Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Последние годы существенно возрос научный интерес к проблемам детской тревожности. Учеными разных направлений предлагаются разные подходы к определению сущности тревожности.
Как свидетельствуют экспериментальные исследования И.В. Дубровиной, В.И. Гарбузовым, А.И. Захарова, Е.Б. Ковалевой и других. В последнее время, тревожность дошкольников является наиболее распространенным явлением [13;16;17;20].
Повышенная тревожность влияет на следующие сферы психики ребенка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально- волевую, когнитивную.
Проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук - философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - одна из важнейших проблем нашего времени. Эта проблема смыкается с проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения [6].
Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [18]. Как известно, изучение дошкольных групп имеет свои традиции в психологии.
Несмотря на то, что дошкольной психологией и педагогикой немало сделано в этой области, многие вопросы все еще остаются недостаточно исследованными. У многих педагогов, воспитателей детских садов имеется дефицит знаний о развитии межличностных отношений в группах
дошкольников [3].
Актуальность изучения влияния тревожности на социометрический статус ребенка-дошкольника обусловлена тем, что многогранность изменений в старшем дошкольном возрасте во многом определяет последующее развитие личности и положение человека в социуме.
Проблема заключается в том, что существует противоречие между требованиями ФГОС ДО в части формирования личностных качеств и низким уровнем знаний особенностей взаимосвязи тревожности и социометрического статуса ребенка старшего дошкольного возраста.
Цель: изучение взаимосвязи уровня тревожности и социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников.
Задачи:
1. Проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме тревожности ребенка старшего дошкольного возраста;
2. Осуществить подбор психолого - диагностического инструментария для выявления тревожности, статусной позиции и социометрического статуса ребенка старшего дошкольного возраста;
3. Изучить особенности взаимосвязи тревожности и социометрического статуса ребенка старшего дошкольного возраста;
4. Разработать рекомендации для педагогов по преодолению тревожности.
Объект исследования: тревожность, социометрический статус ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников.
Предмет исследования: особенности взаимосвязи тревожности и социометрического статуса ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что тревожность и социометрический статус ребенка старшего дошкольного возраста взаимосвязаны между собой, а именно: если уровень тревожности ребенка высокий, то социометрический статус в группе сверстников у ребенка низкий.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение;
Методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии.
Анализ исследований различных авторов позволяет рассматривать факторы проявления детской тревожности как, с одной стороны врожденную, психодинамическую характеристику (А.И. Захаров, Н.Д. Левитов) и, с другой стороны, как условие и результат социализации (Н.В. Имедадзе, А.М. Прихожан, К. Хорни).
Вопросам взаимоотношений в дошкольном возрасте посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Д.В. Эльконин, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Я.В. Коломинский и многие другие.
База исследования:
Практическая значимость исследования обусловлена рядом факторов, а именно:
- адекватностью предложенной теоретической концепции актуальным задачам взаимосвязи уровня тревожности и социометрического статуса ребенка старшего дошкольного возраста;
- широкими возможностями использования разработанного и апробированного в ходе исследования теоретико-методического подхода для решения задач взаимосвязи уровня тревожности и социометрического статуса ребенка старшего дошкольного возраста.
Научная новизна исследования состоит в изучении взаимосвязи уровня тревожности и социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников.
Структура работы: введение, где раскрывается суть нашей работы, основная часть, состоящая из двух глав и шести параграфов, заключение и список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «тревожность» в психологии. Особенности тревожности .старшего дошкольного возраста
В психологической литературе можно встретить разные определения тревожности, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.
Многие ученые и исследователи, занимающиеся проблемой тревоги, – например, Фрейд, Гольдштейн и Хорны – единодушно утверждают, что тревога это расплывчатое опасение, и главное отличие страха от тревоги заключается в том, что страх представляет собой реакцию на конкретную опасность, в то время как объектом тревоги является опасность неконкретная, "неопределенная", "лишённого объекта". [22]
Особенностью тревоги является чувство неуверенности и беспомощности перед лицом опасности. Природу тревоги легче понять, если мы зададим вопрос: на что направлена угроза, вызывающая тревогу? Чувство опасности при переживании тревоги не обязательно должны быть более интенсивными, чем чувство страха. но чувство тревоги охватывает человека на более глубоком уровне. Это угроза самой "сердцевине" или "сущности" моей личности. Мое самоуважение, чувство самого себя как личности, внутреннее чувство моей ценности – такими несовершенными словами можно описать то, почему угрожает тревога.
Р. Мэй предлагает следующее определение тревоги: «тревога есть недоверие к ситуации, когда под угрозой оказывается ценность, которая, по ощущению человека, жизненно важна для существования его личности»[5, c.120]. Это может быть угроза физиному существованию (угроза смерти) или же существованию психологическому (утрата свободы, бессмысленность). или опасность может относиться к еще какой-либо ценности, с которой человек отождествляет свое существование (патриотизм, любовь второго человека, "успех" и т.д.). Основанием для тревоги у каждого человека индивидуальны, поскольку они зависят от ценностей, на которые опираются люди. но всегда при тревоге человек чувствует что под угрозу поставлена какая-то ценность, жизненно важная для него существование и, следовательно, для сохранности его личности. Тревога назад лишена объекта, который она поражает основу психологической структуры личности которому строится восприятие себя отличным от мира объектов.
