Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что формирование навыков здорового образа жизни является приоритетным направлением в педагогике, так как именно от этого зависит здоровье, правильное развитие и становление важнейших личностных качеств у детей.
В настоящее время отмечается рост числа заболеваний детей во всех возрастных периодах, что вызывает необходимость разработки профилактических и оздоровительных мероприятий для учреждений. Учитывая, что от 60 до 90 % детей посещают школу и естественно актуальным становится внимание к качеству их здоровья и комплексной оценке в различных социальных и экологических условиях.
В условиях, когда ребёнку предъявляются большие требования со стороны общества, он должен быть здоровым физически и психически. В этом случае здоровье, здоровый образ жизни должны быть на первом месте.
Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами, причем как свидетельствует большинство научных исследований, в формировании здоровья ребёнка факторы внешней среды имеют преимущественное значение. Поэтому так необходимо создание всех необходимых санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий в школе, т.к. только здоровый ребёнок может успешно усвоить всё то, чему его учат, справляться с предъявленными требованиями, быть активным работоспособным, нормально развиваться.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы развития теории, методологии здорового образа жизни нашли свое отражение в работах Н. М. Амосова, Н. Г. Веселова, М. Я. Виленского. Исследованиям, направленным на решение проблем физкультурно-оздоровительных работ с детьми в условиях ДОУ посвящены труды российских ученых В. П. Богданов, Л. Л. Головина.
Объектом исследования является процесс формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
Предмет исследования – педагогическая технология формирования у детей представлений о здоровом образе жизни.
Цель курсовой работы – рассмотреть формирование навыка здорового образа жизни у младших школьников.
Задачи:
- дать обоснование необходимости развития здорового образа жизни у детей;
- определить особенности формирования представлений о здоровом образе жизни младших школьников;
-проанализировать педагогические условия формирования преставлений о здоровом образе жизни младших школьников;
- провести опытно-экспериментальную работу;
- реализовать программу обучающих игр «Будем здоровы!».
Методы исследования: для реализации поставленных в исследовании задач были использованы методы теоретического анализа психолого - педагогической, научно-методической литературы, диссертационных исследований по проблеме формирования представлений о ЗОЖ у детей, анкетирование, беседа.
Место проведения: ГБОУ СОШ №180, в опытно - экспериментальной работе приняли участие 10 детей в возрасте 7-8 лет.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1.1. Обоснование необходимости развития здорового образа жизни у детей
Отношение детей к здоровью напрямую может зависеть от сфомированности в его сознании этого определения. Взрослые по возможности делают все от них зависящее, чтобы сфера детства была здоровой. Чем меньше ребенок, тем больше он нуждается в охране здоровья со стороны взрослых, воспитание привычки быть чистым, аккуратным, овладевать культурно-гигиеническими навыками, самоконтроль во время разной двигательной активности и понимать то, как физические упражнения и здоровый образ жизни воздействуют на организм человека, на его самочувствие.
По мнению В.А. Сухомлинского: «забота о здоровье – это основной труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости ребенка зависит его духовная жизнь, составляющая мировоззрения, умственного развития, прочности знаний и веры в свои силы» [21, с 28].
Потенциал детей среднего возраста в пределах его интеллектуального, морального и физического развития существенно выше, чем это принято считать. Однако, упущенный в детстве потенциал в дальнейшем не восполняется или восполняется с трудом. От привычек к потребностям – от потребностей к ЗОЖ – таким должен быть алгоритм деятельности ДОО.
Согласно высказываниям Н.Н. Авдеевой, Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, нужно побудить детей задуматься о работе своего организма, понимать его сложное устройство, осознавать значение правильного питания, личной гигиены, активного образа жизни [1, с 62].
В рамках нашего исследования необходимо рассмотреть понятие «здоровье». Представим характеристику понятия «здоровье» в психолого-педагогической литературе (Таблица 1).
