Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Российское общество на современном этапе продолжает испытывать тревогу за нравственную сферу подрастающего поколения. Это в первую очередь связано с тем, что среди немалой части учащихся начальной школы нередко имеет место проявление бездуховности и безнравственности. Уровень нравственного развития младших школьников нередко остается на не высоком уровне. Ведь случается, что окружающая ученика начальной школы среда на формирование его нравственной сферы оказывает негативное влияние. Нравственный облик родителей в отдельных семьях также невысок, что способствует в конечном итоге потере нравственных ориентиров у подрастающих в этих семьях детей. Наконец, учителя начальных школ на современном этапе вопросам нравственного воспитания уделяют недостаточно внимания.
Все это делает рассмотрение темы «Формирование нравственной сферы младшего школьника во внеурочной деятельности» актуальным.
Цель исследования – выявление особенностей и возможностей формирования нравственной сферы младшего школьника во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
- дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьника непосредственно в рамках темы исследования;
- выявить своеобразие и факторы развития нравственной сферы младшего школьника;
- определить потенциал внеурочной деятельности в формировании нравственной сферы младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
- обозначить педагогические условия для формирования нравственной сферы младшего школьника во внеурочной деятельности.
Объектом исследования является нравственная сфера младших школьников.
Предметом – процесс формирования нравственной сферы младших школьников во внеурочной деятельности.
Значимый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как Л.И. Божович, З.Н. Васильева, Г.И. Веденеева, И.З. Гликман, В.В. Дрожжинва, А.А. Калюжный, И.С. Марьенко, Л.И. Матвеева, М.В. Никитина, Е.Т. Новикова, В.П. Провоторова, Т.Б. Сандабкина, И.Ф. Сладковский. Е.В. Фадич, И.В. Цветкова и др.
Методы исследования: анализ публикаций по теме исследования, метод сравнения, метод синтеза и логической группировки выявленной информации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, а также приложений.
Глава 1. Нравственная сфера младшего школьника
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника
Рассматривая психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста, в первую очередь укажем, что вопросы различных психологических новообразований этого возраста были рассмотрена в трудах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, П.Ф. Каптерева, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона и др. На основе анализа данных концепций можно заключить, что основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются следующие:
а) произвольность, а также осознанность всех психических процессов, а также их интеллектуализация (позиция Л.С. Выготского);
б) осознание своих изменений в результате развития учебной деятельности, а также развитие теоретического мышления (позиция Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина);
в) осознание как моральных, так и нравственных ценностей (позиция Б.Т. Лихачева, Ж. Пиаже и др.);
г) к концу младшего школьного возраста (то есть это 3-4 класс) постепенно растет интерес учащихся к общению со сверстниками (позиция Р.С. Немова).
Рассматривая возрастные особенности младших школьников с точки зрения формирования нравственного поведения, укажем, что проведенное В.В. Дрожжиновой исследование показало, что парадокс учебной деятельности заключается в том, что школьник, усваивая знания, практически в них ничего не меняет. При этом предметом изменений становится он сам. Школьник выполняет деятельность, поворачивающего его на самого себя, которая требует рефлексии, оценки того, «чем Я был» и «чем Я стал». Школьник начинает постепенно обретать самосознание – то есть видит себя субъектом взаимоотношений, старается тщательно контролировать свое поведение [6].
Нравственная сфера следует вслед за общей рационализацией. «Заслуживающим одобрения и хорошим считается то, что поддерживается именно всеми, что логично, справедливо, а также целесообразно» [1, c. 96]. Школьник собой может быть недоволен, унывать от повторенных слабостей и ошибок.
В свою очередь у учащихся младшего школьного возраста не имеется такого негативного отношения непосредственно к нормам морали, которое нередко проявляют младшие подростки. У них также не возникают сомнения в безусловности и необходимости нравственных правил, они их весьма хорошо запоминают и желают их выполнять. При этом младшие школьники сами являются моралистами. Они в нравственных требованиях к другим бескомпромиссны.
Ориентация на так называемую «правильность», а также стремление соответствовать отдельным образам (чувства, поведения, мысли) в себе таит опасность чрезмерного своего рода «зацикливания» на внешних образах и правилах. Стремясь максимально соответствовать всем предписаниям, школьник ко всем остальным начинает относиться также с повышенными требованиями, нередко впадая в «фарисейство». Данные школьники становятся юными «правдолюбцами» либо «ябедами». Они нередко требуют четкого выполнения отдельных предписаний как от своих сверстников, так и от взрослых. Нередко взрослые нарушают сами же те правила, которым они учили ребенка, и в такой ситуации возникают непонимание и конфликты. А в ряде случаев получается так, что младший школьник, стремясь соблюсти практическим все правила, которые ему предписываются взрослыми, в определенный момент под таким непосильным грузом ослабевает. В этом случае он может начать жить некой своей «тайной» жизнью [2, c. 66].
