Фрагмент для ознакомления
2
Тема курсовой работы является весьма актуальной, поскольку вопрос относительно организации и деятельности, а также определения места прокуратуры в современной системе органов государственной власти Российской Федерации вызывает ожесточенные дискуссии среди известных исследователей в области права. Прокуратура Российской Федерации выступает в качестве важнейшего органа, который непосредственно осуществляет надзор за исполнением действующего законодательства Российской Федерации всеми участниками общественных отношений.
В настоящее время контроль и надзор органами прокуратуры необходим в целях поддержания законности и правопорядка в российском государстве.
Предметом исследования является действующее российское законодательство, которое предусматривает понятие, организацию и деятельность прокуратуры Российской Федерации.
В качестве объекта курсовой работы выступают общественные отношения, возникновение которых происходит по поводу исследования понятия, организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют следующие основные методы: анализ, синтез, историко-правовой, сравнительно-правовой, наблюдение, индукция, дедукция и другие.
Новизна исследования заключена в том, что в работе предпринята попытка комплексного изучения действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего понятие, организацию и деятельность прокуратуры Российской Федерации.
В процессе написания курсовой работы была изучена и исследована нормативная база: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 года № 174-ФЗ, Федеральный закон от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
При написании курсовой работы были рассмотрены и использованы известные труды правоведов и ученых, среди которых можно выделить следующих: Кучинская Е.В. (исследование и изучение истории возникновения прокуратуры); Савелов М.А. (рассмотрение и изучение понятия, задач и принципов организации и деятельности прокуратуры); Чашин А.Н. (анализ и исследование функций прокуратуры Российской Федерации); Ястребов В.Б. (анализ и изучение актуальных проблем организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации) и другие.
Целью курсовой работы является исследование и изучение понятия, организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо рассмотрение и разрешение следующих задач:
1) определить и проанализировать историю возникновения и развития прокуратуры;
2) рассмотреть и раскрыть понятие и задачи прокуратуры;
3) исследовать и изучить принципы организации и деятельности прокуратуры;
4) рассмотреть и исследовать прокурорский надзор как основную функцию прокуратуры;
5) рассмотреть и раскрыть уголовное преследование и иные функции прокуратуры;
6) раскрыть и проанализировать актуальные проблемы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. История возникновения и развития прокуратуры
Необходимо обратить внимание на то, что появление такого органа как прокуратура произошло в российском государстве достаточно давно. Следует заметить, что учреждение прокуратуры в российском государстве произошло 12 января 1722 года. когда был принят со стороны Петра I соответствующий Указ об учреждении прокуратуры в российском государстве.
Такой орган был создан для того, чтобы осуществлять борьбу с преступлениями, которые носили должностной характера, а также с взяточничеством и казнокрадством. Кроме того, прокуратура была призвана осуществлять защиту интересов самодержавия.
В период правления Анны Иоанновны, а также в последующие годы прокуратура, по большому счету, бездействовала. Уже позже, а именно в 1741 году со стороны Елизаветы I соответствующим указом произошло восстановление деятельности прокуратуры как государственного органа, который осуществляет надзорные функции. Екатерина II в период своего правления значительно усилила местный прокурорский надзор.
Что касается деятельности прокуратуры в период правления Павла I, то в этот период времени произошло существенное ослабление прокурорского надзора, в частности, были сокращены штаты органов прокуратуры в государстве. В тоже время, прокуратуры продолжала осуществлять свою непосредственную деятельность.
В период правления Александра II в 1862 году со стороны Государственного Совета произошло принятие такого документа как «Основные положения о прокуратуре», где достаточно четко прописывались основные задачи, а также соответствующие полномочия прокуроров. Кроме того, указывалось и назначение прокуратуры, которое заключалось в наблюдении за точным и единообразным исполнением законов в российском государстве.