Таблица 1. Анализ понятия «здоровье» в психолого-педагогической литературе
Автор Трактовка понятия
Н.А. Агаджанян это не только отсутствие болезней, а полнокровная и полноценная в своей свободе жизнь. Это такое качественное состояние организма, которое позволяет ему в конкретных, экологических и социальных условиях чувствовать себя с физической, психической. социальной и нравственной точек зрения наиболее комфортно [16]
О.С. Глазачев, Н.В. Дмитриева Целостное многомерное динамическое состояние человека, обеспечивающее определенный уровень жизнеспособности и жизнедеятельности за счет фундаментальных свойств организма - саморегуляции и адаптивности [6]
Фрагмент для ознакомления
3
сОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 5
1.1.Обоснование необходимости развития здорового образа жизни у детей 5
1.2 Особенности формирования представлений о здоровом образе жизни младших школьников 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 18
2.1 Цель, задачи опытно-экспериментальной работы 18
2.2. Реализация программы обучающих игр «Будем здоровы!» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Приложение А 30
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что формирование навыков здорового образа жизни является приоритетным направлением в педагогике, так как именно от этого зависит здоровье, правильное развитие и становление важнейших личностных качеств у детей.
В настоящее время отмечается рост числа заболеваний детей во всех возрастных периодах, что вызывает необходимость разработки профилактических и оздоровительных мероприятий для учреждений. Учитывая, что от 60 до 90 % детей посещают школу и естественно актуальным становится внимание к качеству их здоровья и комплексной оценке в различных социальных и экологических условиях.
В условиях, когда ребёнку предъявляются большие требования со стороны общества, он должен быть здоровым физически и психически. В этом случае здоровье, здоровый образ жизни должны быть на первом месте.
Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами, причем как свидетельствует большинство научных исследований, в формировании здоровья ребёнка факторы внешней среды имеют преимущественное значение. Поэтому так необходимо создание всех необходимых санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий в школе, т.к. только здоровый ребёнок может успешно усвоить всё то, чему его учат, справляться с предъявленными требованиями, быть активным работоспособным, нормально развиваться.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы развития теории, методологии здорового образа жизни нашли свое отражение в работах Н. М. Амосова, Н. Г. Веселова, М. Я. Виленского. Исследованиям, направленным на решение проблем физкультурно-оздоровительных работ с детьми в условиях ДОУ посвящены труды российских ученых В. П. Богданов, Л. Л. Головина.
Объектом исследования является процесс формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
Предмет исследования – педагогическая технология формирования у детей представлений о здоровом образе жизни.
Цель курсовой работы – рассмотреть формирование навыка здорового образа жизни у младших школьников.
Задачи:
- дать обоснование необходимости развития здорового образа жизни у детей;
- определить особенности формирования представлений о здоровом образе жизни младших школьников;
-проанализировать педагогические условия формирования преставлений о здоровом образе жизни младших школьников;
- провести опытно-экспериментальную работу;
- реализовать программу обучающих игр «Будем здоровы!».
Методы исследования: для реализации поставленных в исследовании задач были использованы методы теоретического анализа психолого - педагогической, научно-методической литературы, диссертационных исследований по проблеме формирования представлений о ЗОЖ у детей, анкетирование, беседа.
Место проведения: ГБОУ СОШ №180, в опытно - экспериментальной работе приняли участие 10 детей в возрасте 7-8 лет.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1.1. Обоснование необходимости развития здорового образа жизни у детей
Отношение детей к здоровью напрямую может зависеть от сфомированности в его сознании этого определения. Взрослые по возможности делают все от них зависящее, чтобы сфера детства была здоровой. Чем меньше ребенок, тем больше он нуждается в охране здоровья со стороны взрослых, воспитание привычки быть чистым, аккуратным, овладевать культурно-гигиеническими навыками, самоконтроль во время разной двигательной активности и понимать то, как физические упражнения и здоровый образ жизни воздействуют на организм человека, на его самочувствие.
По мнению В.А. Сухомлинского: «забота о здоровье – это основной труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости ребенка зависит его духовная жизнь, составляющая мировоззрения, умственного развития, прочности знаний и веры в свои силы» [21, с 28].
