Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы: на современном этапе развития в России происходят изменения в образовательных процессах: усложняется содержание образования, акцентируя внимание педагогов на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-произвольных нарушений. и двигательной сферы; на смену традиционным методам приходят активные методы воспитания и обучения, направленные на совершенствование познавательного развития ребенка. В этих меняющихся условиях педагог должен уметь ориентироваться в многообразии комплексных подходов к развитию ребенка, в широком спектре современных технологий.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это уникальные дети, к которым просто необходим индивидуальный подход. При работе с детьми с ОВЗ применяются самые различные технологии: например, технология разноуровневого обучения, здоровье - сберегающие технологии, игровые технологии, коррекционно-развивающие.
Грамотное и продуманное сочетание традиционных и инновационных технологий способствует развитию у детей познавательной активности, мотивации к обучению. В обучении детей с ограниченными возможностями здоровья основными являются традиционные технологии. Они помогают детям развивать и закреплять речевые навыки, развивают представления о числах, познавательную деятельность, мышление, память, а также способствуют развитию общего кругозора.
Но наибольший интерес у ребенка вызывают игровые технологии. Игра является одним из важнейших методов, способствующих полному и гармоничному развитию личности ребенка. Игра помогает развивать физические, эмоциональные, умственные качества. При правильном подборе игр, их последовательности и систематическом использовании можно добиться гарантированного результата в обучении.
Проблему игорной деятельности разрабатывали такие ученые, как
П.П. Блонский, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и другие.
Игровые технологии являются неотъемлемой частью технологий обучения. Главной и существенной характеристикой образовательной игры является наличие образовательной цели и соответствующего ей результата. Внедряя игровые технологии, педагог делает процесс получения новых знаний и навыков более увлекательным.
Актуальность темы обусловлена необходимостью разработки игровых технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих развитию и коррекции основных психических процессов, формированию универсальных учебных действий, социализации.
Объект: образовательный процесс дети с ОВЗ
Предмет: использование игровых методов в системе обучения детей с ОВЗ
Цель: проанализировать возможности использования игровых технологий, как средство развития детей с ОВЗ
Задачи:
1. сформировать представление о понятии игровые технологии: их роль и сущность;
2. изучить психолого - педагогическую характеристику детей с ОВЗ;
3. выделить особенности использования игровых технологий для развития детей с ОВЗ.
Методологические основы исследования составляют взгляды отечественных и зарубежных педагогов-психологов на проблемы развития мышления Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Б. Брушлинского,
В.Н. Дружинина, П.П. Блонского, и др.
Методы исследования: Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.
Структура курсовой работы: введение, две главы, список используемых источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Игровые технологии: сущность, классификация
Игры — отличный способ организовать группу людей для совместной деятельности, побудить человека к определенным действиям, повысить его мотивацию и взглянуть на рутинную работу под новым углом.
Точно так же «работают» игровые технологии в педагогике. Они помогают представить образовательный процесс как занимательное и интересное занятие, сохраняя при этом все его преимущества. Это неотъемлемая часть дошкольного, школьного и даже профессионального образования.
Игровые технологии обучения – это средства, методы и приемы, с помощью которых педагог:
- определяет ситуации, в которых должен оказаться ребенок, чтобы приобрести знания или полезный практический опыт;
- формирует обстоятельства, побуждающие учащихся к принятию самостоятельных решений - чтобы потом делать выводы, устранять ошибки;
- предлагает выбор - разные социальные роли и «маски», варианты решения проблем, которые позволяют лучше узнать себя, контролировать свое поведение и эффективнее справиться с трудным вопросом;
- создает среду для повышения мотивации за счет активизации воображения, азарта, групповой деятельности, «духа соревнования» [9].
Игра является важным аспектом интерактивного обучения детей. Он позволяет личности ребенка более свободно развиваться, раскрывая индивидуальность и реализуя природные способности и задатки. Играя, дети дошкольного и школьного возраста запоминают больше информации, лучше ее усваивают, учатся работать со своим рациональным мышлением и эмоциями.
Функции игровых технологий:
- Мотивация и самореализация. Дети добровольно сами выполняют задание, относятся к нему ответственно. С помощью игровых технологий можно пробудить у детей интерес к полезному процессу, развлечь их и вдохновить на новые свершения.
- Социализация. Игровые технологии помещают детей в среду, в которой они должны взаимодействовать с другими участниками. Безопасная и интересная среда помогает преодолевать ограничения и смущения, учиться понимать других, облегчать контакты и не бояться их.
- Коммуникация, в том числе межнациональная и межкультурные. Играя, детям легче понять людей, у которых мнение и принципы отличны от их собственных. Это способствует усвоению общих социокультурных ценностей цивилизации.
