Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что обучение детей с различными интеллектуальными нарушениями представляет собой серьезную психолого-педагогическую проблему, которая должна комплексно решаться на государственном уровне и в условиях каждой образовательной организации в отдельности.
Существующие на сегодняшний день инструменты, формы и методы обучения детей с различными интеллектуальными нарушениями не в полной мере обеспечивают качественный образовательный процесс. Однако в последние годы в процесс обучения детей с различными интеллектуальными нарушениями стали включать различные мультимедийные инструменты, которые являются эффективными для освоения данной категорией обучающихся различных сложных учебных предметов и отдельных тем, которые в традиционном формате усвоить очень сложно.
Обучение детей с различными интеллектуальными нарушениями математическим темам – процесс еще более сложный, поскольку для эффективного усвоения учебной программы требуется нормальное развитие всех психических процессов, в частности, мышления, которое соответствует возрастной норме, на основе которой выстраиваются учебные планы.
Однако у детей с различными интеллектуальными нарушениями данное качество отсутствует в той мере, которой достаточно для эффективного изучения математических тем, что вызывает необходимость применения дополнительных методов и инструментов организации педагогической работы.
Цель исследования – провести анализ принципов коррекционно-педагогической работы по формированию и совершенствованию знаний об обыкновенных дробях у обучающихся с интеллектуальными нарушениями с использованием мультимедиа тренажеров.
Объект исследования – знания об обыкновенных дробях у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Предмет исследования – принципы коррекционно-педагогической работы по формированию и совершенствованию знаний об обыкновенных дробях у обучающихся с интеллектуальными нарушениями с использованием мультимедиа тренажеров.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать мультимедиа тренажер как средство обучения детей с интеллектуальными нарушениями.
2. Рассмотреть программно-методические аспекты по формированию знаний об обыкновенных дробях.
3. Привести описание мультимедиа тренажера по формированию и совершенствованию знаний об обыкновенных дробях у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
4. Разработать проект мультимедиа тренажера по формированию и совершенствованию знаний об обыкновенных дробях у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, проектирование.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа теоретических аспектов коррекционно-педагогической работы по формированию и совершенствованию знаний об обыкновенных дробях у обучающихся с интеллектуальными нарушениями с использованием мультимедиа тренажеров. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой программы коррекционно-педагогической работы по формированию и совершенствованию знаний об обыкновенных дробях у обучающихся с интеллектуальными нарушениями с использованием мультимедиа тренажеров. Данная программа может быть использована в практике работы коррекционных школ, а также образовательных учреждений, имеющих инклюзивную среду.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗНАНИЙ ОБ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЯХ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИА ТРЕНАЖЕРОВ
1.1. Мультимедиа тренажер как средство обучения детей с интеллектуальными нарушениями
Школьники, имеющие интеллектуальные нарушения, в большинстве своем проходят обучение в специальных (коррекционных) школах (классах) VIII вида, где обучение ведется по специальным программам на основе АООП.
В качестве основных задач специального образования выступают :
– интеллектуальное развитие школьников, которое осуществляется посредством формирования навыков познавательной деятельности;
– развитие положительных качеств личности, умения правильно оценивать окружающих и самих себя, нравственного отношения к другим людям.
Кроме того, в качестве специфической задачи воспитательной работы в специальной школе выступает повышение регулирующей роли интеллекта в поведении обучающихся в разных ситуациях и в процессе осуществления различных видов деятельности .
Наличие интеллектуальных нарушений являются причиной формирования низкого уровня учебной мотивации у обучающихся, что связано с тем, что такие дети не имеют выраженного стремления получить знания и освоить различные умения. Это вызывает необходимость трансформировать роль обучающегося на уроке так, чтобы он перестал быть пассивным слушателем, а выступал в качестве в активного участника образовательного процесса .
Для того, чтобы достичь этой цели, важно применять специальные методы, приемов и инструменты педагогической работы, которые учитывают особенности психического развития детей с интеллектуальными нарушениями.
Наиболее эффективным методом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является применение в ходе образовательного процесса различных мультимедийных средств обучения, которые позволяют осуществлять воздействие на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на обучающегося с интеллектуальными нарушениями, значительно расширяя возможности восприятия им учебного материала .
Основной целью применения мультимедийных средств обучения является формирования комфортных условий реализации педагогического процесса, в которых обучающийся с интеллектуальными нарушениями чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Это повышает продуктивность образовательного процесса.
Мультимедийные средства представляют собой интерактивные технологии, которые позволяют одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, видеофильмами, анимированными графическими образами, текстом, речевым и звуковым сопровождением. Степень и время мультимедийной поддержки учебного занятия могут быть различными: от нескольких минут до полного урока .
В современной педагогической практике применяется три основных формы применения мультимедийных средств :
– иллюстративный, который используется для иллюстрирования слов учителя, а также может быть использован для проведения опроса или обобщении;
– схематичный, при котором в качестве базы педагогического процесса использование конструирования опорных конспектов или структурно-логических схем;
– интерактивный, который сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов.
Под мультимедиа тренажером понимается специфический способ представления учебного материала посредством использования различных компьютерных программ. Основной целью использования мультимедиа
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беркович, А.О. Мультимедийный урок в обучении и воспитании детей с интеллектуальными нарушениями / А.О. Беркович // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2022. – URL: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2022/07/19/multimediynyy-urok-v-obuchenii-i-vospitanii (дата обращения: 11.02.2023).
2. Дружинин, И.Д. Теоретические и методические основы изучения обыкновенных дробей / И.Д. Дружинин // Вестник науки. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-metodicheskie-osnovy-izucheniya-obyknovennyh-drobey (дата обращения: 10.02.2023).
3. Каун, Е.Н. Математический тренажер по теме «Дроби обыкновенные» / Е.Н. Каун // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2019. – URL: https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2019/09/18/matematicheskiy-trenazher-po-teme-drobi-obyknovennye (дата обращения: 10.02.2023).
4. Латышева, Н.А. Реализация требований ФГОС ООО при обучении теме «Обыкновенные дроби» / Н.А. Латышева // Видеоуроки. – 2013. – URL: https://videouroki.net/razrabotki/realizatsiya-trebovaniy-fgos-ooo-pri-obuchenii-teme-obyknovennye-drobi.html (дата обращения: 10.02.2023).
5. Мерзляк, А.Г. Математика. 5 класс. Учебник / А.Г. Мерзляк. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 298 с.
6. Мишагина, С.А. Мультимедийные тренажеры на уроках в начальной школе / С.А. Мишагина // Материалы научно-практической конференции «Современные образовательные технологии в начальной школе». – 2014. – URL: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-na-temu-multimediynie-trenazheri-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-308425.html (дата обращения: 10.02.2023).
7. Перова, М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида / М.Н. Перова. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001. – 408 с.
8. Пилюков, С.И. Методическая разработка раздела «Обыкновенные дроби». 5 класс / С.И. Пилюков // Инфоурок. – 2019. – URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-razdela-obiknovennie-drobi-1667847.html (дата обращения: 11.02.2023).
9. Судакова, С.Е. Использование мультимедийных тренажеров для развития познавательных компетенций у детей с ОВЗ / С.Е. Судакова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2017. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2017/11/04/ispolzovanie-trenazherov-dlya-razvitiya-poznavatelnyh (дата обращения: 10.02.2023).
10. Яковлева, М.И. Современные подходы к обучению математике школьников с интеллектуальными нарушениями / М.И. Яковлева // Образовательные технологии. – 2022. – № 8. – С. 59–68.
https://studcrm.ru/users/edit/id=146262/