В 1864 году в российском государстве произошло проведение судебной реформы, в результате чего прокуратура превратилась в тот орган, который осуществлял обвинительную власть в государстве. Что касается общего надзора, который ранее осуществляла прокуратура в государстве, то фактически произошло его упразднение.
В период правления Александра III, а именно после того, как произошла революция в 1905 году, прокуратура становится органом, осуществляющим карательные функции. Кроме того, данный орган стал осуществлять политику массового террора против революционно настроенных масс. В качестве такого карательного органа прокуратура выступала вплоть до 1917 года, пока не произошла его ликвидация вместе с рухнувшим в государстве самодержавием.
Период проведения Новой экономической политики необходимо было создание государственного органа, который бы на самостоятельной основе осуществлял надзор за соблюдением законодательства в государстве. В соответствии с Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета произошло учреждение Государственной прокуратуры в составе Народного комиссариата юстиции. На этот орган возлагались определенные функции, в частности, осуществление надзора от имени государства, поддержания обвинения в органах судебной власти, контроль за деятельностью следственных органов и другие важнейшие функции.
В 1923 году произошло образование Прокуратуры Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик. Данному органу было предоставлено право законодательной инициативы, а также совещательного голоса в заседаниях высших органов власти. После 1926 года прокуратуре было предоставлено право осуществлять производство предварительного расследования в государстве, а также возможность определять правовой статус следователей прокуратуры, подчеркивая их процессуальную самостоятельность.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. 2020. № 57. Ст. 4509.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 года № 174-ФЗ (в ред. от 29.12.2022, с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023 № 447-ФЗ) // Российская газета. 2001. № 249; // Российская газета. 2022. № 251.
3. Федеральный закон от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2022 № 610-ФЗ) // Российская газета. 1995. № 229; // Российская газета. 2022. № 251.
4. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (в ред. от 21.12.2022 № 763) // Законность. 2022. № 57.
Научная и учебная литература
1. Бобров В.К. Прокурорский надзор Российской Федерации: учебник - М.: Юрайт, 2020. - 377 с.
2. Бозров В.М. Правоохранительные органы: учебник. - М.: Норма, 2018. - 589 с.
3. Брагин А.П. Прокурорский надзор России: учебник.- М.: Юрист, 2021. - 570 с.
4. Воробьева Н.А. Проблемы организации и деятельности органов прокуратуры на современном этапе. // Северо-Кавказский юридический вестник. 2019. № 4. С. 100-106.
5. Гриненко А.В. Правоохранительные органы: учебник. - М.: Юрист, 2020. - 551 с.
6. Зотов М.А. История становления Российской прокуратуры. // Контентус. 2017. № 11. С. 24-31.
7. Капинус О.С. Формирование правового статуса прокуратуры в системе национальной безопасности Российской Федерации. // Законы России. 2011. № 11. С. 21-29.
8. Кириллова Н.П. Прокурорский надзор Российской Федерации: учебник - М.: Норма, 2019. - 447 с.
9. Комарова Е.Е. Проблемы современной прокуратуры и пути их решения. // Молодой ученый. 2022. № 30. С. 34-36.
10. Кучинская Е.В. История возникновения, становления и развития российской прокуратуры. // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2014. № 2. С. 81-88.
11. Савелов М.А. Независимость органов прокуратуры как важнейший конституционный принцип их деятельности. // Бизнес в законе. 2014. № 2. С. 213-215.
12. Савенков А.Н. Прокурорский надзор Российской Федерации: учебник - М.: Дашков и К, 2018. - 487 с.
13. Сафина А.Р. История становления прокуратуры в России. // Вестник науки и образования. 2017. № 12. С. 69-71.
14. Соловьев А.А. Предмет прокурорского надзора за соблюдением экономических прав граждан Российской Федерации: понятие и содержание. // Российский следователь. 2013. № 3. С. 44-46.
15. Чашин А.Н. Правоохранительные органы: учебник. - М.: Феникс, 2017. - 517 с.
16. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор Российской Федерации: учебник - М.: Инфра-М, 2020. - 519 с.