Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В пенитенциарных учреждениях проблема социальной работы всегда актуальна. Ведущей целью данной системы является исправление. Необходимо предупредить совершение повторного преступления человеком, который совершил противоправное деяние и получил наказание в виде лишения свободы.
В новых условиях он изолирован от общества. Больше нет влияния алкоголя и иных вредных веществ. У осужденного человека должна происходить переоценка многих привычных ценностей. Именно специалист по социальной работе должен помочь такому человеку правильно выстроить свое поведение в стенах исправительного учреждения, и вне его. Социальная работа в пенитенциарной системе играет большую роль, в обеспечении необходимыми условиями людей, находящихся в местах лишения свободы.
Институт пенитенциарной социальной работы важен по многим причинам. Человек, находящийся на воле, может решить свою проблему путем обсуждения ее с различными специалистами. У осужденного человека есть ограничение прав и свобод. Он не имеет возможности обратиться по своему желанию к тому, к кому бы он хотел. Неприятие обществом часто приводит таких людей к совершению повторных преступлений. Можно говорить о серьёзной социальной проблеме – борьбе с рецидивом преступлений. Это особенно актуально по отношению к несовершеннолетним преступникам, которые могут вернуться в нормальную социальную среду и стать полноправными гражданами общества.
Цель работы: изучить теоретические подходы и предложить приёмы и способы социальной работы с осужденными.
Объект исследования: осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы.
Предмет исследования: социальная работа с осужденными.
Задачи:
1. Описать социально – психологический портрет осужденного.
2. Рассмотреть осужденных людей как объект социальной работы.
3. Проанализировать деятельность групп социальной защиты осужденных.
4. Предложить методы и технологии социальной работы с осужденными.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические и нормативно – правовые основы социальной работы с осужденными в РФ
1.1. Социально – психологический портрет осужденного
Основные характеристики социально-психологического портрета осужденного человека в контексте прогноза криминального поведения можно описать следующим образом. Исследователи А.Н. Сухов, В.В. Паников, Л.А. Латышева, О.Ф Варламова считают, что с точки зрения степени изученности – эта проблема является достаточно серьёзной и в целом социальная работа в пенитенциарных учреждениях является мало исследованной. При этом, портрет осужденного человека изучается специалистами достаточно серьёзно. Тем не менее, эти процессы требуют определенных новшеств и доработок. Можно отметить, что среди исследователей наблюдается увеличение исследовательского и практического интереса к данному виду работы [15].
Автор Е.И. Холостова описывает направления подобного рода работы в своих исследованиях. На основе которых были подготовлены пособия. В них она раскрывает современное состояние системы исполнения наказания и способы социальной работы в этой области. Большинство исследователей при описании социально-психологического портрета заключенных, в своих работах отмечает их отличие от законопослушных граждан. По их мнению, для осужденных людей характерно отсутствие восприятия себя как члена общества в целом. Они затрудняются отнести себя, к какой-либо социальной группе. Осужденным присуща плохо сформированная социальная идентичность. Она носит беспорядочный характер и слабо затрагивает мотивационную сферу. Это подтверждается, прежде всего, тем, что в структуре их Я - концепции практически отсутствует принадлежность к какому-либо статусу или социальной роли. У них преобладает информация рефлексивного характера в виде простого перечисления индивидуальных качеств, одобряемых социумом.
Когда они себя оценивают, для них характерно использование наиболее часто постулируемой обществом модели поведения и соответствующих этой модели качеств личности. Здесь можно предположить, что самооценка осужденных людей есть результат воздействия коллективных норм и ценностей. у них чаще всего вовсе отсутствует личностная «матрица ценностей».
Очевидно, что отсутствие внятного представления о себе в структуре социальных отношений дезорганизует собственный внутренний мир. Для них характерна утрата позитивной собственной идентичности. Исследователи отмечают, что именно это приводит их к дезорганизации своих впечатлений относительно окружающего мира. Как и чем помочь людям, у которых отсутствует внутренняя ценностно-нормативная модель, которая позволила бы им адаптироваться в социуме. Для преступника ценность не имеет истинного смысла ценности [4].
