Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Семья - первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста
направляет сознание, волю, чувства детей. От того, какие традиции, какое место занимает в семье
ребенок, будущий школьник, какая по отношению к нему воспитательная линия членов семьи,
зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный
опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в
обществе. Поэтому мы считаем необходимым изучить вопрос влияния семьи на формирование
готовности ребенка к школьному обучению, а также зависимость развития ребенка от характера
внутрисемейных отношений и от понимания родителями важности правильного воспитания в
семье. Сила влияния семьи в том, что она осуществляется постоянно, длительное время и в самых
различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в адаптации детей к
школьному обучению.
Глава 1. Понятие готовности к школьному обучению
Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе. Переход ребенка в
школу - качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением «социальной
ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л.С. Выготский назвал
«кризисом 7 лет». Результатом подготовки является готовность к школе. Эти два термина связаны
между собой причинно-следственными отношениями: готовность к школе непосредственно
зависит от качества подготовки
Ж. Пиаже выделил две важные характеристики мышления ребенка дошкольного возраста. Первая
касается перехода от дооперационного мышления ребенка дошкольного возраста к
3
операционному мышлению школьника. Он осуществляется благодаря формированию операций; а
операция - это внутреннее действие, ставшее сокращенным, обратимым и координированным с
другими действиями в целостную систему. Операция происходит из внешнего действия, из
манипулирования с предметами. Ж. Пиаже описал разные характеристики действия: внешние,
внутренние; необратимые, обратимые; сокращенные, выполняемые с символами,
осуществляемые с реальными предметами. Однако психологический механизм действия, его
структуру Ж. Пиаже не раскрывал (Смирнова 2009: 43).
Как указывает в своих разработках Гуткина Н.И., первые исследования психологических
особенностей детей, поступающих в школу, были опубликованы во второй половине XIX века в
работах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, А.П. Нечаева, Е.Н. Водовозовой и других. Готовность
детей к обучению в школе не выделяется как самостоятельная научная проблема и
рассматривается в контексте общих проблем возрастной и педагогической психологии, но при
этом само понятие «готовность к обучению школе» в данный период еще не использовалось. В
это время определилась сущность проблемы, связанная с началом систематического обучения и
возможностью детей усваивать знания. Термин «готовность детей к обучению в школе» получил
широкое распространение, благодаря работам Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева,
А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.П. Усовой и другим. Это понятие имеет
достаточно широкое содержание и отражает все аспекты индивидуального развития ребенка -
биологический, психологический и социальный. В зарубежных исследованиях понятие
«психологическая готовность к школе» отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей
(Г. Гетцер, 1936; А. Керн, 1954; С. Штребел, 1957; Я. Йирасек, 1970,1978 и другие). Американские
исследователи проблемы школьной зрелости в основном интересуются интеллектуальными
возможностями детей в самом широком смысле. Это находит отражение в применяемых ими
батарейных тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и
других психических функций. Во второй половине XX века в психологической науке определились
основные направления готовности к обучению в школе, в зависимости от выделяемого авторами
аспекта психологического развития ребенка. В настоящее время в психолого-педагогической
науке и образовательной практике понятие «психологическая готовность к школе» является
широко распространенным и активно используемым самыми различными специалистами:
дошкольными педагогами, школьными учителями, практическими психологами, социальными
педагогами. Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как
готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Исследование подготовки детей к
школе было начато непосредственно под руководством психолога-академика А. В. Запорожца.
Результаты работы неоднократно обсуждались с Д. Б. Элькониным. Оба они боролись за
сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного
этапа, за безболезненный переход от дошкольного возраста к младшему школьному (Гуткина
2004: 3-4).
Глава 2.Семья как социальный институт в формировании готовности ребёнка к школьному
обучению
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными
институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит
овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в
обществе. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы
поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.
В семье, как правило, нет жестко заданной системы взаимоотношений по вертикали, строгой
структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны. Степень тесноты контактов
4
между членами усугубляется отношениями родства, любви, привязанности, доверия и
ответственности друг за друга, отличается широким диапазоном проявлений, эмоциональностью,
открытостью. Семья для ребенка является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом
социального окружения (Куликова 1999: 6). С одной стороны, в семье ребенок бывает свидетелем
и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и
смысла. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим
реализмом. С другой стороны, семья представляет собой достаточно замкнутую общность
близких людей.
Роль семьи в воспитании ребенка не всегда выполняется «качественно». Это объясняется тем, что
одни родители не умеют способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не
могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелые болезни, потеря работы, аморальное
поведение и др.), четвертые просто не придают этому должного значения. Следовательно, каждая
семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями или воспитательным
потенциалом.
Также семья играет важную роль в формировании позитивного самоощущения ребенка. В
зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются
со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим,
доброжелательным или угрожающим.
Именно мотивационный компонент психологической готовности детей к школе оказывается в
большей зависимости от характера семейного воспитания и стиля родительских отношений.
Наиболее сильное отрицательное влияние на формирование мотивационной готовности
дошкольника к школе оказывают «потворствование» и «игнорирование потребностей ребенка».
Глава 3. Взаимодействие семейного и общественного воспитания при подготовке детей к школе
Тематика взаимодействия семейного и общественного воспитания отражена в трудах великого
педагога А.С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может
воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и
организующим началом должна быть школа как представительница государственного
воспитания. Школа должна руководить семьей». А. С. Макаренко подчеркивал необходимость
изучения жизни детей в семье педагогическими коллективами, выполнение этой задачи
открывало не только возможность улучшения быта и воспитания детей, но и возможность
влияния на родителей. [3, с. 78].
Позднее, в 40-60-е годы, тенденция доминирования дошкольного учреждения над семьей
сохранялась, но проблема «борьбы» семейного и общественного воспитания уже не ставилась так
остро. Как и ранее семья не являлась субъектом сотрудничества, а рассматривалась в большей
степени как объект воздействия со стороны дошкольного учреждения.
Уже в 60-70-е годы XX в. годы стало уделяться больше внимания, чем прежде сочетанию
общественного и семейного воспитания. В этот период проводились педагогические
исследования, с целью научного обоснования путей и средств, которые могли бы обеспечить
работу системы «школа-семья- общественность». Результаты данных исследований отражены в
работах И.В. Гребенникова, А.М. Низовой, Г.И. Легенького, Н.П. Харитоновой и других авторов,
именно в них начали использоваться такие понятия как: «педагогическое просвещение»,
«педагогическая пропаганда», «органическое сочетание
общественного и семейного воспитания родителей», «взаимодействие семейного и
общественного воспитания» и др.
5
Заключение
Можно сделать вывод, что роль родителей в подготовке детей к школе огромна, ее значение
трудно переоценить. Кроме этого родители, которые определили своих детей в театральные
кружки и подготовительные классы, могут адаптироваться успешней. А взрослые члены семьи
выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители без
взаимодействия с дошкольным учреждением, детского сада, могут обеспечить полную,
всестороннюю подготовку своего ребенка к школьному обучению, именно поэтому детей перед
поступлением в первый класс следует определить в подготовительный класс той школы. Как
правило, дети, не посещавшие детский сад, подготовительный класс, там, где ведется подготовка
детей к школе и разные творческие кружки практика показывает, что ребенку сложнее проходить
процесс адаптации.