Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Актуальность темы нетрадиционных уроков как эффективной формы обучения, способной повысить школьную мотивацию и познавательный интерес детей, обусловлена тем, что в последнее время идет преобразование устаревших форм обучения, поиск новых и нестандартных подходов обучения, предпринимаются попытки уйти от тривиальных систем и программ. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования настаивает на эффективных и наиболее современных способах реализации и освоения образовательных программ.
Для решения поставленных задач современные школы оснащаются высокотехнологичным оборудованием, разработана система повышения квалификации педагогического состава, разработаны и представлены комплексы методических и учебных программ.
С развитием технологий формы образования также претерпевают изменения. Если от классно-урочной системы, предложенной Я. А. Коменским в XVII веке, нам пока не удается полностью уйти, то форм самих уроков с тех пор представлено множество. Попытки отстранения от стандартных уроков предпринимались в начале XX века, что привело к введению на тот момент еще экспериментальных форм обучения и позднее классификации уроков на традиционные и нетрадиционные.
Нетрадиционные занятия подразумевают нестандартные методы проведения уроков, приемы, формы и средства, которые позволяют ученикам нестандартно исследовать ту или иную область предложенной учителем науки. На сегодняшний день ученые-педагоги предлагают множество различных видов нетрадиционных уроков. Развитие проблематики эффективного урока подтверждается многочисленными и исследованиями педагогов.
Основоположником данного направления принято считать Подласого И.П., который в первую очередь определил понятие «Нетрадиционные уроки» и выделил 36 различных типов таких уроков. Cелевко Г.В. рассмотрел данное понятие немного иначе и обозначил основные отличия нестандартных уроков от стандартных. Корякина Н.И. в своих работах по образованию устойчивого развития опирается на необходимость изменения «общешкольной модели образования» за счет внедрения новых и нестандартных подходов преподавания.
Актуальность данного исследования также определяется тем, что Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин. Учащиеся сильно отличаются друг от друга своим природным способностям и не каждый учащийся способен освоить программу. Поэтому необходима такая реализация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия между учащимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех школьников, а подходом, который учитывает эти особенности, является индивидуализация. За последние 30 лет в школах сократились количество часов, отводимых на изучение предмета математика, в неделю на базовом уровне с шести до пяти часов. Остается в силе требование обучать детей на одинаковом уровне (все в итоге сдают ГИА на одинаковых условиях), но каждый ученик индивидуален, с этим связано неравномерное усвоение программного материала. Каждая педагогическая система говорит о необходимости применения нестандартных подходов к обучению школьников, однако школьная система целиком направлена и устремлена на среднестатистического ученика, а именно в обучении учащихся ориентируется на его уровень знаний, навыков и способностей, а учеба настроена на приобретение учеником этих способностей в четко определенные сроки
Проблема исследования: являются ли нетрадиционные уроки эффективным средством обучения математики учащихся начальных классов?
Цель исследования: теоретически выявить и обосновать эффективность использования нетрадиционных уроков математики в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности нетрадиционных уроков в современной школе
2. Определить особенности организации нетрадиционных уроков в начальной школе.
3. Разработать серию нестандартных заданий для урока математики в начальной школе
4. Разработать конспект нетрадиционного (интегрированного) урока математики в начальной школе.
Методы исследования: общенаучные методы, применяющиеся в современных гуманитарных науках: исторический и логический, системно-структурный, аналитический и синтетический.
Структура работы. Данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, библиографический список.
Глава 1. Теоретические основы организации нетрадиционных уроков математики в начальной школе
1.1. Сущность и особенности нетрадиционных уроков
Перед современным педагогом стоит немало задач. Обращаясь к ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, мы сталкиваемся с таким требованием, как «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности» [5].
Основываясь на данном требовании, мы можем сделать вывод о том, что отступление от традиционных подходов за счет разнообразия форм обучения способствует формированию познавательного интереса. Именно с этого момента стоит определить понятие «нестандартный урок». Впервые понятие нестандартного урока ввел Иван Павлович Подласый в середине 70-х годов XX в. Он определил нестандартный урок как «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру» [14]. Данное определение скорее относится к тому подходу, который классифицирует 2 формы уроков.
Работа по вопросу о новых формах уроков продолжилась в выделении определенных видов нестандартных уроков. И.П. Подласый выделил 36 различных видов. С введением данного понятия многие ученые-педагоги и преподаватели увидели потенциал в уроках нетрадиционного типа и продолжили развивать идею о внедрении новых методик и подходов преподавания. Позднее появились новые интерпретации и видения нестандартных уроков. Г.К. Селевко рассматривает нетрадиционный урок как «технологию», «основу для улучшения классических форм обучения, определяемых нетрадиционными структурами и методами» [13]. Такое определение скорее соотносится с первым подходом, который не разделяет уроки на 2 группы относительно стандартности – нестандартности. В таком случае необходимо выделить критерии, которые помогут отличить две формы уроков.
