Фрагмент для ознакомления
2
В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражения многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системах общего и музыкально-профессионального образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром. Осуществление данной цели возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, в том числе потребности в общении музыкальной культурой, важную роль, в формировании которой играют развитые музыкальные вкусы [12].
В. А. Сухомлинский рассматривает музыку в контексте всей культуры и поэтому предлагает стройную систему музыкального воспитания детей, целью которой является «не воспитание музыкантов, а людей». Без музыкального воспитания, по мнению В. А. Сухомлинского, не может быть полноценного развития ребенка, музыкальное воспитание- основа культуры человека. Чтобы музыка стала неотъемлемой частью детей, В. А. Сухомлинский называет условия, способствующие погружению ребенка в мир музыки. В.А. Сухомлинский говорил: «Музыка- воображение- фантазия,- сказка- творчество- такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы»; «Музыкальная мелодия- это ни с чем не сравнимое средство воспитания творческих сил разума ребенка»; «Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира»[19].
Важность формирования у учащихся основ музыкальной культуры подчёркивается федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования, где большое внимание уделяется музыкальной деятельности,как решающему фактору формирования у учащихся учебных навыков. Об этом свидетельствует большое количество исследований, посвящённых различным аспектам проблемы формирования основ у учащихся музыкальных навыков[29].
Обучение в начальной школе - это основа, фундамент, на котором основано все последующее обучение. И именно в начальной школе закладываются основы музыкальной культуры.
Общие психолого-педагогические основы проблемы интересно разработаны Л.С. Выготским, В.Г.Ивановым, А.Н.Леонтьевым, А.А.Смирновым и другими. Определение значимости музыкального воспитания в развитии детей, формировании их музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, искусству дали в своих исследованиях Д.Б.Кабалевский, Б.М.Теплов, В.Н.Шацкая, Н.Л. Гродзенская, Л.В.Школяр.
Младший школьный возраст – это важный период в жизни человека, который характеризуется стремлением к взрослению, к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке, это выход на новый возрастной этап, это много новых возможностей и поэтому, многие педагоги уделяют большой и пристальное внимание к этому возрасту. Именно в этом возрасте происходит становление конкретных ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности — музыкальные вкусы и увлечения [5].
Следовательно, тема курсовой работы «Формирование основ музыкальной культуры младших школьников» является актуальной.
Объект исследования-учебный процесс в начальной школе.
Предмет исследования-методы и приёмы формирования основ музыкальной культуры.
Целью исследования является выявить методы и приёмы формирования музыкальной культуры младших школьников.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Изучить психологические особенности детей младшего школьного возраста.
3.Рассмотреть особенности процесса формирования музыкальной культуры младших школьников на учебных занятиях по музыке.
4.Охарактеризовать отобранные отборные методы и приёмы формирования основ музыкальной культуры младших школьников.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что теоретическими материалами могут воспользоваться студенты в рамках практики, учителя начальной школы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
На современном этапе развития общества происходят значительные изменения во всех областях деятельности человека, в том числе и в сфере образования. В настоящее время развитие музыкальных способностей детей является мощным источником воздействия на их дальнейшее полноценное развитие. Музыкальное воспитание — важная составляющая эстетического воспитания ребенка. В музыкальном развитии детей младшего школьного возраста актуальным является развитие их музыкальных способностей, так как музыкальная деятельность — это наиболее доступная форма музицирования и самовыражения. Музыка, помогает выразить каждому ребенку свои чувства, настроение, что активизирует его мироощущение и заряжает жизненной энергией.
Дадим определение более широкому понятию «культура». Определений данному понятию насчитывается более пятисот единиц и все они многогранны и всеобъемлющи. Изначально слово «культура» имело смысл возделывания земли, но со временем оно приобрело духовный смысл. Ученые трактуют культуру «как сумму всех видов деятельности, обычаев, верований, как социальное наследие общества, нормы, организующие человеческое поведение, как средство приспособление общества к природной среде, как продукт деятельности людей. Культура выступает обобщающей, преобразующей деятельностью поколений людей, одним из слагаемых их целенаправленных усилий для сохранения, воссоздания и созидания материальных и духовных ценностей»[7].
Культура не может возникнуть сама по себе, ее исходным элементом выступает человек, объединенные совместной деятельностью сообщества людей. В самом широком смысле культура рассматривается как форма бытия человечества, так как создана людьми и для людей.
Культуролог М.И. Найдорф раскрывает понятие «культура» как информационную характеристику общества, его обличие, индивидуальность и лицевая сторона. Информация выступает в данном случае не как «совокупность средств, имеющихся в распоряжении того или иного сообщества, и направляемых им на самоорганизацию, на устранение собственной хаотичности, на установление специфического для данного общества внутреннего порядка» [12, с.34].
Существует высказывание немецкого философа и музыковеда 19-20 вв. А.Швейцера: «Культура- это итог достижений всех отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу» [8, с.14].
Философ утверждает, что культура является совокупностью прогресса человека, если этот прогресс направлен на духовное совершенствование индивида. Индивид обретая свою духовную сущность, постигая культуру и творя ее становится частью общества.
