Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Радиация опасна не только для пострадавших, но и для ликвидаторов радиационных аварий. Причем последствия таких аварий сказываются на людях и окружающей среде сотни лет. Поэтому у государства есть долгосрочные обязательства по поддержке жертв. Авария на Чернобыльской АЭС привлекла к себе первостепенное внимание, как крупнейшая катастрофа XX века на сегодняшний день.
Нередко многие люди, столкнувшиеся с этим бедствием, испытывают чувство беспокойства, вызывая тревогу, нервозность и депрессию. К сожалению, меры социальной защиты пострадавших зачастую оказываются неэффективными. При этом одной из основных проблем является отсутствие объективной и правдивой информации о реальных угрозах для населения.
Актуальность темы исследования. Начиная с XX века радиационно-технологическая промышленность продолжает развиваться. Атомные электростанции привнесли много положительных моментов в жизнь государства и простых граждан, но помимо положительных моментов они принесли и отрицательные последствия. Основанием для таких результатов является заражение обслуживающего персонала и населения района, проживающего вблизи станции. Также по историческим меркам в короткие промежутки времени произошло множество техногенных и радиологических катастроф, приведших к заражению территорий и населения. В связи с этим необходимо создать качественные методы социальной поддержки лиц, подвергшихся воздействию радиации.
Объект исследования составляют общественные отношения, возникающие по поводу социальной поддержки лиц, подвергшихся воздействию радиации.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права социального обеспечения, регулирующие вопросы социальной поддержки лиц, подвергшихся воздействию радиации.
Целью исследования является характеристика социальной поддержки лиц, подвергшихся воздействию радиации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть источники права, регулирующие отношения в сфере социальной поддержки лиц, подвергшихся воздействию радиации;
2.дать понятие и рассмотреть меры социальной поддержки лиц, подвергшихся воздействию радиации;
3.исследовать способы социальной поддержки лиц, подвергшихся воздействию радиации;
4.проанализировать меры социальной поддержки лиц, подвергшихся воздействию радиации;
5.выявить проблемные вопросы законодательства в области пенсионного обеспечения лиц, подвергшихся воздействию радиации, исследовать правоприменительную практику.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем социальной поддержки лиц, подвергшихся воздействию радиации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании социальной поддержки лиц, подвергшихся воздействию радиации.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка источников и литературы. Содержание работы изложено на 26 страницах машинописного текста. Библиографический список состоит из 9 источников.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ
1.1. Источники права, регулирующие отношения в сфере социальной поддержки лиц, подвергшихся воздействию радиации
В Российской Федерации используются три вида источников правовой информации. Первый тип источников - судебная практика. Вторым источником информации являются непосредственно законы и подзаконные акты. Третьим источником информации являются договоры и законы, подписанные на международном уровне.
Рассмотрим подробнее источники права.
Уточняя источники первого типа, стоит сказать, что социальная поддержка и защита населения осуществляется, в том числе, путем обращения в судебные органы. Большинство дел, связанных с социальной защитой, находятся в районных судах, причем большинство дел касается признания права на досрочную пенсию. Среди прочего, категории граждан, пострадавших в результате аварий на атомных станциях и других промышленных объектах, чаще всего выигрывают судебные процессы и реализуют свои права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Вторым видом источника социальной поддержки и защиты граждан, пострадавших в результате аварий на атомных станциях и других промышленных объектах, являются законы и подзаконные нормативные акты, принимаемые на государственном уровне. Рассмотрим их подробнее.
Конституция Российской Федерации .
Конституция РФ может считаться льготным законом в сфере социальной политики в силу того, что в ней закреплены основные принципы социальной поддержки граждан. Кроме того, стоит отметить, что именно Конституция РФ напрямую влияет на правовую систему в целом и социальное обеспечение в частности . Рассматривая правовые аспекты в сфере социального обеспечения граждан, пострадавших при авариях на атомных станциях и других промышленных объектах, необходимо разделить составляющие данной нормативной базы на несколько видов:
-нормы, регулирующие такие отношения на международном уровне;
-нормы, устанавливающие принципы социальной политики по оказанию помощи гражданам, пострадавшим в результате аварий на атомных станциях и других промышленных объектах;
-нормы, изменяющие правовое положение граждан, пострадавших в результате аварий на атомных электростанциях и других промышленных объектах.
Базовым законом, регулирующим социальную защиту лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ".
К национальным источникам относятся все нормативные акты, затрагивающие правовое положение граждан, пострадавших от техногенных или радиационных аварий. Например, это ФЗ №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеет определенное влияние на правовой статус граждан, охваченных системой социального обеспечения .
Следует отметить, что помимо самого Федеральных законов существуют подзаконные акты, обеспечивающие заполнение «пробелов» в законе. Поэтому в этой сфере существуют утвержденные Правительством РФ федеральные программы, в рамках которых осуществляются мероприятия по ликвидации последствий, связанных с радиационными авариями.
Правовые акты субъектов Российской Федерации подразделяются на два вида. Первый вид правовых актов - регулирование сферы социального обеспечения. Второй вид правовых актов отражает самостоятельные вопросы в сфере социального обеспечения и финансируется из местных бюджетов.
Коллективные договоры являются достаточно эффективным средством социальной поддержки и защиты работников и, помимо социальных аспектов, также решают вопросы, связанные с трудовой деятельностью.
Третьим источником информации являются договоры и законы, подписанные на международном уровне (международные нормативные правовые акты).
Во-первых, Декларация прав человека , статья 12 которой гласит, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение таким образом, который обеспечивает ему возможность реализовать достоинство и свободное существование. Из этого следует, что каждый имеет право на социальное обеспечение независимо от каких-либо показаний. Эта категория не может быть осуществлена в течение длительного времени, чтобы стать самостоятельным и устойчивым элементом рыночной системы. В особо тяжелых условиях такие граждане не могут жить самостоятельной жизнью до самой смерти. В связи с этим государство должно отдавать приоритет таким категориям граждан.