В этом отношении Т.Б. Сандабкина склонна считать, что в период младшем школьного возраста происходит зарождение моральных качеств, воплощающих в себе отдельные моральные нормы, однако данные качества пока еще слабо выражены. У школьников названного возраста недостаточно еще развито самосознание, именно поэтому они не способны осознать свои качества, а также соотнести их со своими поступками, относительно же других людей они это сделать могут [17].
Отличительные особенности становления нравственных представлений у учащихся младших классов напрямую связаны с развитием у них степени их обобщенности и осознанности. Первоначально начинает проявляться уровень эмоциональных обобщений, характеризующийся умением обучающихся верно ориентироваться в общей оценке поступков, при этом относя их к хорошим или плохим. Следующая ступень – это пассивное овладение отдельными понятиями. Школьники пока еще не пользуются активно нравственными понятиями с целью обозначения определенного факта, однако этот же факт они обозначать могут нужным словом, его выбрав из нескольких, например, поступок, обозначив в качестве справедливого, выбрав необходимое понятие из имеющихся близких ему понятий, а именно: правильный, хороший, смелый либо справедливый. Далее школьники учатся раскрывать понятие уже через указание на характерный поступок, например: «Он хороший друг а, потому что мне дал альбом, а потом карандаш». Наконец, на более высокой ступени развития нравственных представлений различные обобщенные поступки начинают выражаться в соответствующем понятии, обосновываясь при этом: «Саша всегда правильно рассудит, когда спор, он справедливый».
Для учащихся начальной школы соотношение поведения и осознание нравственной стороны явлений жизни в первую очередь характеризуется следующими отличительными особенностями: первоначально это поведение, которое основывается на эмоциональных обобщениях (то есть дети не могут пока еще объяснить с позиций нравственности, почему они поступили именно таким образом). Далее прослеживается «увеличение объема поступков и ситуаций, которые соответствуют нравственной норме, которую школьник уже способен сформулировать» [13, c. 16].
Кроме этого, ученики рассматриваемого возраста способны, отказавшись от весьма заманчивой игровой цели, выполнять требующие усилий и порой непривлекательные учебные задачи, руководствуясь при этом именно моральными побуждениями. Подчеркнем, что моральные мотивы – это новый тип мотивации, который обусловливает качественно новый тип поведения школьника. Такого рода мотивы побуждают деятельность и поведение не прямо, а именно через сознательно принятые намерения либо сознательно поставленную цель.
В период начальной школы дети особенно сензитивны к усвоению норм нравственности. Это обусловлено, во-первых, интенсивным развитием познавательной активности детей. У них развивается вторая сигнальная система, которая связана с речью и абстрактным мышлением, что детей приводит к усвоению материала не только на уровне представлений, но также и на уровне теоретических понятий. Во-вторых, формирование волевых усилий, произвольность психических процессов, а также новый уровень потребностно-мотивационной сферы школьника не только ему позволяют действовать под непосредственным влиянием импульсов, но также и руководствоваться сознательно поставленными целями, нравственными чувствами и требованиям. В-третьих, в рассматриваемый возрастной период происходит формирование способность к сознательному руководству своим поведением. Появляются относительно устойчивые формы деятельности и поведения. И наконец, происходит формирование личностной рефлексии, предполагающей знание себя, осознанность школьником своих взаимоотношений с окружающими, проведения анализа оснований своих поступков, действий, свое отношение к духовным ценностям [12].
В целом, исследование В.В. Дрожжиновой показало, что имеют место следующие можно отметить следующие особенности морально-нравственных представлений младших школьников:
1) недостаточно полная осознанность школьниками моральных норм, а также необходимости следования им;
1) привязанность школьников как к образцам, так и конкретным требованиям социального окружения;
3) отдельная фрагментарность, неполнота;
4) неумение школьников четко дифференцировать различные морально-нравственные категории;
5) недостаточное проявление в деятельности школьников и общении ими внутренних регуляторов поведения, доминирование регулирующего влияния санкций и внешних требований [4].
Младший школьный возраст характеризуется еще и повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в истинность всего того, чему учат, что говорят взрослые, в необходимость и безусловность нравственных норм, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, наконец, непосредственностью в поведении.