Потенциал детей среднего возраста в пределах его интеллектуального, морального и физического развития существенно выше, чем это принято считать. Однако, упущенный в детстве потенциал в дальнейшем не восполняется или восполняется с трудом. От привычек к потребностям – от потребностей к ЗОЖ – таким должен быть алгоритм деятельности ДОО.
Согласно высказываниям Н.Н. Авдеевой, Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, нужно побудить детей задуматься о работе своего организма, понимать его сложное устройство, осознавать значение правильного питания, личной гигиены, активного образа жизни [1, с 62].
В рамках нашего исследования необходимо рассмотреть понятие «здоровье». Представим характеристику понятия «здоровье» в психолого-педагогической литературе (Таблица 1).
Таблица 1. Анализ понятия «здоровье» в психолого-педагогической литературе
Автор Трактовка понятия
Н.А. Агаджанян это не только отсутствие болезней, а полнокровная и полноценная в своей свободе жизнь. Это такое качественное состояние организма, которое позволяет ему в конкретных, экологических и социальных условиях чувствовать себя с физической, психической. социальной и нравственной точек зрения наиболее комфортно [16]
О.С. Глазачев, Н.В. Дмитриева Целостное многомерное динамическое состояние человека, обеспечивающее определенный уровень жизнеспособности и жизнедеятельности за счет фундаментальных свойств организма - саморегуляции и адаптивности [6]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева, Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: Детство-пресс, 2013 – 144с.
2. Айзман, Р. И. Здоровьесберегающие технологии в образовании: учебное пособие для академического бакалавриата / Р. И. Айзман, М. М. Мельникова, Л. В. Косованова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 241 с.
3. Андреева, H.A. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста: авто-реф.дис.канд.пед.наук/ Н.А.Андреева. Екатеринбург, 2015. - 23 с.
4. Вайнер, Э. Н. Валеология: Учебник для вузов/ Э.Н.Вайнер. 2-е изд., испр. - М.: Флинта, 2012. - 416 с.
5. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. [Текст] - М.: Педагогическое общество России, 2015 - 96 с.
6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст]/ Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
7. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г. [Электронный ресурс] – Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. – 380 с
8. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник и практикум для СПО [Текст] / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. - 2-е изд., перераб. и доп. -М. : Издательство Юрайт, 2016. - 219 с
9. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека. [Текст] М., 2010 – 396 с.
10. Коджаспирова Г.М. Педагогика : учебник [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М. : КНОРУС, 2010. - 744 с
11. Куфтяк Е.В. Психологическое здоровье и защитные механизмы в детском возрасте // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 49. С. 4.
12. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст]/ В.В. Марков. – М.: Академия, 2004. – 320 с.
13. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В.Нежина / Дошкольное воспитание. – 2014. – № 4. – С. 14-17.
14. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. [Текст] – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 96 с.
15. Организация здоровьетворящего образования в современной школе [Текст]/ Т. Ф. Орехова - «ФЛИНТА», 2016
16. Основы физиологии человека. Агаджанян Н.А. 2-е издание, исправленное [Текст].- М.: РУДН, 2001.- 408с.
17. Ошкина А. А. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников: диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук / А. А. Ошкина.- Санкт-Петербург, 2009.- 251 с
18. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития [Текст]/ В.И. Андреев. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012 . – 608с.
19. Растем играя: сред, и ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и родителей. / В.А. Недоспасова. - 3-е изд. М.: Просвещение, 2014. - 98 с.
20. Сорокина И. В. Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 823-825.
21. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие [Текст]/ Сост. О.В. Сухомлинская - М.: Педагогика 2000. - 288 с.
22. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
23. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2 т. Т. 1. [Текст]/ Д.И. Фельдштейн. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2015. - 568 с.
24. Хакимова, Г.А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук/Г.А. Хакимова. - Екатеринбург, 2014. 23 с.
25. Якобсон, С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада/ C.Г Якобсон, Е.В. Соловьева. -М.: Дрофа, 2016.