Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Формирование активной, творческой и самостоятельной личности в современной образовательной среде сегодня начинают с детского сада. Дошкольный возраст можно рассматривать как уникальный при формировании ребёнка как личности. Развитие ребёнка в детстве происходит очень быстрыми темпами. У него велика потребность быть самостоятельным. Проблему формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста рассматривали многие исследователи. Формирование трудолюбия у детей осуществляется, прежде всего, под воздействием окружающего мира.
Семья и дошкольная организация играют очень большую роль в развитии каждого ребёнка. Их совместные усилия способствуют всестороннему развитию и формированию трудолюбия у старших дошкольников. C педагогической точки зрения, необходимо чтобы формирование трудолюбия у детей проходило в ненавязчивой обстановке и в игровой форме. Для этого необходимо использовать соответствующие дидактические и методические материалы, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Объект исследования: воспитательно-развивающий процесс старших дошкольников.
Предмет исследования: формирование трудолюбия у старших дошкольников.
Цель работы: обосновать и разработать процесс трудового воспитания детей в семье.
Гипотеза исследования: процесс трудового воспитания детей в семье будет успешным, в случае использования родителями и педагогами дидактических и методических материалов, соответствующих требованиям ФГОС ДО.
Задачи:
1. Описать значение трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть особенности формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать организационно – педагогические условия влияния роли семьи в трудовом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
4. Предложить методические рекомендации для усиления влияния роли семьи в трудовом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, наблюдение, работа с документами.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение.
Глава 1. Теоретические основы изучения роли семьи в трудовом воспитании детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста
Значение и роль трудового воспитания в развитии личности ребёнка велики. От трудового воспитания детей зависит очень многое. В воспитательном процессе, независимо от того, какого возраста дети, всегда имеется достаточно много различных резервов. Над этими процессами работало и работает много исследователей в области педагогики и психологии. В психологии отражены психологические закономерности обучения и воспитания, позволяющие формировать личность ребенка на его разных возрастных этапах [2].
Радость труда – это могучая воспитательная сила для каждого субъекта. Ребёнок должен с детства глубоко пережить это чувство. Труд является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование. Осмысленный и полезный человеческий труд – это одна из многих сфер жизнедеятельности субъекта. В труде реализуется богатство всех человеческих отношений. Воспитать у человека любовь к труду достаточно сложно. В трудовой деятельности развивающийся субъект видит важнейшее средство самовыражения и самоутверждения.
Проблемой формирования активности и самостоятельности в детском возрасте занимались многие известные психологи и педагоги. К.Д. Ушинский, П. Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и многие другие учёные внесли большой вклад в изучение активности и самостоятельности детей - дошкольников. Ученые Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская, Н.В.Елизарова и др. изучали психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей посредством трудового воспитания [15].
К.Д. Ушинский говорил о том, что воспитание должно не только развивать ум и вооружать знаниями, но и зажигать в человеке жажду серьёзного труда. В.А. Сухомлинский писал, что труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников. Именно созидательный труд дает радость дружбы и товарищества. Полезный и продуктивный труд развивает в детях пытливость и любознательность. В процессе труда происходит преодоление многих трудностей и открывает им новую красоту окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте труд продолжает формироваться в игровой деятельности. В дошкольном возрасте дети играют везде, и в детском саду, и дома. Большинство детей посещают дошкольную образовательную организацию. Чаще всего родители прислушиваются к рекомендациям педагогов по поводу развития их собственного ребёнка.
К старшему дошкольному возрасту, ребёнок уже должен уметь делать многие вещи, но именно в игре дети подражают трудовым действиям взрослых. Учёные П.И. Пидкасистый и А.Г. Хрипкова работали над структурой и соотношением в ней компонентов трудолюбия в дошкольном возрасте. Исследованием этапов, условий и методов развития трудолюбия дошкольников занимались З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская и др. [17].
Организация детского труда должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе любого продуктивного труда всегда осуществляется эстетическое и физическое воспитание. Педагог определяет содержание и формы труда с поставленными педагогическими целями. Большинство полезных умений и навыков ребёнка формируется в ДОУ. При этом не маловажна роль родителей в воспитании трудовых навыков каждого ребёнка. Именно родители направляют трудовую деятельность детей таким образом, чтобы она требовала от детей проявления их лучших личностных качеств, которые находятся в стадии формирования.
Одна из главных задач педагога сформировать и направить высокую активность ребёнка в правильное русло [13]. Даже у самого маленького человека есть свои потребности, стремления и интересы. Случается так, что планы взрослых и детей не совпадают, здесь и начинают возникать проблемы в воспитании. Каждый педагог, кроме всего прочего, должен обращать внимание на самовоспитание и саморазвитие ребёнка. К примеру, самообслуживание имеет большее воспитательное значение для каждого из детей. для родителей это очень важно и первыми педагогами в данном случае являются именно родители старших дошкольников [11].