Таким образом, все эти особенности выступают в качестве залога обучаемости и воспитуемости младших школьников. Кроме этого, именно в данном возрасте возникают большие возможности для последовательного и систематического формирования нравственных ценностей у школьников.
В этом возрасте дети открыты немаловажные возможности стимулирования развития личности непосредственно через регуляцию отношений с окружающими людьми, особенно с педагогами и родителями, к взаимодействию с которыми школьник еще достаточно открыт. Это также позволяет взрослым в воспитании использовать такие социальные мотивы, как например, признание, одобрение со стороны значимых взрослых и одноклассников, стремление ребенка быть высоко оцененным учителем и одновременно иметь высокий социальный статус в классе.
1.2 Своеобразие и факторы развития нравственной сферы младшего школьника
Формирование и развитие нравственной сферы младших школьников – это целенаправленная деятельность педагога, которая ориентирована в первую очередь на привитие ученикам начальной школы нравственных чувств, этических представлений, а также привития им норм и правил поведения, которые определяют их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу. Кроме этого, нравственное развитие младших школьников – это своего рода «процесс положительных качественных изменений непосредственно в нравственных представлениях, чувствах, а также навыках и мотивах поведения детей» [18, c. 164].
Процесс воспитания нравственности обязательно начинаться должен с формирования у детей соответствующих представлений. В свою очередь при формировании у младших школьников нравственных представлений прослеживается изменение их личности под непосредственным влиянием внешних воздействий (по мнению Н.А. Платонова), саморазвития (с точки зрения А.В. Петровского), а также усложнения личности ребенка (позиция С.Д. Полякова) [19, с. 31].
У младшего школьника формирование нравственных представлений осуществляется с обязательным учетом его природных, возрастных, а также индивидуальных особенностей. Если ориентироваться на периодизацию возрастных особенностей младшего школьного возраста в отношении формирования нравственных представлений, которая была предложена А.В. Зосимовским, Ж. Пиаже, а также Л. Колбергом, то можно заключить следующее.
1. Повышенная восприимчивость детей к усвоению нравственных норм и правил. У младших дошкольников прослеживается готовность обязательно следовать нравственным нормам поведения. Одновременно ученики начальной школы достаточно легко поддается хорошему и плохому влиянию. (по мнению А.В. Зосимовского). Это позволяет своевременным образом заложить нравственную основу развития личности.
2. Отмечаться недостаточная осознанность младшими школьниками нравственных действий, а также некоторая несамостоятельность нравственного поступка.
3. Младший школьник ориентирован в своих нравственных действиях именно на последствия поступка (то есть это поощрение либо наказание). Ученики начальной школы нравственность рассматривают в качестве чего-то внешнего по отношению к ним (позиция Ж. Пиаже и Л. Колберга).
4. У детей этого возраста почти нет собственных нравственных убеждений. То есть в своих действиях младший школьник неизменно опирается на авторитет родителей, педагогов, а также старших школьников. В этом случае прослеживается произвольное положительное поведение младшего школьника. Необходимо в этом отношении указать значимую роль нравственного социального окружения, а также среды в жизни ребенка рассматриваемого возраста, роль нравственной позиции родителей и педагога.
5. У младших школьников эмоциональное восприятие мира доминирует над рациональным. Поэтому важно развивать как творческое мышление детей, так и их коммуникативные навыки.
Еще педагоги ХIХ-ХХ столетий (например, М.М. Манасеина, И.Г. Песталоцци, И.А. Сикорский, и др.) внесли существенный вклад в выявление и изучение биологических факторов, которые оказывают влияние на формирование у младших школьников нравственности.
Ученые-педагоги смогли установить взаимосвязь между физическим развитием ребенка и его нравственным ростом (труды И.Г. Песталоцци), его интеллектуальным и нравственным развитием (исследования П.Ф. Каптерева, М.М. Манасеиной и И.А. Сикорского), наконец, эстетическим развитием ребенка и его нравственным воспитанием (мнение П.Ф. Каптерева).
Далее укажем, что на процесс формирования личности младшего школьника способны оказывать влияние такие факторы, как:
1) окружающая природная среда (определяют стиль поведения);
2) генетические специфики человека (его восприятие окружающего мира и его характер);
3) социальное окружение (то есть семья, отдельная организация и т.д.);
3) социокультурная среда (то есть некоторый свод социальных ценностей и норм);
5) индивидуальный опыт индивида (то есть отдельные жизненные ситуации).
В качестве основных факторов формирования личности выступает влияние социального окружения, а также социокультурной среды.