Испытуемый, который оценивал себя по признаку «трудолюбивый», уверен в том, что он любит трудиться. При этом он признаёт, что в условиях лишения свободы у него нет иного выбора. Он воспринимает себя таким не потому, что трудолюбие входит в систему его потребностей, а потому, что при данных социальных условиях, детерминированных конкретной деятельностью, иного ответа он дать не может. В большинстве своём – это люди, которые не особо стремятся к выполнению полезного труда. Особенности пребывания в заключении изменяют систему ценностей и «образ Я». Более того, они ведут к изменению структуры сознания индивида в целом, что отражается на структуре его семантических связей сознания. При этом, осужденному приходится отождествлять себя с ближайшим окружением.
Включение себя в сообщество «мы» выражается в «принятии» субкультурного комплекса, предполагающего наличие потребности в принадлежности. Обозначенный процесс «вынужденной» идентификации осужденного со своим ближайшим окружением возникает как реакция на агрессию со стороны людей из сообщества «не мы». Они демонстрируют протест на необоснованное видение в осужденном злостного преступника.
Знание сотрудниками индивидуально-психологических особенностей личности осужденного дает возможность прогнозировать его поведение и деятельность при отбывании уголовного наказания. Чтобы сотрудникам предвидеть поведение осужденных, недостаточно знать результаты их деятельности. Чтобы получить объективную оценку необходимо определить, какими целями и мотивами руководствуется человек. Для этого исследуют типовые социально-психологические портреты осужденных, на основе чего, в дальнейшем прогнозируют их поведение [7].
Исследователи создают систему классификации социально-психологических портретов испытуемых-заключённых на основе дихотомических шкал:
-«активность-пассивность»;
-«ситуативность-продуманность».
В теоретическом аспекте исследователи выделяют четыре прогностических социально-психологических портрета личности осужденных. Это в дальнейшем позволяет конструировать прогностические типичные социально-психологические портреты преступников. Рассмотрим эти портреты:
1. К первому типу относят социально - психологический личности, который связан с умеренным прогнозом повторного совершения преступления. Его характеризуют как «Ситуативно-пассивный тип». Вовлекаемый внешним влиянием в преступность, он всегда имеет психологическую готовность к совершению преступления.
2. Ко второму типу относят тип социально-психологический личности, который связан с умеренным прогнозом повторного совершения преступления. Его характеризуют как «Продуманный активный тип». Он
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы [Текст] / В.С. Агеев // М.: Изд-во Моск. ун-та, 2015. – 240 с.
2. Алферов, Ю.А. Пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных [Текст] / Ю.А. Алферов. – Домодедово: РИПК МВД РФ, 2008. – 205 с.
3. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология [Текст] / Ю.А. Алферов. – Домодедово, 2015. – 177 с.
4. Алферов, Ю.А. Пенитенциарная социология: Невербальная диагностика личности (нетрадиционные методы) [Текст] / Ю.А. Алферов. – Домодедово: РИПК МВД РФ, 2016. – 121 с.
5. Ананьев О.Г. Социальная работа в уголовно – исполнительной системе [Текст] / О.Г. Ананьев // Учебно-методическое пособие. Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2015 С. 118.
6. Бромлей, Ю.В. Этнонациональные аспекты формирования человека [Текст] / Ю.В. Бромлей // Вестник высшей школы. – 2017. – No1. – С. 8-10.
7. Булгаков, А.В. Проективная методика изучения социальной идентификации в малой группе [Текст] / А.В. Булгаков // метод. пособие. – М.: Академия, 2011. – 67 с.
8. Вежнина Н.А. Как на практике [Текст] / Н.А. Вежнина // Воспитание и правопорядок. – 2014. - С. 51 - 53.
