Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что современное литературное образование, которое предлагают общеобразовательные учреждения, основано на проведении стандартизированного литературоведческого анализа произведений, который, в силу недостатка учебных часов, характеризуется как достаточно поверхностный и не предполагающий детализации и необходимой дифференциации методов и приемов проведения анализа.
Проведение уроков литературы в старших классах осложняется большим объемом художественного материала, который нужно изучить для полноценной подготовки к ЕГЭ. Существующие учебные программы наполнены литературным материалов, однако не предполагают выделение на каждый блок того количества часов, которые необходимы для подробного и детализированного понимания и анализа каждого художественного направления.
Учитывая, что в 11 классе школы изучаются литературные произведения XX–XXI веков, т.е. охватывается достаточно большой исторический период, а в это время существовало огромное количество различных художественных направлений, на каждое из них выделяется всего по несколько учебных часов, в рамках которых невозможно качественно усвоить учебный материал.
Исходя из этой ситуации, принципиально важно для учителя литературы выбирать наиболее эффективные методы и приемы изучения сложных художественных направлений, к которым, в частности, относится и модернизм, представленный рядом поэтических произведений, значимость которых для развития личности школьника очень высока.
Степень разработанности проблемы. В научной литературы существует множество исследований, посвященных модернизму как художественному направлению и его проявлению в литературе. Однако при написании курсовой работы выявлено недостаточно источников, которые касаются вопроса эффективного изучения модернистской литературы, в частности, поэтического текста, в рамках школьного образования.
Проблема исследования – в современных школах изучение модернизма осуществляется с позиций реалистического метода и, в результате, к символизму относят все, что символично в поэзии, что не может быть эффективно для понимания школьниками данного направления как самостоятельного.
Цель исследования – провести анализ проблемы формирования навыков анализа модернистского поэтического текста у обучающихся 11 класса.
Объект исследования – навыки анализа модернистского поэтического текста.
Предмет исследования – формирование навыков анализа модернистского поэтического текста у обучающихся 11 класса.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Раскрыть понятие о литературном направлении и описать концепцию модернизма в литературоведении.
2. Провести анализ учебно-методических комплексов по литературе для 11-х классов.
3. Выявить особенности анализа модернистских поэтических текстов.
4. Охарактеризовать методы и приемы формирования навыков анализа модернистского поэтического текста.
Теоретическую основу исследования составили такие работы как: «Анализ поэтического текста: структура стиха: пособие для студентов» Ю.М. Лотмана и «Подходы к анализу поэтического текста в процессе подготовки к итоговой аттестации по литературе в старших классах (из опыта работы)» М.И. Косиковой .
Гипотеза исследования: для проведения эффективного и качественного анализа обучающимися 11 класса модернистского поэтического текста необходима выработка специальных методов и приемов.
Методы исследования: анализ художественной литературы и поэтических текстов, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, исторический, хронологический, историографический, биографический, моделирование, проектирование, контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения модернизма как художественного направления, а также современного состояния изучения модернистских поэтических текстов на уроках литературы в старших классах. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения исследований в данной научной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена выработкой методов и приемов для качественного и эффективного анализа модернистских поэтических текстов на уроках литературы в старших классах. Данная разработка может быть использована педагогами как наглядное пособие на уроках литературы, посвященных данной теме.
Научная новизна исследования основана на всестороннем теоретическом и практическом рассмотрении проблемы применения методов анализа модернистских поэтических текстов на уроках литературы в старших классах на основе данных научной литературы и анализа учебно-методических комлексов.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе, «Теоретические основы изучения модернистских направлений обучающимся 11 класса», рассматривается понятие о литературном направлении и описывается концепцию модернизма в литературоведении, а также проводится анализ учебно-методических комплексов по литературе для 11-х классов.
Во второй главе, «Формирование навыков анализа модернистского поэтического текста у обучающихся 11 класса», проводится исследование особенностей анализа модернистских поэтических текстов, а также рассматриваются методы и приемы формирования навыков анализа модернистского поэтического текста.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОДЕРНИСТСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБУЧАЮЩИМСЯ 11 КЛАССА
1.1. Понятие о литературном направлении и концепция модернизма в литературоведении
Модернизмом в научной литературе называют систему трансформаций культурной жизни общества, которые происходили во второй половине XIX – первой половине XX века и были связаны с различными социальными и политическими изменениями. В частности, формирование модернистского направления искусства обусловили революционные события, а также тяжелое протекание двух мировых войн .
Надо отметить, что понятие «модернизм» было настолько объемным, что оно применялось для описания различных трансформационных процессов не только в искусстве, но и в сфере науки и философии .