Исследователями выделяются физические, биологические, а также социальные факторы, оказывающие то или иное влияние на формирование у младших школьников нравственных представлений.
Так, биологические факторы можно разделить на заданные генетически параметры, а также психические процессы. При этом к генетически заданным параметрам могут быть отнесены возрастные особенности младшего школьника, предпосылки его физического и интеллектуального развития, а также наличие у него некоторых наследственных свойств. В свою очередь к психическим факторам можно отнести развитие у ребенка речи и эмоционально-чувственную сферу [10].
Наконец, к социальным факторам в рамках формирования нравственных представлений у младших школьников можно отнести: предъявление обществом определенных норм поведения; воспитание отдельных привычек поведения, разные виды творчества; школьное образование и воспитание.
Для формирования у младших школьников нравственных представлений применяются интеллектуальные, а также эмоциональные, практически-действенные средства; это могут быть межпредметные связи, наконец, социальная и профессиональная позиция педагога.
Процесс развития у младших школьников нравственной сферы – это целенаправленное усвоение детьми этических знаний, интериоризация их в личные убеждения, а также формирование на их основе эмоционального отношения к поступкам и поведению, развитию у индивидов объективной потребности следовать принципам нравственности.
При этом основными показателями сформированности нравственной сферы младших школьников выступают следующие: нравственная направленность личности младшего школьника; рейтинг нравственной воспитанности ребенка; нравственная убежденность, проявляющаяся в самостоятельности принятия решения относительно нравственного поступка;
социальная активность младшего школьника; удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классном коллективе [3].
Для формирования нравственной сферы у младших школьников немаловажную роль играет понимание школьниками базовых нравственных и моральных ценностей.
Как известно, формирование и последующее развитие личности происходит именно в деятельности. В связи с этим, формирование нравственной сферы младших школьников обеспечивается подбором определенных видов деятельности, их содержания, форм и методов, которые соответствуют возрасту воспитанников. Для успешной реализации принципа деятельности необходимо:
1) вовлечение младших школьников в активное участие в процессе целостного осуществления деятельности: начиная от постановки цели и задач, планирования средств и методов их реализации, и заканчивая координацией, контролем и оценкой (или самооценкой);
2) что бы сама деятельность являлась в достаточной степени сложной по своей структуре и одновременно интересной по содержанию, неизменно требующей адекватного напряжения эмоциональных и интеллектуальных сил воспитанников;
3) что бы специфика такого рода деятельности предполагала элементы самоуправления, которые допускали бы творческий подход и свободный выбор при отборе средств и способов достижения конечной цели и желаемого результата;
4) деятельность необходимо организовать с обязательным учетом как индивидуальных, так и психолого-возрастных особенностей младших школьников. Такая деятельность должна быть доступной и посильной, а также достаточно длительной и систематической, исключающей всякую стихийность и фрагментарность [8, c. 134].
Подчеркнем, что процесс формирования нравственной сферы младших школьников предполагает развитие у учащихся особого эмоционального отношения к происходящим явлениям, формирование чувствительности к внутреннему конфликту между общечеловеческим и личным интересом как особому источнику мотивации его нравственной деятельности. При этом природные задатки оформляются в нравственные качества личности только при их последовательном формировании в процессе происходящего взаимодействия ребенка со средой. В этом случае воспитание должно организовать жизнь и деятельность школьника, отбирая из окружающих условий именно тот материал, который точно необходим для его развития. В связи с этим, основными критериями нравственной сферы учащиеся начальной школы овладевают не самостоятельно, а именно в процессе осуществления общения с окружающими людьми. Об этом наглядно свидетельствуют работы О.С. Богдановой, А.В. Запорожца, B.C. Мухиной, Д.И. Фельдштейна и др.
Необходимо указать, что процесс формирования нравственной сферы оценки поступков у младших школьников, в первую очередь, предопределяется характером семейных отношений, а также микроклиматом семьи и ее связью с социально-педагогической средой. Коллектив сверстников играет также значимую роль в процессе формирования нравственной сферы у младших школьников, его сознания, наконец, чувств и поведения. При поступлении на обучение в школу дети уже обладают определенным запасом моральных знаний. Поэтому в процессе общения детей происходит обмен имеющимися знаниями. При этом круг нравственных представлений и понятий каждого ребенка постепенно расширяется, причем, не всегда именно в благоприятном направлении. В результате этого ученики могут, сами того не желая, попасть под негативное влияние. Кроме этого, младший школьник включен в систему разнообразных взаимоотношений, в их числе в отношения «учитель-ученик». Это важно еще и в связи с тем, что в современных социокультурных условиях к профессиональным качествам педагога предъявляются повышенные требования, является обязательной наличие у него общей нравственно-этической культуры [5, c. 260].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Божович, Л.И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова. – Москва: Просвещение, 2016. – 244 с. – Текст: непосредственный.