9. Волков, И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях [Текст] / И.П. Волков // Л.: ЛГУ, 2015. – 139 с.
10. Горобцов В.О. О правовом регулировании лечения осужденных к лишению свободы [Текст] / В.О. Горобцов // Уголовное право. - 2014. - С. 83 - 84.
11. Долженкова Г.Д. Социальное обеспечение как один из факторов, влияющих на социальную адаптацию осужденных к лишению свободы [Текст] / Г.Д. Долженкова // М.: НИИ УИС Минюста Российской Федерации, 2004. 256 с.
12. Европейская конвенция о защите прав и основных свобод [Текст] / Под ред. Егорова О.А., Беспалова Ю.Ф. М.: 2016. - 144 с.
13. Ефименок Е.С. К вопросу об оказании помощи осужденным в трудовом и бытовом устройстве [Текст] / Е.С. Ефименюк // Юридические науки. - 2017. - 86 с.
14. Каменев, А.И. Конфликтные ситуации в подразделениях, их профилактика и предупреждение [Текст] / А.И. Каменев // М.: Инфра-М, 2016. – 112 с.
15. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства [Текст] / А.Г. Ковалёв // М.: Просвещение, 2016. – 271 с.
16. Ковалева, А.И. Социализация личности норма и отклонение [Текст] / А.И. Ковалёва // М.: Институт молодежи. - 2016. – 223 с.
17. Кудрявцев, В.Н. Социальные деформации (причины, механизмы и пути преодоления) [Текст] / В.Н. Кудрявцев // М.: Институт Гос-ва и права РАН. – 2015. – 133с.
18. Кудрявцев, В.Н. Теоретические основы предупреждения преступлений [Текст] / В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, А.Б. Сахаров. – М., 2015. – 133 с.
19. Комарова Л.В. Правовое регулирование исполнения наказания в лечебных исправительных учреждениях [Текст] / Л.В. Комарова // Краснодар: КЮИ МВД РФ. - 2016. - 280 с.
20. Кузьмин Ю.А. Социальная работа в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // URL: http://scienceproblems.ru/images/PDF/2017/17/sotsialnaja (дата обращения: 18.01.2023).
21. Кузнецов, Ю.Ю. Финансовое обеспечение ФСИН России: проблемы и перспективы [Текст] / Ю.Ю. Кузнецов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика и управление. – 2011. – No 4. – С. 2-4.
22. Кузнецов, Ю.Ю. Проблемы управления финансовыми ресурсами органов ФСИН России и направления его совершенствования [Текст] / Ю.Ю. Кузнецов //Человек . – 2016. – No 4. – С. 36 – 39.
23. Министерство юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://miNojust.ru/ru/ (дата обращения: 18.01.2023).
24. Официальный сайт Государственного управления исполнения наказания [Электронный ресурс] / http://74.fsin.su/ (дата обращения: 18.01.2023).
25. Положение о группе социальной защиты осужденных лечебно-исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.03.2015). [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901979686 (дата обращения: 18.01.2023).
26. Приказ Министерства юстиции РФ от 16.12. 2016. No 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.12.2017). [Электронный ресурс]. URL:http://base.garant.ru/71577278/7163851bc515d9b43e7f733ba3362b22/ (дата обращения: 18.01.2023).
27. Приказ Минюста РФ от 13.01.2006. No 2 "Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы" (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.09.2006). [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12144685/ (дата обращения: 18.01.2023).
28. Правовые и организационные основы функционирования органов исполнения наказания [Текст] / Под ред. А.Е. Наташева., М.: Акад. МВД РФ. - 2015. – 133с.
29. Сулимова, Т.С. Межнациональные конфликты: причины возникновения и пути урегулирования [Текст] / Т.С. Сулимова // Молодежь в системе межнациональных отношений. – М.: Ин-т молодежи, 2015. – 45 с.