Точкой отчета формирования модернизма исследователи называют разные события. Одни ученые считают, что он зародился в рамках реалистического творчества Гюстава Курбе, другие называют моментом его возникновения проведение Салона Отверженных, который состоялся в 1863 году и на котором Эдуар Мане представил свое произведение «Завтрак на траве» .
Однако ни у кого не вызывает сомнение, что модернизм появился во Франции и представлял собой целый комплекс различных направлений
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенов, В. Подвальный пост – модернизм / В. Аксенов. – Текст: непосредственный // Вопросы литературы: журнал критики и литературоведения. – 2014. – № 4. – С. 339–347.
2. Алтынина, Д.П. Формирование у старшеклассников умения анализировать поэтические тексты на уроках литературы: методология и практическое исследование / Д.П. Алтынина // Образовательные технологии. – 2020. – № 8. – С. 62–76.
3. Байбородова, Л.В. Обучение литературе в средней школе : метод. пособие / Л.В. Байбородова [и др.]. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 232 с. – Текст: непосредственный.
4. Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы : учеб. для студентов вузов / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; под ред. О. Ю. Богдановой. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2004. – 399 с. – Текст : непосредственный.
5. В мире русской поэзии: учебное пособие по обучению анализу русского поэтического текста: учебное пособие / сост. И.И. Толстухина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ), 2018. – 292 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=577928 (дата обращения: 12.01.2023). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст : электронный.
6. Гиршман, М.М. Анализ поэтических произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева : учеб. пособие для педагогических институтов / М.М. Гиршман. – М.: Высшая школа, 1981. – 111 с. – Текст: непосредственный.
7. Гореликова, М.И., Магомедова, Д.М. Лингвистический анализ художественного текста / М.И. Гореликова, Д.М. Магомедова. – М., 1989. – 360 с.
8. Гудысенко, М.И., Швабрина, В.В. Методологические подходы к формированию навыка анализа модернистского поэтического текста на уроках литературы в старших классах / М.И. Гудысенко, В.В. Швабрина // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2021. – № 10. – С. 100–112.
9. Гус, М.С. Модернизм без маски / М.С. Гус. – М.: Советский писатель, 1966. – 307 с. – Текст: непосредственный.
10. Дроздова, Я.В. О некоторых особенностях лингвистического анализа поэтического текста в школе (на примере лирики Н. С. Гумилева) / Я.В. Дроздова. – Текст: непосредственный // Детская книга в современном культурно-образовательном процессе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции Нижнетагильской государственной педагогической академии. – Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная педагогическая академия, 2009. – С. 198–201.
11. Дудова, Л.В. Модернизм в зарубежной литературе: рекомендовано УМО в качестве учебного пособия для вузов / Л.В. Дудова, Н.П. Михальская, В.П. Трыков. – 5-е изд. – М.: Флинта, 2004. – 237 с. – Текст: непосредственный.
12. Иванюк, Б.П. Поэтическая речь: сборник задач и упражнений / Б.П. Иванюк. – 4-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2021. – 520 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83446 (дата обращения: 12.01.2023). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст: электронный.
13. Исмагилова, З.М. Формирование умения у учащихся анализировать лирическое стихотворение / З.М. Имагилова // Материалы международной научной конференции «Проблемы и перспективы развития образования». – 2011. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/363/ (дата обращения: 23.01.2023).
14. Каганович, С.Л. Новые подходы к школьному анализу поэтического текста / С. Каганович. – Текст: непосредственный // Литература. – 2004. – № 6. – С. 2–6.
15. Каганович, С.Л. Обучение анализу поэтического текста. Методическое пособие для учителей-словесников / С.Л. Каганович. – М.: Методобъединение, 2006. – 93 с.
16. Касюк, Н.С. Филологический анализ поэтического текста: специфика работы / Н.С. Касюк // Текстолингвистика: проблемы идиостиля и анализа коммуникативно значимых элементов. – 2019. – № 5. – С. 73–76.
17. Колокольцев, Е.Н. Опыт анализа поэтического текста: И. Бродский «Бабочка» / Е.Н. Колокольцев. – Текст: непосредственный // Русская словесность. – 2011. – № 4. – С. 51–58.
18. Косикова, М.И. Подходы к анализу поэтического текста в процессе подготовки к итоговой аттестации по литературе в старших классах (из опыта работы) / М.И. Косикова. – Текст: непосредственный // Образование в современной школе. – 2016. – № 9/10. – С. 22–24.
19. Критический реализм ХХ века и модернизм / Акад. наук СССР. – М.: Наука, 1967. – 286 с. – Текст : непосредственный.
