Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Чтение является одной из основных форм деятельности человеческой речи, выполняя важнейшие социальные функции, является инструментом познания, регуляции поведения, стимулирует развитие психических процессов, влияет на формирование личности. В последние годы наблюдается значительное увеличение числа детей с трудностями чтения, что приводит к значительным трудностям в обучении.
Проблема дислексии актуальна во всем мире. В России проблему нарушений чтения изучали Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, И.Н. Садовникова, М.Е. Хватцев и другие авторы. Исследования Р.И. Лалаевой показали, что в первые годы школы нарушения чтения наблюдаются у 62% учащихся. А. Н. Корнев отмечает, что дислексия наблюдается у 4,8% учащихся в возрасте 7-8 лет. В школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и умственной отсталостью дислексия выявлена в 20-50% случаев. У мальчиков нарушения чтения возникают в 4,5 раза чаще, чем у девочек. [10]
При выявлении дислексии в 1-2 степени по А.Н.Корневу, Р.И.Лалаевой, И.Н. Садовникова, чтение удается довести до уровня нормы у 82% детей. При выявлении на 3 степени это происходит в 46% случаев. И чем позже выявляются нарушения чтения, тем более выраженными они становятся, а исправление оказывается более длительным и трудным, а то и невозможным. Поэтому своевременная диагностика и коррекция дислексии в младшем школьном возрасте является актуальной.
Цель: Изучить особенности коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1.Рассмотреть особенности формирование развитие письменной речи в онтогенезе;
2.Изучить содержание понятия дислексия, особенности ее проявлений у младших школьников;
3.Проанализировать особенности оптической дислексии;
4.Диагностировать предрасположенность к дислексии у младших школьников;
5.Ознакомиться с направлениями коррекционно-профилактической работы.
Объект: Проявления дислексии у детей младшего школьного возраста.
Предмет: Коррекция дислексии у детей младшего школьного возраста.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Формирование развитие письменной речи в онтогенезе
Письменная речь – сложная форма умственной деятельности, которая развивается по определенным закономерностям и является овладением сложной символической системой знаков. Следует также отметить, что, во-первых, основу письменной речи составляют механизмы устной речи, а во-вторых, во время чтения последовательность графических знаков переводится во временную последовательность звуковых комплексов, а при письме происходит переход от последовательности звуков к последовательности графических знаков.
Формирование письменной речи в онтогенезе исследовали следующие авторы: М. Е. Хватцев, Н. А. Бернштейн, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский и др. Речь других людей является своего рода образцом произношения для детей. На этапе, когда ребенок еще не имеет доступа к артикуляции определенного звука, он вынужден заменить его другим звуком, который артикулярно близок и доступен. Поскольку такая замена может быть акустически удалена от слышимого образца, это стимул для поиска более совершенного и подходящего образца.
В. И. Бельтюков писал, что такой процесс отводит заметную роль слуховому восприятию, но важную роль играет и моторно-речевой анализатор. Слуховой анализатор становится функционально независимым, когда фонетическая сторона речи полностью сформирована, при этом звуки равны по степени сложности воспроизведения и различения. Одним из первых элементов развития письма у ребенка является появление первых зрительных образов. Таким образом, видимый ребенком жест можно рассматривать как первоначальный зрительный знак, который заключает в себя будущее письмо. При правильном выражении жест может являться письмом в воздухе, а письменный знак является закрепленным жестом.
За сенсомоторную основу психического развития А. Валон взял координации, возникающие между глазом и рукой, между слухом и голосом. Правильные обобщенные представления звуков языковой системы являются неотъемлемой частью реализации письма. Е. Хватцев отмечает, что важно установить связь фонем с обозначаемыми ими графемами. Наличие внутреннего звукового образа слова обеспечивает изоляцию звуков слов и установление их последовательности. [8]
Анализируя изучение письменной речи, можно понять, что письменная речь для маленьких детей является сложным навыком. Такая речь требует от ребенка быть произвольным в использовании речевых функций, которые он использовал непреднамеренно. Например, если ребенок очень красочно рассказал о случившемся с ним происшествии, ему будет очень сложно передать ту же информацию в письменном виде, при этом будут использоваться упрощенные предложения.