С течением времени самообслуживание становится для детей привычным. Следует отметить, что навыкам самообслуживания детей достаточно быстро обучают именно в дошкольной образовательной организации. если по каким-либо причинам ребёнок не посещает ДОУ, родителям необходимо обратить внимание на то. как именно происходит обучение детей необходимым навыкам самообслуживания. Когда дошкольник приобретает определённые умения и навыки, они постепенно становятся автоматическими. В дальнейшем у ребёнка нет необходимости прилагать слишком много усилий к подобным действиям.
Оценивая воспитательное значение самообслуживания детей, следует отметить его жизненную необходимость. Она направлена на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых действий постепенно приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с повседневными потребностями. Со временем это поможет воспитать отрицательное отношение к безделью и лени [15].
Перед работниками дошкольной организации в этих вопросах стоят очень непростые задачи, поскольку именно они решают подобного рода проблемы в повседневных делах. При этом педагогам очень важно проводить с родителями соответствующую работу и обращать их внимание на то. как успешно их ребёнок овладевает навыками самообслуживания.
Сегодня все образовательные организации, от садика до вуза работают в условиях реализации ФГОС. Но говорить о том, что все разрабатываемые дидактические и методические материалы рассматриваются и разрабатываются в контексте ФГОС, было бы неверным. Современный образовательный стандарт регламентирует системно – деятельностный и личностно ориентированные подход на каждой образовательной ступени. Основные аспекты этих подходов – это необходимость научить каждого ребёнка учиться в течение всей жизни. В этом процессе большую роль играет как дошкольная образовательная организация, так и родители старших дошкольников. Никто из родителей не желает видеть своих детей бездельниками, но при этом остаются дети, которым застёгивание собственных пуговиц даётся с трудом.
Учиться при этом необходимо, именно тем видам деятельности, которые характерны для ребёнка на том, или ином возрастном этапе. Формирование у детей дошкольного возраста навыков, необходимых в жизни, связано в основном с деятельностью, направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание детей начинается с самообслуживания. Способность умыться, почистить зубы, одеться и др., могут лишь условно рассматриваться в контексте трудового воспитания. Но это имеет большое воспитательное значение для личности ребёнка школьного возраста [10].
При правильно организованном воспитательном процессе, повседневность труда по самообслуживанию создает наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребенок активно усваивал жизненно необходимые навыки. Благодаря этому ребёнок приобретает практический опыт самостоятельности в своём поведении. Считается, что это из основных видов труда детей - дошкольников. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, необходимо отметить его жизненную необходимость. Родители, которые уделяют вопросам трудового воспитания достаточно внимания, хорошо это понимают. Очень многие трудовые навыки ребёнка зависят от семьи и семейного воспитания. Если ребёнка хвалят за правильно выполненные действия, он чувствует себя уверенно и позитивно. Через самообслуживание ребенок впервые устанавливает отношения с окружающими его людьми. С течением времени ребёнок осознает свои ежедневные обязанности. Именно таким образом, раньше или позже, ребёнок приобретёт умение заботиться о своих близких людях.
Труд по самообслуживанию дополняет внутреннюю культуру ребенка и родители должны этому всячески способствовать. Постепенно ребёнок осознаёт значимость своих действий и пройдёт совсем немного времени, когда ребёнок будет постоянно твердить фразу «я сам». К самообслуживанию можно отнести постоянную заботу о чистоте тела, опрятности внешнего вида, о порядке на полках своего шкафа, комнаты и др. Если ребёнок демонстрирует готовность делать для этого всё необходимое, это значит, что формирование навыков трудовых действий идёт у него продуктивно. Но очевидно, что добиться этого можно лишь ежедневным и кропотливым трудом воспитателей и семьи [14].
Помимо личной ответственности, у детей постепенно появляется понимание того, что такое коллективная ответственность. Труд детей в старшем дошкольном возрасте достаточно многообразен [15]. Педагоги различают четыре основных вида детского труда:
1. Самообслуживание.
2. Хозяйственно-бытовой труд.
3. Труд в природе.
4. Ручной труд.
Соотношение этих видов детского труда не является одинаковым на различных возрастных этапах детей. Каждый из рассмотренных видов труда имеет свой воспитательный потенциал. Самообслуживание направлено на уход за собой. Сюда входит умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и др. Воспитательное значение этого вида труда заключено в его жизненной необходимости.
С течением времени самообслуживание начинает осознаваться ребёнком как обязанность. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству выполняемых действий. В старшем дошкольном возрасте большее предпочтение отдаётся несложным поручениям воспитателя, или родителей [10].
В дошкольной педагогике рассматривают следующие задачи трудового воспитания детей:
-ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;
-обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
-воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
-воспитание умений трудиться в коллективе и для коллектива.
Ребёнок всегда видит, каким именно трудом заняты взрослые.