Музыкальное воспитание направлено, прежде всего, на приобщение подрастающего поколения к музыкальной культуре, что отражено в философских и психолого-педагогических концепциях, где признается роль культуры в музыкально-эстетическом развитии личности ребенка (Б.П.Юсов, М.С. Каган, О.П. Радынова, Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, Н.А. Ветлугина, Э.Б. Абдулин, Т.С. Комарова, Б.Н. Неменский, В.Т. Кудрявцев, Р.М. Чумичева и др.).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 2000. – 145 с. 2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 349 с.
2. Алиев Ю.Б. Человеческая природа музыкального искусства, или зачем школьнику произведения художественного творчества // Ю.Б. Алиев, Настольная книга школьного учителя музыки. М.: Владос, 2000. 334 с.
3. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя музыканта / Ю. Б. Алиев. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 336 с. – Текст : непосредственный.
4. Бахтин, В.В., Гордеева Л.В., Решетникова Т.К. Формирование музыкальной культуры школьников: культурологический аспект: учебно-методическое пособие / Пензенский государственный университет. 2014. 162 с.
5. Бербек О.А. Формирование музыкальной культуры у младших школьников URL https://infourok.ru/formirovanie-muzykalnoj-kultury-mladshih-shkolnikov-horoshego-muzykalnogo-vkusa-kak-chasti-vsej-ih-duhovnoj-kultury-5737271.html (Дата обращения: 22.11.2022)
6. Бочкарева Н.И. Русский народный танец: теория и методика : учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2000. с. 179.
7. Бухман, М. М. Этническое своеобразие музыкальной культуры : дис. … канд. филос. наук / Бухман М. М. – Нижний Новгород, 2005. – 155 с. – Текст : непосредственный.
8. Гаврющенко, Н. Н. О системной трактовке понятия музыкальная культура / Н. Н. Гаврющенко. – Текст : непосредственный // Методологические аспекты музыкознания и музыкальной педагогики : материалы Всерос. науч. конф. – Краснодар, 1997. – С. 13.
9. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия: Космос кочевника, земледельца и горца. М.: Ин-т Ди-Дик, 1999. С. 366.
10. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. М.: Искусство, 1964. С. 368.
11. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991. – 220 с.
12. Кабалевский, Д. Б. О музыке и музыкальном воспитании : книга для учителя / Д. Б. Кабалевский. – М. : Книга, 2004.
13. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы. М.: Просвещение, 2007. 224 с.
14. Карачева Е.А. Роль внеклассных занятий по музыке в формировании гармонично развитой личности URL https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vneklassnyh-zanyatiy-po-muzyke-v-formirovanii-garmonichno-razvitoy-lichnosti (Дата обращения:29.11.2022)
15. Карачева Е.А. Роль внеклассных занятий по музыке в формировании гармонично развитой личности URL https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vneklassnyh-zanyatiy-po-muzyke-v-formirovanii-garmonichno-razvitoy-lichnosti (Дата обращения:29.11.2022)
16. Кириченко Т.Д. Народное музыкальное творчество: учебно-методическое пособие. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2014. 71 с.
17. Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. «Возрастная психология» М., 2004. – 560 с.
18. Лутков, В. В. Уральская композиторская школа в развитии музыкальной культуры младших школьников / В. В. Лутков. – Текст : непосредственный // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития. – Ярославль, 2021. – С. 184-187.
19. Мелик-Пашаев А.А. Тайны музыки в контексте педагогики: Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981, 96 с.
20. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., 1987. 240 с.
21. Музыка в гуманистической концепции В.А.Сухомлинского URL https://topolek-oktabrskoe.ddousman.ru/files/file/pers_stran/muz_ruk/musyka_v_guman_kontseptsii.doc (Дата обращения:29.11.2022)
22. Сохор, А. Социология и музыкальная культура / А. Сохор. – М. : Сов. композитор, 1975. – 202 с. – Текст : непосредственный.
23. Тельчарова Р.А. Музыкально-эстетическая культура и марксистская концепция личности: учеб. пособие к спецкурсу / Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина. М.: Прометей, 1989. 127 с.
24. Терентьева Н.А. История и теория музыкальной педагогики и образования: в 2 ч. / М-во образования Рос. Федерации, Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена: учеб.-метод. об-ние по общ. проблемам пед. образования. СПб.: Образование, 1994. 148 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки РФ-7-е издание-М: Просвещение,2021-С. 55
26. Чередниченко Т.В Музыка в истории культуры: учеб. пособие. Долгопрудный: Аллегро-пресс; М.: Мособлупрполиграфиздат. 1994. С. 29.
27. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. Теория и методика музыкального образования детей: науч.-метод. пособие для учителя музыки и студентов сред. и высш. учеб. заведений. М.: Флинта, 1998. 329 с.
28. Школяр, Л. В. Сад детства: новая модель дошкольного образования / Л. В. Школяр, Л. Г. Савенкова. – М. : Русское слово, 2012. – 174 с.
29. Явгильдина З.М. Использование фольклора в музыкальном образовании: учебное пособие для студентов музыкальных факультетов. Казань: КГПУ, 2004. 120 с.