Формирование всех сторон речи существенно влияет на овладение письменной речью. Нарушения фонематического, грамматического, лексического развития, а также звукового произношения отражаются на письме и чтении. Рассматривая письмо как движущий акт, мы можем выделить две его стороны: двигательную композицию и семантическую структуру. Например, ребенок, начавший изучать грамотность, будет «рисовать» буквы как геометрический узор, в то время как ученик будет воспринимать букву как семантический рисунок, связывая ее со звуковыми образами.
Акт скорописи в сформированном виде, по Н. А. Бернштейну, включает в себя следующие факторы:
1. Общий тонический фон рабочей руки и осанки.
2. Монотонная и ритмичная вибрационная иннервация мышц предплечья, запястья и пальцев.
3. Округлость движения.
4. Описательная сторона письма (контуры букв).
Наблюдения Н. А. Бернштейна за движениями письма дают сведения о том, что движения кончика пера не совпадают с движениями кончиков пальцев. Именно такая схема движений вызывает наибольшие трудности у школьника. Исследователи также заметили, что школьники проходят через несколько этапов при обучении чтению и письму. Изначально для ученика характерно большое написание букв, из-за того, что такое письмо дает меньшую разницу между движениями кончика пера и движениями руки. Постепенно ребенок учится переносить зрительные и проприоцептивные коррекции на кончик ручки, у него появляется возможность непреднамеренно обеспечить кончику ручки любую траекторию движения. В этот момент размер написанных букв постепенно уменьшается.
Самое сложное – овладеть скорописью. Параллельно ведется работа над силой давления. Все это достигается путем длительных практик до подросткового возраста. На начальном этапе грамотности желательно получить представление об артикуляционном, акустическом, оптическом и кинетическом изображении слова Появление элементарных знаковых операций, как отмечал А. Н. Корнев, сообщается умением рисовать по замыслу. Чем больше деталей рисует ребенок, тем больше прогрессирует динамика освоения графических символов.
В работах Р. Е. Левиной говорится, что в дошкольном периоде формируется знание фонематического и морфологического состава слова. Эти знания будут способствовать обучению грамоте и правописанию в будущем. Период от 1 года до 5 лет, по мнению Н.П. Сакулиной, является временем овладения добровольной регуляцией движений рук. А. Н. Корнев отмечает, что именно рисование до 5-6 лет является единственной графической формой, доступной для передачи сообщений для детей.
В возрасте 6-8 лет зрительная система запоминает движение руки при написании той или иной графемы и начинает участвовать в контроле движений. Формирование такой способности свидетельствует о «школьной готовности» ребенка. Последним звеном в письменных операциях, по мнению
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воронина, Т. П. Дислексия, или почему ребенок плохо читает? / Т.П. Воронина. - Москва: Мир, 2015. - 468 c.
2. Горбачёвская. Логопедическая работа в школе. - М., 2007. - 162 с.
3. Ефименкова. Устная и письменная речь учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. - М.: Гуманитарий. редактор Центр ВЛАДОС, 2003. - 336 с.
4. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова - М.: Академия, 2006. — 320 с.
5. Коваленко О. М. Диагностика предрасположенности к оптической дислексии и дисграфии у детей с задержкой психического развития: ил. методика / худож. И. В. Персиянова. - М. : Коррекц. педагогика, 2004. - 127 с.
6. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва;. 2011. 285с.
7. Логинов. Особенности проявления дислексии и ее коррекции у младших школьников с умственной отсталостью: Учебное пособие / Под ред., - СПб., 2004. - 395 с.
8. Лубовский В.И. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. —2-еизд. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
9. Нищева, Н.В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 лет и с 6 до 7 лет). ФГОС / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 198 c.
10. Пинюгина Е. В. Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению дисграфии, дислексии у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Логопед в дет. саду. – 2004. - № 3. – С. 29-36.
11. PROчтение: дислексия в XXI веке. Сборник материалов IХ Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии (10 сентября 2020 г., Москва) [Электронное издание] / под общ. ред. О. А. Величенковой и А. В. Лагутиной. – Москва : Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2020. – 319 с.
12. Самодурова А. А. Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися, страдающими дислексией // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. -№ 5. – С. 30-34.
13. Сергеева Е. В. Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ОНР – это обучение и воспитание в логопедической группе // Логопедия. – 2007. - № 4. – С. 53-64.
14. Чиркина Г. В. Современные тенденции в изучении дислексии у детей // Дефектология. – 2005. - № 1. – С. 89-91.
15. Филичева Т.Б., Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина. Коррекция нарушений речи: учебное пособие. – М.:Изд. Просвещение. 2008. 40с.