Чтобы наиболее точно разграничить данные формы, можно выделить признаки нетрадиционного урока. К таковым относятся:
1. Выход за пределы традиционных технологи и методик, внесение нового в сам процесс обучения, а не только в его содержание.
2. Использование материала, который может быть не предусмотрен какой-либо стандартной программой.
3. Сочетание различных форм обучения.
4. Может проводиться в нестандартном месте или в специально оформленном классном помещении.
5. Использование непривычного для традиционного урока оборудования, ИКТ-оборудования, материалов.
6. Требует особой предварительной подготовки от преподавателя, а иногда и от обучающегося [10].
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Байрамукова, П.У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2018. - 299 с.
2. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учебное пособие для вузов по специальности «Педагогика и методика начального образования» / А. В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 455 с.
3. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин / Учебное электронное текстовое издание. – Подготовлено кафедрой кафедре социальной безопасности. – Научный редактор: проф., д-р хим. наук, Г.Д Бухарова. – Екатеринбург, 2016. – 135 с.
4. Гаврилова, О. И. Формирование учебной мотивации младших школьников / О. И. Гаврилова // Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ как исследовательский центр. – 2019. – Т. 1. – № 1. – С. 25.
5. Егорова, Т.В. Особенности формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий на уроках математики / Т.В. Егорова, С.В. Митрохина / Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: Сборник статей XII Международной научнопрактической конференции «Артемовские чтения». – Пенза: Издательство ПГУ, 2018. – С.116-119.
6. Жилинская, А. Правила по математике. 1 - 4 классы. Наглядные схемы и таблицы / А. Жилинская. - М.: Эксмо, 2017. - 32 с.
7. Зайцев, В. С. Педагогические технологии: актуальность классноурочной системы обучения в современном образовании / В. С. Зайцев, Т. С. Дашдамирова // Эксперт года 2018 : сборник статей IV Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 15 сентября 2018 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. – С. 23-26.
8. Занков, Л. В. Развитие школьников в процессе обучения / Л. В. Занков. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 152 с.
9. Киселева, Ю. С. Особенности формирования учебных интересов младших школьников / Ю. С. Киселева, М. А. Ильина // Форум молодых ученых. – 2019. – № 6(34). – С. 596-600
10. Кулагина, И. В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения / И. В. Кулагина / Наука и школа, 2018. – №2. – С. 55 – 56.
11. Меньшикова, Е.А. Рефлексивный компонент активной познавательной позиции младших школьников / Е.А. Меньшикова / Начальная школа. – М.: Начальная школа и образование, 2018. – № 2. – С. 3- 6.
12. Педагогические условия развития интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности / Ю.В. Антипова, О.А. Борзенко. – Главный редактор: Ахметов Ильдар Геннадьевич. – Международный журнал молодой ученый. – 2017. – [сайт] / URL: https://moluch.ru/ (дата обращения 21.01.2023)
13. Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 / Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357). – [сайт] / URL: https://base.garant.ru/197127/ (дата обращения 03.01.23)
14. Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка как факторов формирования учебной успешности на этапе перехода из детского сада в начальную школу: монография А.И. Савенков, О.А. Айгунова, В.А. Кривова , Т.А. Павленко, Н.Б. Полковникова, 61 Т. Д. Савенкова; под научной ред. проф. И.А. Савенкова – М: Перо, 2017.- С 35-36.
15. Тестов, В.А. Обучение на социокультурном опыте как средство повышения мотивации к изучению математики / В.А. Тестов / Концепт. – 2018. – №1. – [сайт] / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenienasotsiokulturnom-opyte-kak-sredstvo-povysheniya-motivatsii-kizucheniyumatematiki (дата обращения 03.01.23)
16. Традиционные и нетрадиционные формы обучения и воспитания: учебное пособие / авт.-сост.: В.Г.Закирова, В.К. Власова, Л.Р.Каюмова, Э.Г. Сабирова. – Казань: Казан.ун-т, 2018 – 109 с.
17. Традиционные и нетрадиционные формы обучения и воспитания: учебное пособие / авт.-сост.: В.Г.Закирова, В.К. Власова, Л.Р.Каюмова, Э.Г. Сабирова. – Казань: Казан.ун-т, 2018 – 109 с.