спуски; повороты; скользящий и ступающий шаг; передвижение; подъемы и спуски; повороты на лыжах; прохождение учебных дистанций [14].
Раздел по плаванию: погружение в воду, скольжение по воде, удержание тела на воде [14].
При планировании двигательного содержания следует учитывать степень физической нагрузки. При подборе упражнений для совершенствования основных видов движений учитывают возрастные особенности младших школьников, которые характеризуются недостаточностью развития мышечной силы, неустойчивостью сердечной деятельности, повышенным обменом веществ, несовершенством в координации, силе и быстроте движений, быстрой утомляемостью, низким уровнем волевых качеств, небольшим запасом знаний о своих двигательных возможностях.
В развитии основных видов движений происходит интересных аттракционах, знакомых ребенку танцах и плясках. Главной задачей учителя ФК является: создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, дифференцированный подход к оценке результатов его действий, предоставление возможности испытать приятное ощущение удовольствия от выполняемых им и другими детьми движений, а также радости от успехов товарища.
На подобных мероприятиях ребенок выполняет различные двигательные задания. Он ведет себя непосредственно. Раскованность и естественность использования двигательных умений и навыков обеспечивает выразительность, артистизм, эстетичность его движений.
При обучении детей младшего школьного возраста основным видам движений, по утверждению В.И. Ляха, уделяют процессу
обучения с воспитанием двигательных качеств [14].
В процессе обучения каждому двигательному действию, по мнению А.А. Семкина, выделяют три этапа [12].
На первом этапе (происходит начальное изучение действия), чему соответствует стадия формирования предпосылок усвоения двигательного действия на уровне умения [13].
На втором этапе осуществляется углубленное разучивание, чему соответствует стадия усвоения действия на уровне умения [13].
На третьем этапе происходит закрепление и дальнейшее совершенствование действия, чему соответствует стадия усвоения действия на уровне навыка [13].
Обучение двигательным действиям ребенка включает триаду: знания, умения и навыки [2].
На этапе знакомства с двигательным действием младший школьник или обучаемый формирует знания о действии, а затем овладевает действием в форме умения и, по мере его автоматизации - в форме навыка [5].
В теоретическом аспекте через двигательное действие знание представляет собой единство трех частей: ориентировочной, исполнительной, контрольно-корректировочной.
Итак, ребенок формирует знания о двигательном действии и пути его выполнения параллельно с овладением двигательным действием. Знание может формироваться путем наблюдения образца, например, исполнение технического приема спортсменом по телевизору, а, если данное действие сопровождается комментированием, то цена знания о двигательном действии многократно возрастает.
На практике учитель обращает внимание ребенка на элементы изучаемого действия, от которых зависит успешность его выполнения. Если, это прыжок, то внимание приковано к отталкиванию и приземлению. Если – бег, то к разгону и бегу по дистанции.
Выделенные нами опорные элементы при исполнении действия, называют «основными опорными точками (ООТ)», а их совокупность, составляющую программу действия, называют «ориентировочной основой действия (ООД)» [10].
Получив представление (зрительный образ двигательной задачи) о двигательном действии через показ и комментирование ребенок приступает к его освоению (накапливается двигательный опыт). В ходе выполнения движений ребенок получает информацию через ощущения (получается или не получается выполнить движение) [19].
Если движение у ребенка не получается, то
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аманатиди О.В. Подвижные игры. Учебное пособие / О.В. Аманатиди. - Армавир, 2021. - 69 с.
2. Борщай В.М. Активные игры для детей / В.М. Борщай – Ростов – на – Дону, 2021. – 210 с.
3. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. – М.: ФиС, 2012. - 76 с.
4. Виленская, Т.Е. Новые подходы к проблеме физического воспитания младших школьников / Т.Е. Виленская, Ю.К. Чернышенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 12 (46). – С. 11–15.
5. Гузик М. А. Игра как феномен культуры: учеб. пособие. - 2-е изд., стереотип. - Москва: Флинта, 2012. - 268 с.
6. Дмитриенко И.С. Подвижные игры как средство развития физических качеств у младших школьников. – М.: РГУ, 2021, с. 35.
7. Евпатов А.А. Роль подвижных игр для младших школьников на уроках физической культуры // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2015. № 2 (15). С. 81-82.
8. Куцаев В.В. Как учить физической культуре в школе // Физическая культура в школе. - 2013. № 7. - С.4 – 7.
9. Козлова Э.М. Укрепление здоровья учащихся посредством подвижных игр /Э.М. Козлова // В сборнике: Актуальные вопросы модернизации российского образования Материалы XIX Международной научно-практической конференции. Научный редактор И.А. Рудакова. 2014. С. 104-106.
10. Коняхина Г.П. Подвижные игры и игровые упражнения в учебном процессе школы: учебное пособие / Г.П. Коняхина. – Челябинск: Издательский центр «Уральская академия», 2014. – 276 с.
11. Макаров А.Л., Макарова Е.В. Командные подвижные игры на занятиях физической культуры // Материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава академии. 2013. С. 110-113.
12. Лях В.И. Физическая культура в основной школе: учеб. программа для учащихся 1–11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2020. –171 с.
13. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. – 2-е изд. – М.: Айриспресс, 2017. – 208 с.
14. Михеева Д.Ф. Роль подвижных игр в физическом воспитании школьников / Михеева Д.Ф., Михеев Э.Р. // Проблемы педагогики. 2019. № 6 (45). С. 78-81.
15. Можаров А.И. Комплексный подход к построению подвижных игр с целью формирования ЗОЖ // Материалы Международной научно-методическая конференции, посвященная 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. под редакцией А. Д. Гулякова, Р. М. Печерской. 2014. С. 343-345
16. Полтараусов В.В. Педагогическое значение подвижных игр в физическом воспитании младших школьников // Материалы научно-практической конференции, посвященной 35-летию института физической культуры и спорта ОГПУ. 2017. С. 177-186.
17. Степанова М.М. Подвижные игры как средство обучения элементам игры в баскетбол младших школьников / Степанова М.М., Степанов К.С., Шафикова М.В. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 8. С. 93-99.
18. Чиликанова Л.Г. Подвижные игры на уроках физической культуры младших школьников / Л.Г. Чиликанова // Наука и образование: новое время. 2014. № 1 (1). С. 258-259.
19. Шевченко Н.Ю., Корбакова Т.В. Роль подвижных игр в воспитании гармоничной личности // Сборник научных трудов SWorld. 2014. Т. 12. № 4. С. 75-78.