Взрослые рассказывают детям о том, каким должен быть, по-настоящему трудолюбивый человек. Насколько важно уметь доводить любую работу до конца и др. Педагог формирует у детей чувство уважения к тем, кто постоянно трудится. Здесь важно помнить, что посильный труд должен приносить детям радость. Не меньшее значение имеет также то, что должна решаться задача формирования у ребёнка умения трудиться в коллективе. Чем старше становятся дети, тем чаще они работают группами и коллективно. Как наиболее простую форму организации трудовой деятельности детей, можно отметить трудовые поручения.
Трудовые поручения рассматривали в своих работах авторы В.Г. Нечаева и А.Д. Шатова. Поручение всегда исходит от хорошо знакомого взрослого. В поручении определена конкретная задача и хорошо описан конечный результат того, что ребёнок должен выполнить. Если ребёнок хорошо справляется с тем заданием, которое ему поручили, это задание можно ему поручить выполнять несколько дней подряд. Это можно назвать длительным поручением. В поручениях заключен элемент требования, с помощью которого ребенок, приучается действовать целенаправленно.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Артемова, Л.В., Ознакомление детей с трудом взрослых [Текст] / Л.В. Артемова, Н.В. Кудикина, И.А. Школьная. – М.: Просвещение, 2006. – 264с.
2. Беленькая, Г.В. Воспитание элементов культуры труда у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Г.В. Беленькая // Автореф. дис. к. пед. н. - Просвещение, 2009. - 24 с.
3. Белобрыкина, О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.А. Белобрыкина - Новосибирск: ГЦРО, 2010. – 340с.
4. Божович, Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека [Текст] / Л.И. Божович. Проблемы общей, возрастной и педагогической. - М.: Педагогика, 2008. - No 4. - С. 168-179.
5. Борисова, З.Н. Воспитание дошкольников в труде [Текст] / З.Н. Борисова. - М.: Просвещение, 2009. – 321с.
6. Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства [Текст] / Р.С. Буре // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 2009. – 128с.
7. Буре, Р.С. Воспитание детей дошкольного возраста в труде [Текст] / Р.С. Буре, Л.В. Загик. - 3-е изд., испр., доп. - М.: Педагогика, 2008. – 256с.
8. Бурый, Р.С. Учите детей трудится [Текст] / Р.С. Бурый, Г.Н. Гордына. - М.: Просвещение, 2009. - 144 с.
9. Введенская, Т.В. Трудовое воспитание в детском саду [Текст] / Т.В. Введенская. - Школа. -2008. - No2.– С.25-27.
10. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду [Текст] / Г.Н.Година. - М.: Просвещение, 2008. – 273с.
11. Данилина Т.К. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] / Т.К. Данилина // Дошкольное воспитание. 2000. No1. С.41-48.
12. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т.Н. Доронова // Пособ. для работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2002. –138 с.
13. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 246с.
14. Кудикина, Н.В. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста, развитие и задачи [Текст] / Н.В. Кудикина. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 220с.
15. Куликова, Т.А. Новое направление во взглядах на трудовое воспитание 40-50-е годы XX века [Текст] / Т.А. Куликова. Дошкольное воспитание. – 2010. - No5.– С. 25-31.
16. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника [Текст] / Л.В. Куцакова // Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 143 с.
17. Лебеденко, Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности [Текст] / Е.Н. Лебеденко. - М.: Прометей; Книголюб, 2010. - 64с.
18. Маркова, Т.А. Воспитания трудолюбия у дошкольников [Текст] / Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 2008. – 108с.
19. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде [Текст] / В.Г. Нечаева. - М.: Педагогика, 2009. – 422с.
20. Нечаева, В.Т. Труд и игра [Текст] / В.Т. Нечаева. Дошкольное воспитание. - 2008. - No7. – 6 июля. – С. 12-20.
21. Песоцкая, Л.М. Историко-педагогические аспекты проблемы трудового воспитания дошкольников в России [Текст] / Л.М. Песоцкая. – М.: Новая школа, 2009. – 197с.
22. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности [Текст] / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 2008. - 96с.
23. Степанова, Г.К. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада [Текст] / Г.К. Степанова. Дошкольное воспитание. - 2010. - No10. – 12 окт. - С. 29-33.
24. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности [Текст] / В.В. Толмачева. Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно-практическая конференция. - Шадринск, 2010. – С. 24-32.
25. Точин, А.Е. Трудовое воспитание детей в семье [Текст] / А.Е. Точин. - Минск: Нар. аствета, 2008. - 96 с.
26. Тулегенова, А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Тулегенова // Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: Новая школа, 2008. - 24с.
27. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения [Текст] / К. Фопель // Практическое пособие. - Пер. с нем.; в 4-х томах. - Т.4, 2-е изд., стер.. - М.: Генезис, 2009. - 160 с.
28. Цукерман, Г.А. О детской самостоятельности [Текст] / Г.А. Цукерман, Н.В. Елизаров. Вопросы психологии. - М.: Педагогика, 2008. - No6.- С. 10-21.
29. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде [Текст] / И.Б. Черепанова. - М.: Педагогика, 2008. - 174 с.
30. Шульга, Л.М. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию [Текст] / Л.М. Шульга. - М.: Просвещение. - 2009 – 385с.