20. Купина, Н.А. Филологический анализ художественного текста : практикум / Н.А. Купина, Н.А. Николина. – 4-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2021. – 406 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83376 (дата обращения: 12.01.2023). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст: электронный.
21. Лебедев, Ю.В., Романова, А.Н. Программы общеобразовательных учреждений: программа литературного образования: 5–11 классы / Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. – М.: Просвещение, 2016. – 58 с. – Текст непосредственный.
22. Либман, З. Разрушители прекрасного: заметки о литературном модернизме / З. Либман. – М.: Знание, 1963. – 40 с. – Текст: непосредственный.
23. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста: структура стиха: пособие для студентов / Ю.М. Лотман. – М.: Просвещение, 1972. – 271 с. – Текст : непосредственный.
24. Лотман, Ю.Н., Гаспаров, М.Л. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман, М.Л. Гаспаров. – СПб.: Искусство СПб, 1996. – 846 с.
25. Лушпай, И.В. Анализ поэтического текста / И.В. Лушпай // Первое сентября. Открытый урок. – 2018. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/604882 (дата обращения: 24.01.2023).
26. Мадер, Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы : из опыта работы учителя в ст. кл. / Р.Д. Мадер. – М.: Просвещение, 1979. – 96 с. – Текст: непосредственный.
27. Маслова, Ж.Н. Методика лингво-когнитивного анализа поэтического текста / Ж.Н. Маслова // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-lingvo-kognitivnogo-analiza-poeticheskogo-teksta (дата обращения: 23.01.2023).
28. Модернизм // Искусствоед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре. – 2016. – URL: https://iskusstvoed.ru/2016/09/08/modernizm/ (дата обращения: 26.01.2023). – Текст электронный.
29. Особенности литературы модернизма. // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс. – 2018. – URL: https://myfilology.ru//137/1283/ (дата обращения: 26.01.2023). – Текст электронный.
30. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–11 классы (базовый уровень). 10–11 классы (профильный уровень) / Под ред. В.А. Коровиной. – М. Просвещение, 2007. – 43 с. – Текст непосредственный.
31. Рыков, А.В. Искусство модернизма: основные принципы / А.В. Рыков // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия «История». – 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo-modernizma-osnovnye-printsipy (дата обращения: 23.01.2023). – Текст электронный.
32. Современные проблемы реализма и модернизм / Академия наук СССР. – М.: Наука, 1965. – 615 с. – Текст: непосредственный.
33. Сопыева, О.Х. Исторические личности в формировании модернизма в современной литературе / О.Х. Сопыева, А.А. Маммедова. – Текст : электронный // Вестник науки. – 2022. – №9 (54). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-lichnosti-v-formirovanii-modernizma-v-sovremennoy-literature (дата обращения: 12.01.2023).
34. Такиров, С.У. Национальный характер постмодернистского произведения / С.У. Такиров. – Текст: электронный // Ученый XXI века. – 2015. – № 7–8 (8–9). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnyy-harakter-postmodernistskogo-proizvedeniya (дата обращения: 12.01.2023).
35. Тарланов, Е.З. Литература: анализ поэтического текста : учебник и практикум для СПО / Е.З. Тарланов. – 2-е изд., пер. и доп. – М. : Юрайт, 2022. – 237 с. – URL: https://urait.ru/bcode/494374 (дата обращения: 12.01.2023). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст: электронный.
36. Тимофеев, В.Г. Термин и понятие «модернизм» в англо-американском литературоведении. Ч. 1 / В.Г. Тимофеев. – Текст: непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9, Филология, востоковедение, журналистика. – 2014. – Вып. 1, март. – С. 93–100.
37. Тимофеев, В.Г. Термин и понятие «модернизм» в англо-американском литературоведении: (часть 2) / В.Г. Тимофеев. – Текст: непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9, Филология, востоковедение, журналистика. – 2014. – № 2. – С. 45-58.
38. Уринова, Н.Н. Анализ поэтического текста / Н.Н. Уринова // Свет солнца. – 2016. – URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/analiz-poeticheskogo-teksta/ (дата обращения: 20.01.2023).
39. Ушакова, О.М. Модернизм: о границах понятия / О.М. Ушакова // Вестник Пермского государственного университета. Серия «Российская и зарубежная филология». – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modernizm-o-granitsah-ponyatiya (дата обращения: 25.01.2023). – Текст электронный.
40. Черобай, Е.Н. Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературы / Е.Н. Черобай. – Текст: непосредственный // Русская словесность. – 2001. – № 4. – С. 21–28.
41. Чурляева, Т.Н. История отечественной литературы : учебное пособие / Т.Н. Чурляева. – Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2017. – 140 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=576180 (дата обращения: 12.01.2023). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст электронный.