- Терапия и коррекция. С помощью игровых технологий можно решить сложную ситуацию, спроецировав ее на эмоционально комфортную и понятную ситуацию. Психологическая и поведенческая коррекция происходит естественным образом, помогая учащимся преодолеть асоциальное поведение, эмоциональные травмы.
- Диагностика. Игровые приемы облегчают учителю определение склонностей, особенностей личности ребенка. Это помогает в выборе эффективных методов обучения. Дети в игре максимально раскрывают себя, не скрывают истинных эмоций, что повышает точность психолого-педагогических диагнозов [11].
Игровые технологии их применение:
Игра полезна, если она максимально приближена к реальным ситуациям. Поэтому она должна быть интегрирована в образовательный процесс. Игровые технологии используются самостоятельно и в составе более общей и традиционной методики обучения.
Они помогают детям легче осваивать предметы учебных дисциплин, а педагогу или воспитателю легче контролировать и направлять процесс.
Однако метод игры необходимо уметь использовать, чтобы он имел эффект. Применение этих технологий в действии требует:
- заранее строить планы, цели и тщательно разрабатывать игровые компоненты - условия, образы, сюжет, процесс, общение между участниками;
- ставить перед участниками дидактическую задачу, но воспроизводить правила только в игровой форме;
- использовать учебный материал как средство игры;
- связать результат игры с выполнением учебной задачи - например, можно выиграть, качественно решив упражнение или выучив наизусть стихотворение;
- строить урок по правилам игры - от этого должны зависеть работа и поведение учащихся;
- ввести в учебный процесс элемент соревнования — это помогает перевести дидактическую задачу в игру [7].
При использовании игровых технологий важно решить, соответствуют ли они той или иной теме, предмету изучения, и следить за балансом между развлекательной составляющей и собственно изучением.
Виды педагогических игр
Каждая игровая технология состоит из отдельных приемов, то есть игр. Существует множество видов, что позволяет гибко выбирать средства обучения, гибко сочетать их с дидактическими приемами для более глубокого погружения в предмет. Игры классифицируются по нескольким критериям:
- по "ресурсам" участвующих в них воспитанников - игры могут быть умственными, физическими, комбинированными, эмоционально-психологическими;
- по типу педагогического процесса - коммуникативный, воспитательный, репродуктивный, познавательный;
- по виду и способу организации процесса - тестирование и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акатов, Л. И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л. И. Акатов. – Москва: Просвещение, 2004. – 276 с.
2. Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина; под общей редакцией Н. В. Лалетина; Сибирский Федеральный университет, Красноярск гос. пед. ун–т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – С. 71 - 95.
3. Александр, Михайлович Трещев Игровые технологии как условие развития детей. Педагогическое общество России, 2014.
4. Анфисова, С.Е. Игровая технология формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи / С.Е. Анфисова. - М.: Педагогическое общество России, 2014
5. Герасимова, О.Е. Игровые технологии как средство развития ориентировки в пространстве у детей 4-6 лет. ФГОС ДО / О.Е. Герасимова. - М.: Учитель, 2017
6. Егоров, П. Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями / П. Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 3. – С. 35
7. Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушина, И. А. Зайцевой. Изд–е 2-е, перераб. И доп. – Москва: ИКЦ “МарТ”; Ростов–на–Дону: Издательский центр “МарТ”, 2009. – 352 с.
8. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.
9. Казакова, Г.М. Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе / Г.М. Казакова. - М.: АРКТИ, 2010
10. Киселева, Н. А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развития / Н. А. Киселева, И. Ю. Левченко. – Москва: Коррекционная педагогика, 2005. – 210 с.
11. Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М. Крыжановская. – М.:Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 143 с.
12. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А. Р. Маллер. – Москва: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.
13. Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев // Российская академия образования. – Москва, 2008.
14. Петрова, Н. В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений во время игр / Н. В. Петрова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3. — С. 48-51.
15. Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Гусляковой Л. Г. – Москва: Социальное здоровье России, 2007. – 210 с.
16. Сергеева, И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации / И.С. Сергеева, Ф.С. Гайнуллова. - М.: КноРус, 2016
17. Томчикова, С. Н. Игровые технологии в ДОУ / С.Н. Томчикова. - М.: Флинта, 2015
18. . Турик, Л. А. Дебаты. Игровая, развивающая, образовательная технология / Л.А. Турик. - М.: Феникс, 2012
19. Турик, Л.А. Дебаты: игровая, развивающая, образовательная технология / Л.А. Турик. - М.: Феникс, 2012
20. Чернякова, Валентина Николаевна Игровые технологии в формировании звукопроизношения у детей 4-7 лет / Чернякова Валентина Николаевна. - М.: Сфера, 2018
21. Шаповал И.А. Специальная психология [Текст] : учеб.пособие / И.А. Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 224 с.