В психологической литературе термин «тревожность» достаточно
многозначный. Им определяют как определенное состояние индивида в определенное время, так и устойчивое свойство человека. Следовательно, различают ситуационную тревожность и личностную тревожность как черту личности, связанную с генетически детерминированными свойствами человека, обуславливающими постоянно
повышенный уровень эмоционального возбуждения, тревоги. По мнению
В. Файвишевского тревожность характера можно рассматривать как удовольствие парадоксальной потребности в отрицательных эмоциях[1].
По мнению Ю Тарновского [1], невротические проявления в поведении человека есть следствием нарушения ее адаптации к внешним условиям, что влечет за собой пограничные расстройства, которые наблюдаются на границе между нормами психической деятельности и «истинными» заболеваниями психики. К невротическим проявлениям относят неумение сосредоточиться, частые конфликты с окружающими, возбудимость раздражение, подавленность.
Таким образом, тревога может быть, как абсолютно нормальным выражением защитных реакций организма, стремление сохранить себя физически и психологически, так и случаются случаи, когда уровень тревоги становится несоответствующим уровню угрозы. Поэтому принято выделять два вида тревоги: нормальную и невротическую. Нормальная тревога является реакцией, которая адекватна объективной угрозе, не запускает механизм вытеснения или другие механизмы, связанные с интрапсихическим конфликтом, а вследствие этого человек справляется с тревогой без помощи невротических защитных механизмов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ананьев Б.Г.Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.
: Директ-Медиа, 2018. 134 с
2. Астапов В.М. Тревожность у детей. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2014. -
160с.
3. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы
и перспективы: сценарии// Дошкольное воспитание. — 2018. — № 8. — С. 96–107.
4. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы (в двух частях) /Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. - М.: АСТ, ВКТ. 2010.-405
5. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения// Вопросы психологии. — 2014. — № 1. — С. 122–127.
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр.
/ Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011. - 349 с.
7. Васильева Т.М., Прохоров А.О., Габдреева Г.Ш. // Хрестоматия психических состояний - М.: ПЕРСЭ; СПб.: Речь, 2014.- 608с.
8. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика- Синтез, 2016. — 72 с.
9. Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2018. – 496с.: ил. – (серия «Хрестоматия по психологии»)
10. Волкова И.П. Цель одна – дорог много: Проектирование процессов обучения. – М.: Просвящение, 2010.
11. Выгодский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Просвещение, 2011.- 190 с.
12. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожностив психологии / Г.Ш. Габдреева // Тонус. -2010.№5.
13. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка в семье. Советы психотерапевта// .- "КАРО" (2015).- 296 с
14. Десев Любен. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. — М.: Прогресс, 2019. - 51 — 52с.
15. Дубовик Е.Ю.Тревожность у детей дошкольного возраста: учебное пособие по спецкурсу по психологии «Тревожность дошкольников»; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2016. – 100с.
16. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология
//Академия.- 2013.-368с.
17. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб. : СОЮЗ, 2014- 448 с.
18. Исмагилова А. Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада// Вопросы психологии. — 2010. — № 5. — С. 65–72. ( введение и 1.2)
19. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2014. – 576с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
20. Кузнецова О.В. Взаимосвязь уровней тревожности и механизмов адаптации личности в период юности: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М.: Московский государственный педагогический университет, 2019. – 22 с.
21. Каплан Г.И. и Дж. Сэдок Клиническая психиатрия из синопсиса по психиатрии. – М.: Московский государственный педагогический университет, 2019. – 422 с.
22. Ковалева Е.Б. Психологическая защита личности: методические рекомендации / Иркутский государственный педагогический университет (Иркутск). - Иркутск : Символ, 2013. - 42 с
23. Коломинский Я.Л., Основы психологии – СПб.: ПЕР СЭ, 2011. – с. 178.
24. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Тревога и тревожность: хрестоматия. / сост. В.М. Астапов. – СПб.: ПЕР СЭ, 2018. – с. 75-84.
25. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь, 2016. – 192 с.
26. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник
. –– М.: Гардарики, - 2010. – 255 с.
27. Морено Дж. «Социометрия. Экспериментнальный метод и наука об обществе» М.: Институт общегуманитарных исследований, Инициатива, 2011. - 280 с.
28. Мухина Т. К., Репина М. А. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №9.
— С. 1267-1269.
29. Мэй Р. "Экзистенциальная психология" М.: Институт общегуманитарных исследований, Инициатива, 2015. - 160 с.
30. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. - 168 с.
31. Обозов Н.Н. «Психология конфликта» М.: Академический проект, 2010. – 158с.
32. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции - М. 2014. - 168 с.
33. Петровский А.В. Словарь. Общая психология // Энциклопедический словарь в шести томах. Том 1. / ред. и сост. Л.А. Карпенко. – М.: ПЕР СЭ, 2015. – 251с.
34. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2019. – 192 с.
35. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 2016 -144с.
36. Роджерс К.Взгляд на психотерапию. К.: PSYLIB, 2014.-187с.
37. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2016. – 490,
38. Смирнова Е.О. «Детская психология. Учебник для ВУЗов» — Педагогика, 2018. — 354 с.
39. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность: хрестоматия. / сост. В.М. Астапов. – СПб.: Пер Сэ, 2018. – С. 85-99.
40. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.: Академический проект, 2019. – 208с.
41. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога /Изд. 9-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 314с
42. Эльконин Д.Б. Психология игры. — Педагогика, 2016. — 304 с.
43. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа,методы— Педагогика, 2010. — 265 с.