2. Васильева, З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З.Н. Васильева. – Москва: Просвещение, 2017. – 154 с. – Текст: непосредственный.
3. Веденеева, Г.И. Духовно-нравственное воспитание школьников в процессе познания родного края: автореф. дис. … канд. пед. наук / Г.И. Веденеева. – Москва, 2018. – 40 с. – Текст: непосредственный.
4. Внеурочная деятельность: содержание и технологии реализации: Методическое пособие / научная редакция Т.С. Кузнецова, И.В. Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2019. – 256 с. – Текст: непосредственный.
5. Гликман, И.З. Практический аспект нравственного воспитания / И.З. Гликман. – Текст: непосредственный // Народное образование. – 2015. – № 5. – С. 259 - 263.
6. Дрожжинова, В.В. Общие особенности нравственных представлений младших школьников / В.В. Дрожжинва // Концепт. 2015. № 9 (сент.). – URL: http://e-koncept.ru/2015/15332.htm. (дата обращения: 15.01.2023). – Текст: электронный.
7. Ильинский, И.М. О Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года / И.М. Ильинский, В.А. Луков. – Текст: непосредственный // Науч. труды Московского гуманитарного ун-та. – 2015. – № 5. – С. 5-13.
8. Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников / А.А. Калюжный. – Москва: Академия, 2017. – 188 с. – Текст: непосредственный.
9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – Москва, 2019. – 26 с. – Текст: непосредственный.
10. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. – Москва: Просвещение, 2017. – 214 с. – Текст: непосредственный.
11. Матвеева, Л.И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения / Л.И. Матвеева. – Санкт-Петербург: Ун-т им. А.И. Герцена, 2019. – 146 с. – Текст: непосредственный.
12. Никитина, М.В. Педагогические средства мотивации нравственных поступков младших школьников в образовательном процессе: автореф. … канд. пед. наук / М.В. Никитина. – Омск 2000. – 24 с. – Текст: непосредственный.
13. Новикова, Е.Т. Формирование нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности. автореф. дис. … канд. пед. наук. / / Е.Т. Новикова. – Воронеж, 2020. – 24 с. – Текст: непосредственный.
14. Организация внеурочной деятельности в начальной школе: учеб. пособие / Т.А. Колесникова, З.У. Колокольникова, О.Б. Лобанова, Т.В. Газизова, И.А. Власова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. – 144 с. – Текст: непосредственный.
15. Прищепа, С.С. Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников / С.С. Прищепа, А.А. Начкина // Молодой ученый. 2021. № 48 (390). С. 438-440. – URL: https://moluch.ru/archive/390/86096/ (дата обращения: 22.01.2023). – Текст: электронный.
16. Провоторова, В.П. Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности / В.П. Провоторова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2011. – № 1. – С. 51-53.
17. Сандабкина, Т.Б. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений младших школьников / Т.Б. Сандабкина // Вестн. Бурятского. Гос. Ун-та. Сер. Философия. – 2013. – Вып. 4. – С. 151-157. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-formirovaniya-nravstvennyh-predstavleniy-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 22.01.2023). – Текст: электронный.
18. Сладковский, И.Ф. Нравственное воспитание / И.Ф. Сладковский. – Москва: Просвещение, 2002. – 232 с. – Текст: непосредственный.
19. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – Москва: Академия, 2017. – 57б с. – Текст: непосредственный.
20. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – Москва: Народное образование, 2018. – 256 с. – Текст: непосредственный.
21. Фадич, Е.В. Педагогические условия актуализации нравственных поступков школьников: 3 - 5 классы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Фадич. – Москва, 2004. – 24 с. – Текст: непосредственный.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. – Москва: Просвещение, 2021. – 31 с. – Текст: непосредственный.
23. Цветкова, И.В. Развитие духовно-нравственных качеств учащихся в условиях общеобразовательной организации / И.В. Цветкова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – № 1. – Т. 8. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-duhovno-nravstvennyh-kachestv-uchaschihsya-v-usloviyah-obscheobrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 20.01.2023). – Текст: электронный.
24. Щетнева, О.П. Программа нравственного воспитания младших школьников «Преображение» / О.П. Щетнева. – Текст: непосредственный // Практика административной работы в шк. – 2016. – № 8. – C.46-49.